Эффективность лечения наркотической зависимости в настоящее время далека от желаемой. Многие специалисты убеждены, что сегодня стоит вкладывать средства не столько в лечение, сколько в профилактику наркоманий. Как указано выше, говорят о первичной профилактике — для тех, кто не употребляет наркотики; вторичной профилактике, рассчитанной на лиц, уже употребляющих наркотики; третичной профилактике — работе по предотвращению рецидивов у употребляющих наркотики.
Основные модели и стратегии в обучении и информировании относительно наркотиков представлены следующими моделями:
• Модель моральных принципов.
• Модель запугивания.
• Модель фактических знаний (когнитивная).
• Модель аффективного обучения.
• Модель улучшения здоровья.
Не вызывает сомнений тот факт, что эффективность профилактических программ зависит от учета возраста аудитории. Работая с детьми, не достигшими 12—13 лет, можно делать акцент на страхе смерти. Подростки часто не очень высоко ценят свою жизнь, однако их страшит перспектива потерять здоровье, нищета. Молодежь 18—19 лет и старше может высоко оценивать возможную социальную несостоятельность, несоответствие положения в обществе возрасту.
Зарубежный опыт первичной антинаркотической профилактики
США. По мнению ведущего американского эксперта в области наркоманий директора Национального института наркомании А.Лешнера к наркотической зависимости склонны люди с нарушением дофаминной системы. Дофамин — это вещество, содержащееся в клетках головного мозга. Определенный уровень дофамина вырабатывается в нормальных условиях под воздействием вкусной пищи или занятиями любимыми видами деятельности и необходим для человеческой жизни. Дофамин нужен, к примеру, для поддержания моторной функции. Болезнь Паркинсона вызывается дефицитом дофамина. Шизофрения, депрессия отчасти вызываются недостатком дофамина. И действие антипсихотических наркотиков основано на повышении уровня дофамина. Содержание дофамина должно поддерживаться на определенном уровне, а не меняться стремительно и маятникообразно.
Все вещества, вызывающие наркотическую зависимость, изменяют содержание дофамина в клетках головного мозга. Вначале приема наркотиков выделение дофамина увеличивается, но с течением времени приводит к противоположному результату. То есть объем выделяемого дофамина сокращается. Ученые считают, что у большинства наркоманов есть трудности с получением удовольствия. Если уровень дофамина невысок, человек чувствует себя не очень хорошо. Наркотики принимаются для того, чтобы избежать подавленности и боли, то есть поднять уровень дофамина.
Наркомания — особое заболевание, имеющее как поведенческие, так и социальные аспекты. Поэтому лучшие методы лечения должны затрагивать и биологические, и поведенческие, и социальные аспекты. Коррекция поведения и лечение могут быть очень эффективны по отдельности, но объединение этих методов повышает их эффективность.
Американские ученые отмечают, что людям зачастую нравятся профилактические программы «моментального действия». «Сделай это — и проблема решена». Но подобные программы не оказываются эффективными на деле. Несомненно, что необходимо проводить поэтапные меры. В стране накоплен богатый и разнообразный опыт антинаркотической работы.
В университете Чикаго была разработана антинаркотическая профилактическая программа «Модель с использованием местного лидера». Основная работа в рамках этой программы ведется с неформальным лидером определенной группы. Американские исследователи Э.Эмоэтинг и С.Бар задались целью выяснить — по какой причине часть подростков осуждает пристрастие к наркотикам. Оказалось, что мощнейшим противодействующим фактором выступает религиозность. Опыт российских наркологов тоже говорит об этом — многим из тех, кого удалось «снять с иглы» помогла религия.
По данным Национального управления США по борьбе с наркотиками профилактические антинаркотические программы оказались успешными. За последние 15 лет число людей, употребляющих наркотики, снизилось на 50%. В городах страны работают более 3,5 тысяч общественных организаций по борьбе с наркотиками. Статистические данные свидетельствуют — если молодого человека в возрасте от 10 до 21 года удержать от курения, спиртного или наркотиков, вероятность, что этот человек окажется среди наркоманов, почти что равна нулю.
В США активно действуют организации, распространяющие позитивный опыт в других странах мира. Одной из них является «Life Skills International* — благотворительная организация, учрежденная в 1991 году. Национальные программы на базе «LSI» проводятся в 27 странах мира, в том числе — в Австрии, Канаде, Китае, Германии, Франции, Италии и др.
Базовая программа LSI — программа формирования жизненных навыков (ФЖН). Цель программы — обучение подростков здоровому образу жизни и навыкам сопротивления потреблению психоактивных веществ.
