Фондовые рынки — комплекс финансовых институтов, ведущих торговлю ценными бумагами. В его состав входят фондовые биржи, а также обширная масса других институтов, образующих внебиржевой рынок.
Повышение значения фондовых рынков как в национальном, так и в мировом хозяйстве, обусловлено важной функциональной ролью этих рынков. Благодаря фондовым рынкам происходит трансформация накопленных сбережений в реальные инвестиции, осуществляется перелив капитала между отраслями и странами, причем курсы ценных бумаг дают инвесторам необходимую информацию о направлении эффективных капиталовложений.
Фондовые рынки подразделяются на национальные, международные и мировой.
Под национальным фондовым рынком понимается система отношений и институтов, складывающаяся в рамках данной страны, в связи с выпуском и обращением ценных бумаг.
Под международным фондовым рынком подразумевается система отношений и институтов, складывающаяся при межстрановых перемещениях фиктивного капитала.
Под мировым фондовым рынком понимается совокупность национальных рынков и международного рынка, рассматриваемых во взаимодействии и взаимосвязи.
Мировой фондовый рынок подразделяется на мировые рынки конкретных видов ценных бумаг (акций, долговых инструментов, деривативов). Вместе с тем такая классификация достаточно условна, так как на фондовом рынке представлены несколько видов ценных бумаг.
В зависимости от эмитента можно разделить фондовый рынок на рынки государственных и корпоративных (негосударственных) ценных бумаг.
Можно выделить три основные функции фондового рынка:
• мобилизационную, которая состоит в мобилизации свободных денежных средств инвесторов для целей организации и расширения масштабов деятельности хозяйствующих субъектов. Эмиссия ценных бумаг является важнейшей функцией процесса привлечения капитала;
• распределительную (перераспределительную), которая состоит в движении свободных денежных средств. Таким образом осуществляется перелив капитала от одной корпорации к другой, между отраслями, между странами в поисках лучших вложений;
• информационную, которая сообщает инвесторам о ситуации на фондовом рынке и дает им ориентиры для размещения своих капиталов.
Участие национальных фондовых рынков в операциях мировых фондовых рынков определяется рядом факторов: соответствующим местом страны в мировой системе хозяйства и ее валютно-экономическим положением; наличием развитой инвестиционной системы и хорошо организованных фондовых бирж; либеральностью валютного законодательства, разрешающего доступ иностранным заемщикам на национальный рынок и иностранных ценных бумаг к биржевой котировке.
Эти факторы позволяют подразделять национальные фондовые рынки на развитые (developed markets) и формирующиеся (emerging markets). По классификации Международной финансовой корпорации (IFC) развитых фондовых рынков насчитывается 23, а формирующихся — около 80. Российский фондовый рынок относится к формирующимся.
До Первой мировой войны господствующим мировым фондовым рынком был Лондонский. Это было обусловлено высоким уровнем развития капитализма в Великобритании, устойчивостью фунта стерлингов, золотым паритетом национальных валют, устранявшим валютные риски. Капиталы из разных стран концентрировались на лондонском рынке, который обеспечивал значительную долю международных инвестиций.
Мировой фондовый рынок в Лондоне развивался преимущественно за счет корпоративных заемщиков. Если в 1870 г. на Лондонском рынке на них приходилось 40% иностранных заимствований, то к 1914 г. их доля возросла до 70%. Эмиссия корпоративных ценных бумаг была связана с финансированием инфраструктурных объектов: железных дорог, портовых сооружений, коммуникаций.
Система кросс-листинга (обращения ценных бумаг эмитентов одних стран на фондовых рынках других) позволяла снижать инвестиционные риски за счет диверсификации портфелей ценных бумаг. Росту мирового фондового рынка способствовало и внедрение новейших средств коммуникации и связи. Первый трансатлантический кабель между Европой и Америкой был проложен в 1866 г., что позволило наладить постоянный обмен информацией о котировках ценных бумаг между рынками. Фондовые биржи превратились в основные торговые площадки, на которых совершалась торговля ценными бумагами и концентрировалась значительная часть ликвидности.
