Принципы управления качеством

Качество — совокупность свойств и характеристик товара, процесса или другого объекта, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Качество — главный фактор конкурентоспособности. Поэтому анализ действия экономических законов рыночных отношений и законов организации, применение всех 20 ранее рассмотренных научных подходов к управлению конкурентоспособностью являются обязательным условием научного управления качеством. Безусловно, из этих 20 научных подходов некоторые (какие именно — выяснится после анализа) не будут применяться при отработке качества объекта. Если объект управления некапиталоемкий и будет тиражироваться в небольшом количестве, применительно к нему нет необходимости анализировать все научные подходы. Если же объект крупносерийного или массового производства, применение научных подходов при его разработке обязательно.

Помимо перечисленных в теме 4 научных подходов к управлению конкурентоспособностью (применительно к управлению качеством), целесообразно выделять еще и специфические принципы. При рассмотрении сущности принципов системности и комплексности оценки качества выделяют 14 условий применения этих принципов. Эти условия после соответствующей адаптации можно сформулировать как специфические принципы управления качеством, к которым относятся:

  1. формирование управленческих решений с учетом производственно-экономических, социальных, рыночных факторов;
  2. взаимосвязь целей и ресурсов, их сбалансированность, поиск путей рационального использования и преобразования ресурсов для достижения намеченных целей;
  3. полнота учета ресурсных потребностей, включая трудовые, материальные, финансовые, природные, информационные ресурсы;
  4. учет взаимодействия региональных и отраслевых факторов;
  5. учет взаимосвязей между разными уровнями хозяйственного руководства и взаимодействия интересов разных уровней;
  6. рассмотрение в единстве натурально-вещественного и стоимостного измерения объема производства, потребления и затрат;
  7. взаимосвязь краткосрочных проблем с долговременной стратегией развития, учет долговременных последствий принимаемых решений и их действия в разных временных горизонтах;
  8. учет воздействия управленческих решений на социальную среду и среду обитания человека;
  9. анализ мотивов деятельности и интересов разных социальных групп;
  10. учет внешнеэкономических аспектов рассматриваемой проблемы;
  11. сочетание количественного и качественного анализа и оценок, использование количественно-качественных измерителей (ранговых, интервальных или «вилочных» и т.п.);
  12. совмещение объективных и субъективных оценок, исключение субъективистских оценок, когда субъект сознательно, из корыстных целей нарушает объективность, навязывает собственное суждение вопреки всякой логике;
  13. сочетание внутреннего (со стороны исполнителя) и внешнего (со стороны контрольного органа) оценивания;
  14. непрерывность и этапность осуществления оценок качества, развитие системы управления качеством.
Источник: 
Управление конкурентоспособностью организации
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.