Задачи программы:
1. Развитие социальной и личностной компетентности детей;
2. Выработка навыков самозащиты и предупреждения возникновения проблем. Решение каждой из этих задач предполагает формирование определенных социально-психологических навыков:
• обучение навыкам эффективного общения, критического мышления, принятия решений, выработки адекватной самооценки;
• обучение навыкам постоять за себя, избегать ситуаций неоправданного риска, делать рациональный, здоровый жизненный выбор;
• усвоение навыков регуляции эмоций, избегания стрессов, разрешения конфликтов.
Как показала практика, условия эффективности программ заключаются в следующем: а) профилактическая работа наиболее эффективна среди умственно здоровых и хорошо адаптированных к условиям школьного обучения детей. Менее способные и неблагополучные в поведении ученики относятся к группе большего риска; б) программы профилактического обучения должны уделять основное внимание детям этой группы. Они нуждаются в специальных методах обучения; в) наличие определенных знаний и даже изменение установок не может гарантировать желаемых изменений поведения. Поэтому программы должны сочетать разные обучающие стили, подходы и методики. Все учащиеся должны освоить необходимые знания, развить полезные социально-психологические навыки и отработать поведенческие модели и схемы; г) хорошо подготовленные педагоги-наставники, пользующиеся доверием своих учеников, более эффективно проводят антинаркотические программы, чем приглашенные специалисты, родители или сверстники; д) сенсационность сообщений и тактика запугиваний обычно расходятся со взглядами обучающихся на окружающее и вызывают сомнение в достоверности источника информации; е) как и в традиционной риторике, предъявленные осторожно и честно сведения о разных сторонах, плюсах и минусах явления дают больший эффект, чем однобокая информация; ж) доказана эффективность активного участия детей в различных специально моделируемых ситуациях, когда они формулируют свои личностные позиции в отношении психоактивных веществ. Пассивное присутствие при сообщении информации неэффективно; з) эффективен тренинг социальной компетентности, особенно с подростками 11—14 лет.
Создатели и исследователи-эксперты программ ФЖН выделяют восемь лежащих в их основе ключевых принципов. Всякий раз, когда программы проваливались или оказывались недостаточно эффективными, выяснялось, что один или несколько принципов не были учтены.
Принципы построения программ формирования жизненных навыков
1. Всесторонность программ. Всесторонность означает в данном случае ориентацию на целостного человека на протяжении определенного времени. К основным аспектам всесторонности относятся:
• усвоение знаний;
• развитие навыков социальной компетентности (обучение навыкам эффективного общения, уверенности в себе, умению управлять своими чувствами, выбору друзей и построению позитивных отношений со сверстниками, укреплению связей с семьей и другими значимыми взрослыми, решению проблем, критическому мышлению, принятию решений, осознанию негативных влияний и давления со стороны сверстников и сопротивлению им, постановке целей, оказания помощи окружающим);
• непрерывность обучения (только непрерывные усилия на протяжении многих уроков и даже лет дают хорошие результаты);
• взаимоотношения со сверстниками (важная задача программ ФЖН — помощь в построении позитивных отношений со сверстниками, обучение умению выбирать друзей);
• участие в общественной жизни (считается, что ученики, отчуждаемые от просоциальных структур общества, более склонны к девиантному и антисоциальному поведению).
2. Участие родителей в работе по программе. Залогом успеха программ ФЖН является участие в них родителей. Широко распространены домашние задания, предоставление родителям специальной литературы, проведение семинаров для родителей.
3. Тренинг. Программы требуют гораздо большего, чем простого предоставления информации. Вся работа строится в условиях диалогического общения с учащимися.
4. Сотрудничество. Ни одно отдельно взятое ведомство не в состоянии обеспечить всестороннюю многолетнюю работу с учащимися. Для этого необходимо объединение усилий педагогов учебных заведений, специалистов в области профилактики, представителей органов внутренних дел и здравоохранения.
5. Культурная адекватность. Программы должны отражать культурные и языковые различия внутри общества. Учителя обязательно должны приспособить стиль обучения и конкретные методики к культурным особенностям своих учеников.
6. Оценка эффективности программ ФЖН. Программы, работа их исполнителей и эффективность обучения по программам должны постоянно подвергаться экспертизе. По результатам экспертизы в программы могут вноситься уточнения и дополнения.
7. Основа — ценности. Любая программа имеет определенную ценностную ориентацию. Работающие по программе учителя и ученики вправе представлять себе ценностную основу программы. Утверждаемые программами ФЖН ценности включают следующие виды просоциального позитивного поведения: самодисциплина, ответственность, честность, уважительное отношение к людям, выполнение обязанностей в семье, школе, обществе.
8. Связь программы с обществом. Дети неизбежно подвергаются влиянию общества. Это влияние не всегда позитивное. Программы ФЖН строятся с таким расчетом, чтобы объединить семью, школу и общество в целом единым стремлением передать детям навыки эффективной коммуникации.