С началом Первой мировой войны во внутреннем денежном обороте прекратился обмен национальных валют на золото, расходы государств стали финансироваться за счет роста государственной задолженности, что разрушительно действовало на мировой фондовый рынок.
После Первой мировой войны в силу действия закона неравномерности развития стран сложилась новая расстановка сил на мировом рынке капиталов. Страны Западной Европы из нетто-экспортеров превратились в нетто-импортеров капитала. Ведущий мировой финансовый центр переместился в США, которые стали главным инвестором на мировых фондовых рынках. Однако со второй половины 1920-х годов в экономике США начался экономический подъем, и у американских инвесторов снизился интерес к западноевропейскому рынку: поток инвестиций из США в Западную Европу сменился обратным притоком частного капитала на американский фондовый рынок. Индекс Доу-Джонса за период с 1924 г. по 1929 г. вырос на 300%*. Начавшийся мировой экономический кризис 1929—1933 гг., а затем и Вторая мировая война привели к дезинтеграции мирового фондового рынка.
В первые годы после войны деятельность фондовых рынков подвергалась жесткому государственному регулированию: правительства устанавливали низкие процентные ставки, что обеспечивало экономику дешевыми ресурсами и удешевляло стоимость государственных заимствований.
Активизация мирового фондового рынка началась с ростом внешней торговли и либерализацией валютных операций в США. В 1967 г. США пережили первый в послевоенный период кризис на фондовом рынке. Он получил название «бумажного» в связи с тем, что отсталая технология обработки информации, осуществлявшаяся на бумажных носителях, перестала справляться с нарастающим объемом сделок. Кризис положил начало серьезным изменениям на фондовом рынке США, в том числе технической революции в биржевом деле, однако не затронул связанные с США фондовые биржи в Европе.
Невыгодность низких процентных ставок, устанавливаемых государством на фондовых рынках в европейских странах, обусловила появление нового финансового инструмента — еврооблигаций. Так как источником еврооблигационного рынка были денежные средства, размещенные в банках вне территории места эмиссии и обращающиеся за пределами страны эмиссии, еврооблигации не подпадали под национальную юрисдикцию, поэтому процентные ставки по ним определялись спросом и предложением. Однако развитие рынка еврооблигаций тормозилось отсутствием эффективного вторичного рынка. Эмиссия облигаций в бумажной форме затрудняла их обращение и денежные расчеты. Прорывом в формировании вторичного рынка было создание в 1968 г. американским «Morgan Garanty Trust Со.» системы «евроклир». В 1970 г. западноевропейские институты еврооблигационного рынка создали свою систему клиринговых расчетов на рынке еврооблигаций со штаб-квартирой в Люксембурге, получившей название CEDEL. Суть новшества состояла в создании системы депозитариев в разных странах для хранения ценных бумаг, а владельцам ценных бумаг выдавались свидетельства о вкладе и владении ценными бумагами. В результате операции по купле-продаже еврооблигаций перестали требовать физического перемещения бумаг, а лишь сводились к передаче сертификатов, а смена собственников бумаг отражалась в записях по депонентским счетам в депозитариях. Благодаря активизации вторичного рынка еврооблигаций повысилась ликвидность этих инструментов, возрос интерес к их покупке и выросли объемы операций с ними.
Параллельное сосуществование национальных фондовых рынков в Западной Европе и либерального еврооблигационного рынка становилось все более конфликтным. Увеличивались объемы секъю-ритизации, т.е. перевода денежных средств из традиционных форм в виде депозитов, наличности, накоплений на пенсионных счетах, а также различных долговых обязательств в разные виды ценных бумаг. Секыоритизация способствовала росту масштабов международного перелива капиталов. Система государственного регулирования постепенно теряла свою эффективность. Необходимость радикальных преобразований на национальных фондовых рынках развитых стран диктовалась внутренними финансовыми проблемами. В начале 1970-х годов экономика западных стран столкнулась с «двузначной» инфляцией. В США обесценение акций с поправкой на инфляцию составило 45%. Долгосрочные казначейские облигации упали в цене на 28%. Сократились инвестиции в экономику и замедлились темпы экономического роста. Темпы роста внутренних цен превысили рост доходности финансовых инструментов (акций, облигаций и банковских депозитов), что спровоцировало бегство от денег в товарные активы. Высокая инфляция подрывала основу политики государственного регулирования на рынке капиталов и возникла угроза ее саморазрушения.
