Темпераментальные особенности

Поиски естественнонаучных основ индивидуальных особенностей психики и поведения продолжаются не одно столетие. Еще греческий врач и философ Гиппократ, пытаясь найти причины, от которых зависит психический склад человека, предположил, что оно определяется соотношением в организме четырех «соков» - жидкостных сред организма: крови, лимфы (слизи), черной и желтой желчи. Пропорция в смеси была названа темпераментом. И с именем Гиппократа связывают дошедшие до наших дней названия четырех темпераментов: меланхолический (преобладает черная желчь), флегматический (слизь), сангвинический (кровь), холерический (желтая желчь). Обладателей этих темпераментов различают по следующим особенностям:
• меланхолики - легко ранимы, склонны глубоко переживать даже незначительные неудачи, внешне вяло реагируют на окружающее;
• флегматики - невозмутимы, постоянны в стремлениях и настроениях, душевные состояния внешне слабо выражены;
• сангвиники - живые, подвижные, быстро отзываются на окружающие события, сравнительно легко переживают неудачи и неприятности;
• холерики - быстрые, порывистые, способны страстно отдаваться делу, но неуравновешенны, склонны к бурным эмоциям, резким переменам настроения.

Выделение темпераментов позволило свести все бесчисленные различия между людьми в несколько общих картин поведения, что положило начало научной типологии и современным учениям об индивидуальных различиях между людьми.

И. Кант считал, что тип темперамента определяется индивидуальными особенностям крови индивидуума, П.Ф. Лесгафт - свойствами кровеносных сосудов, а Э. Кречмер и У. Шелдон - телосложением человека, его общей телесной конституцией. Однако поистине революционным моментом в истории изучения естественнонаучных основ индивидуальных различий явилось учение И.П. Павлова о типах нервной системы человека и животных. Поскольку высшая нервная (психическая) деятельность, определяющая внешне реализуемое поведение, есть функция головного мозга, именно в деятельности мозга следует, по мысли Павлова, искать причину индивидуальных различий психики и поведения. Результаты экспериментов с условными рефлексами и многолетние наблюдения за поведением собак привели Павлова к мысли о том, что типы нервной системы, аналогичные темпераментам античных авторов, являются общими для человека и высших млекопитающих животных. Применительно к человеку типология И.П. Павлова подверглась наиболее систематической экспериментальной и теоретической разработке в трудах Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына и В. М. Русалова.

Сейчас под темпераментом понимают совокупность природных качеств, определяющих динамические особенности психики человека: интенсивность, скорость, темп, ритм психических процессов и состояний, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов. Темперамент не отражает содержательную сторону личности (мотивационную сферу, ценностные ориентации, мировоззрение) и непосредственно не обусловливает ее содержательные черты. Он лишь задает форму, в которой проявляются все остальные черты. Однако особенности темперамента могут, как противодействовать, так и способствовать развитию определенных черт личности, поскольку темперамент существенно трансформирует все внешние воздействия (в том числе и воспитательные), влияющие на формирование личности. От других явлений, динамизирующих психику, таких, как настроения, мотивы, социальное давление и др., темперамент отличается рядом только ему присущих особенностей:
• онтогенетическая первичность (если наблюдаемая у взрослого динамическая особенность была присуща ему в раннем детстве, то она, несомненно, относится к свойствам его темперамента);
• устойчивость, состоящая в том, что свойства темперамента в течение длительного времени не меняют своей относительной величины, ранговых мест в системе свойств человека;
• к темпераменту относятся лишь такие динамические особенности, которые в обычных условиях жизни проявляются особенно часто и наиболее типичны для данного человека;
• свойства темперамента проявляются даже в неблагоприятных, подавляющих их условиях (например, когда человек пытается действовать, не считаясь с природными особенностями своей психики).

В последней четверти двадцатого века среди исследователей психофизиологических оснований темпераментальных различий возобладало представление (П.В. Симонов, Г. Айзенк, М. Цукерман и др.), что классические, выделенные Гиппократом, типы темперамента определяются двумя основными свойствами нервной системы: подвижностью и выносливостью.

Подвижность нервных процессов проявляется в быстроте перехода одного нервного процесса в другой, в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой подвижности нервных процессов является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот. Подвижность нервных процессов дает индивиду возможность отслеживать конкретные предметы и явления во всем их многообразии, сложности и деталях. Оперируя преимущественно конкретной информацией, человек с подвижной нервной системой направлен, прежде всего, на ее основной источник - внешний мир. Карл Юнг называл таких людей экстравертами.

