Всеобщее управление качеством

Всеобщее управление качеством (total quality management, TQM) — концепция, предусматривающая всестороннее целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и служащих всех уровней при рациональном использовании технических возможностей. Концепция TQM носит междисциплинарный характер. Это совокупность принципов, методов, средств и форм управления качеством с целью повышения эффективности и конкурентоспособности организации.


Концепция всеобщего управления качеством позволяет представить широкое понимание качества. На рис. 10.1 приведена взаимосвязь всех составляющих TQM, качество включает осязаемые и неосязаемые ощущения покупателя, связанные с характеристиками продукции, качеством услуг (включая информацию, сроки поставки, условия обслуживания и т. д.), а также обусловленные качеством процессов и другими обстоятельствами.

Всеобщее управление качеством включает:

  • контроль в процессе разработки новой продукции;
  • оценку качества опытного образца, планирование качества продукции и производственного процесса, контроль, оценку и планирование качества поставляемых материалов;
  • входной контроль материалов;
  • контроль готовой продукции;
  • оценку качества продукции;
  • оценку качества производственного процесса;
  • контроль качества продукции и производственного процесса;
  • анализ специальных процессов (специальные исследования в области качества продукции);
  • использование информации о качестве продукции;
  • контроль аппаратуры, дающей информацию о качестве продукции;
  • обучение методам обеспечения качества, повышение квалификации персонала;
  • гарантийное обслуживание;
  • координацию работ в области качества;
  • совместную работу по качеству с поставщиками;
  • использование цикла PDCA (plan — do — check — action);
  • работу кружков качества;
  • управление человеческим фактором путем создания атмосферы удовлетворенности, заинтересованного участия, благополучия и процветания на фирме, фирмах-поставщиках, в сбытовых и обслуживающих организациях, у акционеров и потребителей;
  • работу в области качества по методу межфункционального управления (crossfunction management);
  • участие в национальных кампаниях по качеству;
  • выработку политики в области качества (согласование политики в области качества с общей стратегией экономической деятельности, привнесение целей качества во все аспекты административной, хозяйственной и экономической деятельности, принятие мер, обеспечивающих понимание на фирме политики в области качества);
  • участие служащих в финансовой деятельности (в прибыли, акционерном капитале), воспитание сознательного отношения к качеству, чувства партнерства, совершенствование социальной атмосферы и информированность служащих;
  • проведение мер по формированию культуры качества;
  • подготовку управленческих кадров для руководства деятельностью в области качества;
  • возложение ответственности за деятельность в области качества на высшее руководство.

Всеобщее управление качеством — это не теоретическая дисциплина, а конкретная технология руководства всеми процессами повышения качества. Она состоит из трех частей:

  1. базовой системы;
  2. системы технического обеспечения;
  3. системы совершенствования и развития всеобщего управления качеством.

Базовая система — это средства, которые применяются для анализа и исследования. Они основаны на использовании общепризнанного математического аппарата и статистических методов контроля. Система технического обеспечения — это приемы и программы, позволяющие обучить персонал владению этими средствами и правильному их применению. Система совершенствования и развития принципов и содержания TQM предполагает адаптацию научных подходов, экономических законов функционирования рыночных отношений, законов организации, структуры и принципов управления качеством к конкретным требованиям и условиям рынка.

Целью всеобщего управления качеством является достижение более высокого качества продукции и услуг.

Эффективность TQM зависит от трех ключевых условий:

  • высшее должностное лицо на предприятии энергично выступает за повышение качества;
  • первоначальные инвестиции осуществляются не в оборудование, а в людей;
  • организационные структуры преобразуются или создаются специально под TQM.

Концепция TQM реализуется на фирме благодаря применению определенного набора приемов и средств (табл. 10.2).


На процесс внедрения TQM существенно влияет давление рынка, которое вызывает у руководства фирмы готовность внедрять систему управления качеством. Этот процесс должен возглавить президент фирмы, пользующийся полной поддержкой персонала.

Для всеобщего повышения качества мы считаем, что управлять нужно не только производственными процессами, но и маркетинговыми, инновационными, информационными, логистическими, экономическими, трудовыми, управленческими и др.

Ключевые слова: Управление, Качество
Источник: Управление конкурентоспособностью организации
Материалы по теме
Планирование процесса управления качеством
Ребрин - Управление качеством
Понятие качества и управления качеством
Нефедов Ю.В. - Управление качеством - 2005
Принципы управления качеством
Управление конкурентоспособностью организации
Эволюция подходов к управлению качеством
Нефедов Ю.В. - Управление качеством - 2005
Методика применения концепции всеобщего управления качеством в государственных организациях
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Система тотального управления качеством
Ребрин - Управление качеством
Комплексная система управления качеством продукции (КСУКП)
Ребрин - Управление качеством
Механизм управления качеством
Ребрин - Управление качеством
Оставить комментарий