Принципы управления качеством

Качество — совокупность свойств и характеристик товара, процесса или другого объекта, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Качество — главный фактор конкурентоспособности. Поэтому анализ действия экономических законов рыночных отношений и законов организации, применение всех 20 ранее рассмотренных научных подходов к управлению конкурентоспособностью являются обязательным условием научного управления качеством. Безусловно, из этих 20 научных подходов некоторые (какие именно — выяснится после анализа) не будут применяться при отработке качества объекта. Если объект управления некапиталоемкий и будет тиражироваться в небольшом количестве, применительно к нему нет необходимости анализировать все научные подходы. Если же объект крупносерийного или массового производства, применение научных подходов при его разработке обязательно.

Помимо перечисленных в теме 4 научных подходов к управлению конкурентоспособностью (применительно к управлению качеством), целесообразно выделять еще и специфические принципы. При рассмотрении сущности принципов системности и комплексности оценки качества выделяют 14 условий применения этих принципов1. Эти условия после соответствующей адаптации можно сформулировать как специфические принципы управления качеством, к которым относятся:
1) формирование управленческих решений с учетом производственно-экономических, социальных, рыночных факторов;
2) взаимосвязь целей и ресурсов, их сбалансированность, поиск путей рационального использования и преобразования ресурсов для достижения намеченных целей;
3) полнота учета ресурсных потребностей, включая трудовые, материальные, финансовые, природные, информационные ресурсы;
4) учет взаимодействия региональных и отраслевых факторов;
5) учет взаимосвязей между разными уровнями хозяйственного руководства и взаимодействия интересов разных уровней;
6) рассмотрение в единстве натурально-вещественного и стоимостного измерения объема производства, потребления и затрат;
7) взаимосвязь краткосрочных проблем с долговременной стратегией развития, учет долговременных последствий принимаемых решений и их действия в разных временных горизонтах;
8) учет воздействия управленческих решений на социальную среду и среду обитания человека;
9) анализ мотивов деятельности и интересов разных социальных групп;
10) учет внешнеэкономических аспектов рассматриваемой проблемы;
11) сочетание количественного и качественного анализа и оценок, использование количественно-качественных измерителей (ранговых, интервальных или «вилочных» и т.п.);
12) совмещение объективных и субъективных оценок, исключение субъективистских оценок, когда субъект сознательно, из корыстных целей нарушает объективность, навязывает собственное суждение вопреки всякой логике;
13) сочетание внутреннего (со стороны исполнителя) и внешнего (со стороны контрольного органа) оценивания;
14) непрерывность и этапность осуществления оценок качества, развитие системы управления качеством.

Источник: 
Управление конкурентоспособностью организации