Противоположностью подвижности является инертность нервных процессов. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому. У человека с инертной нервной системой возникает необходимость затормозить процесс, зафиксировать состояние. Поэтому инертность нервных процессов вынуждает индивида вычленять из конкретных предметов и явлений отдельные признаки, отвлекая (абстрагируя) их от остальных. В этом случае человек ориентируется, главным образом, на свой внутренний мир, на мир своих абстракций. Таких людей Юнг называл интровертами. Инертность нервной системы ярко выраженного интроверта хорошо заметна, и, не случайно, в молодежной среде о таком человеке говорят, что он «тормозит» или обзывают «тормозом». Молодежный сленг в данном случае совпадает с терминологией И.П. Павлова, который ввел понятие «тормозной тип».

Выносливость (сила) нервной системы отражает предел работоспособности клеток коры головного мозга, то есть их способность выдерживать, не переходя в тормозное состояние (торможение), либо очень сильное, либо длительно действующее (хотя и не сильное) возбуждение. Сила нервной системы характеризуется также противоположным ей параметром -чувствительностью (сензитивностью) анализаторов: более слабая (менее выносливая) нервная система является соответственно более чувствительной, то есть она способна реагировать на стимулы более низкой интенсивности, чем сильная. Сензитивность обычно сопровождается повышенной тревожностью.

Классические типы темперамента с помощью свойств нервной системы определяют следующим образом:
• Меланхолик - инертный, сензитивный;
• Флегматик - инертный, выносливый;
• Сангвиник - подвижный, выносливый;
• Холерик - подвижный, сензитивный.

Параметры «выносливость - сензитивность» и «подвижность - инертность» характеризуют особенности нервной системы человека. Характеристику внешнего проявления этих свойств нервной системы на поведенческом уровне принято давать в терминах соответственно «стабильность - лабильность» и «экстраверсия - интроверсия».

Выносливость нервной системы проявляется в том, что человек использует преимущественно стабильные, устойчивые формы поведения, а сензитивность нервной системы приводит к преобладанию в поведении индивида преимущественно лабильных, неустойчивых, изменчивых форм. Слабое воздействие, которое стабильный человек и не заметит, может вызвать бурную реакцию у лабильного.

Экстравертированные люди (экстраверты) ориентированы на окружающий мир, непосредственны, активны, открыты в эмоциональных проявлениях, любят движение и риск. Для них характерна импульсивность, гибкость поведения, общительность и социальная адаптированность. Обычно это активные, иногда шумные люди, «душа компании», заводилы. Как правило, ориентируются на внешнюю оценку, поэтому могут хорошо сдавать экзамены, тянутся к новым впечатлениям и ощущениям, хорошо справляются с работой, требующей быстрого принятия решения.

Для интровертированных людей (интровертов) наибольший интерес представляют явления собственного внутреннего мира, для них свои теории и оценки реальности могут быть важнее, чем сама реальность. Они склонны к размышлениям, самоанализу, часто малообщительны, замкнуты и социально пассивны, могут испытывать затруднения в социальной адаптации. Обычно более осторожны, аккуратны и педантичны, лучше справляются с монотонной работой, не требующей постоянного общения с людьми.

В поведенческой терминологии типы темперамента определяют следующим образом:
• Меланхолик - лабильный интроверт;
• Флегматик - стабильный интроверт;
• Сангвиник - стабильный экстраверт;
• Холерик - лабильный экстраверт.

Меланхолик характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью мимики и речи, быстрой утомляемостью. Его отличают высокая эмоциональная чувствительность к происходящим с ним событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем проявлении, преобладание отрицательные эмоции. При неблагоприятных условиях у меланхолика может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность, боязнь новых ситуаций, людей и различного рода испытаний.

Флегматический тип темперамента характеризуется низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики. Он нелегко переключается с одного вида деятельности на другой и трудно приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное ровное настроение. Чувства и настроения обычно отличаются постоянством. При неблагоприятных условиях у него может развиться вялость, бедность эмоций, склонность к выполнению однообразных действий.

Сангвиник характеризуется высокой психической активностью, работоспособностью, стремительностью и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрой речью. Они стремятся к частой смене впечатлений, легко и быстро отзываются на окружающие события, общительны. Эмоции - преимущественно положительные - быстро возникают и быстро сменяются. Сравнительно легко и быстро переживает неудачи. При неблагоприятных условиях и отрицательных воспитательных влияниях подвижность может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков, поверхностность.

Холерик характеризуется высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Он склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивен. При отсутствии надлежащего воспитания недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных ситуациях.

Типами темперамента интересуются не только психологи и педагоги, привлекают они и других исследователей жизни и человека. Обладатели здорового чувства юмора наверняка с удовольствием читали иронический рассказ Антона Павловича Чехова «Темпераменты (По последним выводам науки)».

