Инструменты повышения качества продукции

Формирование и реализация стратегии ресурсосбережения на всех уровнях управления — один из важнейших вопросов управления конкурентоспособностью, так как, во-первых, ресурсоемкость является второй стороной товара (первая — качество), во-вторых, Россия по эффективности использования ресурсов в 2—3 раза отстает от развитых стран.

Например, эффективность использования электроэнергии в России примерно в два раза ниже, чем в США, коэффициент использования металлов в машиностроительной промышленности США составлял в 1989 г. порядка 0,92, а в России — 0,70. Россия значительно отстает от развитых стран по коэффициенту извлечения из недр полезных ископаемых, использования технологического оборудования и машин, основных и оборотных средств, трудовых ресурсов и т. д. И как следствие, из-за отсутствия средств на качественное воспроизводство всех составляющих потенциала страны растет удельный вес изношенных основных фондов, экологически опасных объектов, снижается доля конкурентоспособной промышленной продукции (в 2002 г. она составляла примерно 0,3%), средняя продолжительность жизни населения и т. д.

Стратегия ресурсосбережения — это комплекс принципов, факторов, методов, мероприятий, обеспечивающих неуклонное снижение расхода совокупных ресурсов на единицу валового национального продукта (в рамках страны) либо на единицу полезного эффекта конкретного товара при условии обеспечения безопасности страны, экосистемы, регионов, фирм, человека.

Методы ресурсосбережения — конкретные технологические способы, организационные и другие методы расчета потребности и экономии расхода ресурсов на единицу полезного эффекта (работы) по новому варианту инновационного проекта по сравнению с заменяемым вариантом. Методы ресурсосбережения реализуются через организационно-технические мероприятия, например, по замене физически или морально устаревших технологий, оборудования, организационных проектов, экономических и других методов менеджмента.

Для уровня страны (региона) стратегия ресурсосбережения должна разрабатываться на длительную перспективу на основе рассмотренных выше принципов. Стратегиями ресурсосбережения на фирме могут быть:
1) упрощение кинематической схемы (структуры, принципа действия) товара;
2) межвидовая и внутривидовая унификация составных частей товара;
3) совершенствование технологичности конструкции товара;
4) организационно-техническое развитие производства;
5) расширение зарубежного производства качественного товара без изменения его конструкции в стране (странах), где дешевле (эффективнее) конкретный вид ресурса;
6) реализация факторов ресурсосбережения.

Источник: 
Управление конкурентоспособностью организации