Это вынудило в середине 1970-х годов начать процесс либерализации в области движения капиталов, который завершился к концу 1980-х. Либерализация способствовала постепенному открытию национальных фондовых рынков для иностранных эмитентов и инвесторов. Разрешительная система вывоза капитала уступила место уведомительной. Административные методы заменялись рыночными.
Проведенные меры на фондовых рынках западных стран привели к значительным структурным изменениям. Изменилась модель проведения финансовых операций. Банки стали утрачивать свою роль в качестве главных финансовых посредников, уступая фондовому рынку. Об этом свидетельствует снижение доли активов банковского сектора в объеме активов всех финансовых институтов. В США за период с 1980 по 1990 г. эта доля снизилась с 52 до 37%, в Германии — с 87 до 77%, во Франции — с 88 до 74% и т.д. Лишь в Японии она несколько выросла — с 35 до 38%.
Снижение доли активов традиционного банковского сектора обострило конкуренцию между банками, стимулировало их универсализацию и концентрацию капитала. На рынках ведущих стран приблизительно половина всего объема финансовых операций приходится на десять крупнейших универсальных банковских институтов. Через отделения и филиалы они осуществляют свою деятельность по всему миру, содействуя формированию международных фондовых рынков.
Изменение финансовой модели в полной мере соответствовало новым потребностям экономического развития. Опора на традиционную консервативную и инерционную банковскую систему в качестве основного института перераспределения средств уже не отвечала потребностям начавшегося этапа научно-технической революции. Модернизируемым и создаваемым на базе новых технологий предприятиям требовались более гибкие механизмы финансирования. Политика дерегулирования и либерализации создавала условия для взаимодействия и интеграции национальных фондовых рынков, расширения масштабов операций на них и переливу частных капиталов между странами.
С либерализацией рынка государственных ценных бумаг объектами международных финансовых операций стали государственные ценные бумаги (казначейские векселя, среднесрочные и долгосрочные государственные облигации). Затем круг участников мирового фондового рынка расширился за счет институциональных инвесторов, на которые приходится около 40% мирового фондового рынка. Крупнейшую группу институциональных инвесторов составляют страховые компании, На них приходится 31% всех активов институциональных инвесторов. На втором месте (27%) пенсионные фонды, на третьем месте институты коллективного инвестирования (26%).
В силу своей высокой надежности государственные ценные бумаги стали одним из наиболее привлекательных объектов долгосрочного инвестирования. Доля всего объема государственных ценных бумаг в общем объеме мировых финансовых активов выросла с 18% в 1980 г. до 30-35% к 2004 г.
Свидетельством интернационализации рынка государственных долговых обязательств стало увеличение числа иностранных держателей национальных государственных ценных бумаг. В среднем по развитым странам доля нерезидентов на национальных рынках государственного долга составляет около 20%. Участие иностранных инвесторов поощрялось правительствами развитых стран, поскольку они создавали дополнительный спрос на государственные ценные бумаги, обеспечивали приток дополнительной ликвидности, снижали бремя обслуживания государственного долга.
По мере возникновения новых центров — в Западной Европе и Японии — США утратили монопольное положение среди мировых фондовых рынков. Особенно с введением в 1999 г. евро ценные бумаги и деривативы стали номинироваться в одной валюте, и у инвесторов на первый план вышел выбор не страны, а сектора фондовых операций. В настоящий момент более половины всего объема международных операций с финансовыми активами (56%) приходится на Лондон, Нью-Йорк и Токио.