Особенности темперамента наиболее ярко, в «чистом» виде проявляются у детей в первые годы их жизни и у животных. Так, показателем экстраверсии у крыс (Симонов П.В., 1998) в экспериментах по методике «открытого поля» служит их исследовательская активность, а показателем лабильности - количество уринаций и дефекации. Сочетание низкого уровня перемещений в открытом поле с обильными дефекациями характеризует крысу как лабильного интроверта (меланхолика) с низким болевым порогом (высокой сензитивностью). Высокий болевой порог зафиксирован у крыс-сангвиников (стабильных экстравертов). Показателем подвижности нервной системы животного может служить не только исследовательская и двигательная активность на открытом пространстве, но и скорость выработки реакции эмоционального резонанса (способность к выработке условной реакции избегания, предотвращающей болевое раздражение другой особи того же вида).

Определить тип темперамента зрелого человека уже не так просто. Дело в том что, взрослея, человек осваивает существующие в данном обществе нормы поведения, и обучается проявлять свои природные особенности в принятых рамках. Одним это дается легче, другим - сложнее. Знание своих психических особенностей дает возможность гораздо успешнее заниматься самовоспитанием, сознательно осваивать наиболее соответствующие возрасту и статусу социально-приемлемые формы поведения. Взрослого человека, врожденные особенности психики которого видны с первого взгляда, можно назвать «невоспитанным». Типовые темпераментальные особенности, проявляющиеся в поведении «невоспитанных» индивидов замечательно отразил датский художник-карикатурист Х. Бидструп, показав реакцию обладателей различных типов темперамента на одно и то же происшествие. Обнаружив, что незнакомый прохожий нечаянно сел на его шляпу, холерик пришел в ярость, флегматик невозмутимо надел то, что осталось от шляпы себе на голову, меланхолик ужасно расстроился, а сангвиник просто рассмеялся.

Вышесказанное позволяет понять, почему при диагностике типа темперамента с помощью теста EPI Ганса Айзенка, точность диагностики значительно повышается, если испытуемый перед выполнением теста получает установку отвечать на вопросы, ориентируясь, по мере возможности, не на свои нынешние «взрослые» реакции, а вспоминая свое поведение и состояние в раннем детстве. Определить тип темперамента человека, в том числе и без его участия, можно также с помощью методики Н.Н. Обозова, использующей 15 эмпирических характеристик проявлений темперамента.

Темпераментальные особенности психики человека проявляются не только во внешней манере поведения и движениях, но сказываются и на общей работоспособности во всех видах деятельности, в том числе трудовой и учебной. При этом установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, то есть конечным результатом действий, и типовыми особенностями психики, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные. Вместе с тем исследования показывают, что в зависимости от особенностей психики изменяется способ осуществления самой деятельности, а, следовательно, для различных типов психики имеются свои наиболее эффективные способы деятельности. Особенности «эксплуатации» темпераментальных различий приведены в работе М.К. Акимовой и В.Т. Козловой «Рекомендации по использованию результатов диагностики природных особенностей человека в педагогической практике» (1992).

Авторы отмечают, что свойства темперамента не детерминируют уровень достижений человека только в том случае, когда каждому из людей создаются равно благоприятные условия. Однако современный образ жизни диктует свои правила, и в реальной деятельности чаще возникают ситуации более благоприятные для стабильных и экстравертированных типов и реже - для лабильных и интровертированных. Таким образом, у части людей особенности темперамента находятся в противоречии с требованиями окружающей действительности, и они вынуждены вырабатывать особые компенсаторные приемы организации собственной деятельности, что удается далеко не каждому человеку. Поэтому при организации собственной деятельности и при взаимодействии с другими людьми необходимо знать наиболее типичные трудности, возникающие у людей с теми или иными темпераментальными особенностями.

У лабильных типов (меланхоликов и холериков) к быстрому возникновению усталости, падению работоспособности, резкому возрастанию количества ошибок, многократному снижению скорости деятельности приводит:
• длительная напряженная работа;
• ответственная, требующая эмоционального, нервно-психического напряжения самостоятельная работа;
• отрицательная оценка их деятельности;
• работа в шумной, неспокойной обстановке.

У интровертов (флегматиков и меланхоликов) особые затруднения возникают в тех ситуациях, когда:
• необходимо выполнять работу разнообразную по содержанию и способам деятельности;
• приходиться в высоком темпе работать с плохо структурированным материалом;
• работа будет оцениваться, а время на ее выполнение жестко ограничено;
• требуется частое переключение внимания с одного вида работы на
другой;
• после первого знакомства с новым видом деятельности оценивается их продуктивность;
• при высоком темпе работы требуется проявлять сообразительность;
• требуется быстрое решение неожиданных вопросов.

В указанных ситуациях у стабильных и экстравертов изначально существуют преимущества перед лабильными и интровертами. Подобный круг требований близок их природным особенностям и их привычкам, естественным проявлениям. Лабильные и интроверты действовать в таких ситуациях сообразно своим природным возможностям не могут, поскольку особенности их темперамента и внешние обстоятельства вступают в противоречие друг с другом. Успешная работа в некоторых ситуациях им вообще недоступна, в других - они могут успешно действовать только при наличии специально выработанных приспособительных приемов. Между тем, зная собственные темпераментальные особенности, можно сделать свою деятельность более эффективной (Акимова М.К., Козлова В.Т., 1992).

Лабильным типам желательно:
• осторожнее оценивать свои неудачи, из-за очень болезненного отношения к ним;
• формировать уверенность в собственных силах;
• при необходимости выполнения в ограниченный промежуток времени большого объема работы, разнообразной по содержанию, стараться разбить ее на отдельные части, и выполнять поэтапно;
• создавать спокойную, доброжелательную обстановку.

Интровертам необходимо придерживаться следующих правил:
• резервировать достаточно времени на обдумывание, подготовку, проверку и исправление работы;
• не ожидать от себя немедленного включения в работу, так как активность интроверта в новом виде деятельности возрастает постепенно, следовательно, необходимо время для переключения;
• стараться заранее готовиться или избегать вопросов, требующих неожиданных ответов, импровизации;
• во время выполнения работы не отвлекаться от нее, переключая внимание на что-либо другое;
• не ожидать от себя высокой активности в выполнении быстро меняющихся, разнообразных заданий;
• выделять себе время, чтобы иметь возможность «переварить» новую информацию.

У лабильных типов есть свои преимущества в деятельности: они тщательнее контролируют правильность выполнения работы, проверяют полученные результаты и в спокойной доброжелательной обстановке допускают меньше ошибок, чем стабильные.

У интровертов преимуществ в деятельности больше:
• Интровертов отличает медленное нарастание активности, но зато долгое ее сохранение. У них наблюдается склонность к однообразной, монотонной работе, к действиям по шаблону, схеме.
• Они работают обстоятельно, шаг за шагом выполняя задание, поэтому для них благоприятны ситуации, требующие планомерных действий. Они не отвлекаются, не перескакивают от одного действия к другому, а выполняют их в строгой последовательности.
• Интроверты склонны планировать предстоящую деятельность, любят составлять планы в письменной форме, используя их как средства внешнего управления деятельностью. Поэтому они успешнее в тех видах деятельности, которые требуют предварительной подготовки.
• Они склонны к систематизации знаний, что обеспечивает им большую глубину усвоения. Кроме того, за счет тщательной подготовительной работы интроверты обстоятельнее усваивают материал и потому обнаруживают свои преимущества в таких ситуациях, где требуется более глубокое понимание и знание предмета.
• Интроверты (в отличие от экстравертов) приступают к действиям, лишь до конца разобравшись, что необходимо делать. В работе, требующей сообразительности, интроверты принимают активное участие, если у них имеется достаточно времени для обдумывания. Кроме того, они активны в хорошо освоенной ими деятельности. Долговременная память у интровертов развита лучше, чем кратковременная.
• Если имеется возможность произвольно организовать свою деятельность, то интроверты способны быстро выполнять задания. Высокой скорости они достигают за счет специальной организации процесса (например, отсутствия отвлечений на общение, продуманного размещения подсобных материалов и инструментов). По этой же причине они легче справляются с самостоятельной работой, проявляя высокую степень независимости в выполнении заданий.

Лабильные типы и интроверты могут компенсировать «минусы» своего темперамента и более эффективно организовать свою деятельность, освоив некоторые приспособительные приемы, например:
• Лабильные типы могут компенсировать свою быструю утомляемость частыми перерывами для отдыха, разумной организацией деятельности, режимом дня. Недостаточную сосредоточенность и отвлекаемость внимания - усиленным контролем и проверкой работ после выполнения. А предварительная подготовка, глубокий всесторонний анализ и обдумывание информации, ее систематизации, составление плана работы позволит лабильным людям уменьшить нервно-психическое напряжение, возникающее у них в ответственные моменты их деятельности.
• Тщательная предварительная подготовка работы позволяет компенсировать медленный темп умственной деятельности интровертам, особенно на этапе врабатываемости. Другой приспособительный прием называется «предваряющие ответы»: если студент-интроверт не успевает решить предлагаемое в данный момент задание, то, зная последовательность заданий, он может увеличить скорость работы за счет выполнения следующего задания, пропустив предыдущее.

Свои сложности (правда, не столь ощутимые) имеются и у экстравертов, которые тяжело переносят однообразие и монотонность. В ситуациях, требующих соблюдения шаблонов, систематизации, планирования и проверки выполняемой работы они часто прибегают к различным способам, чтобы разнообразить свою деятельность: отвлекаются от дела, общаются с коллегами, друзьями и т.д. В этом случае рекомендуется учиться осознанно направлять свою активность на конструктивную, продуктивную деятельность, например, других путей решения стоящих задач и т.п.

Источник: 
Ишков А.Д., Учебная деятельность студента