Техники транзактного анализа

Техники в транзактом анализе многочисленны и разнообразны, но при этом практически все направлены на изучение Эго-состояний человека, осознания и последующую работу с жизненными сценариями.

Стоит принять за аксиому, что любой человек имеет черты и маленького ребенка, и родителя, и взрослого. Исходя из этого, мы не должны воспринимать, например, состояние Ребенка как свидетельство незрелости, оно всего лишь вызывает в памяти человека образ прошлого, образ ребенка. Основный посыл жизнедеятельности человека состоит в том, что он должен уметь правильно понимать себя в каждом состоянии, поскольку время от времени они проявляются на протяжении всей жизни. Следует помнить, что каждое состояние является значительной стороной личности.

Используя упражнение 1, психотерапевт предлагает пациенту написать по одному примеру на каждый из трех способов своего поведения (Родитель, Взрослый и Ребенок) за последние сутки и связанных с этим состоянием мыслей и чувств.

В упражнении 2 пациенту необходимо вернуться к своим примерам, когда он в последние сутки находился в эго-состоянии Ребенка, Родителя и Взрослого.

Эго-состояние Ребенка. Пациенту надо подумать о тех случаях, в которых он находился в эго-состоянии Ребенка; записать мысли и чувства, которые он испытывал (часто к мыслям Ребенка можно легко подойти, спросив себя: «Что я думал о себе?»); отметить, что он думал о себе, о других людях, об окружающем мире. Наконец, пациент должен вспомнить, как он себя вел, когда «был в Ребенке».

Эго-состояние Родителя. Аналогичным образом необходимо записать чувства, мысли и поведение для каждого случая, когда пациент находился в эго-состоянии Родителя (к мыслям Родителя легче всего подойти, спросив себя: «Что «говорят» во мне мать и отец?»). Необходимо ответить на вопрос, что было в тех случаях, когда пациент «был в Родителе», копировал ли он поведение, мысли своих родителей.

Эго-состояние Взрослого. Пациент записывает события, когда поведение, мысли и чувства были характерны для Взрослого. Для того чтобы отличить Взрослого от Ребенка или Родителя, надо спросить себя: «Соответствует ли это поведение, мысли и чувства взрослому подходу к ситуации, происходящей в данный момент?». Если да, то это реакция Взрослого.

Выполняя упражнение 3, терапевт предлагает пациенту вспомнить последние сутки, отметить, когда он «был в позитивном Ребенке». Надо вспомнить, каким было поведение в этот момент? Надо вспомнить случаи, когда он «был в негативном Ребенке, в позитивном свободном Ребенке». Необходимо пациенту написать слова, которыми можно описать кого-либо из своих знакомых в Позитивном Адаптивном Ребенке.

В упражнении 4 пациенту предлагается, вспомнив прошедший день, отметить те случаи, когда он вел себя по отношению к другим как Контролирующий Родитель: позитивный или негативный. Также надо вспомнить, кого из родителей пациент копировал в каждом случае.

В упражнении 5 психотерапевт предлагает клиенту составить свою эгограмму. Идея эгограммы заключается в том, чтобы выстроить рейтинг каждого эго-состояния. Высота столбика указывает на то, сколько времени вы находитесь в каждой функциональной части. Сначала надо нарисовать столбик над той частью эго-состояния, в которой пациент находится чаще всего, высота двух столбиков может совпадать с интуитивной оценкой пациентом относительного количества времени, которое он проводил в каждом эго-состоянии.

Если данная техника проводится в группе, то при составлении эгограммы каждый участник может поделиться своими мыслями с членами группы. Работать надо, опираясь, прежде всего на интуицию.

Психотерапевт должен выяснить у пациента научился ли он чему-то новому по окончании упражнения.

Упражнение 6. Психотерапевт должен выяснить, не хочет ли клиент что-либо изменить в своей эгограмме. При положительном ответе необходимо уточнить, какой столбик нужно поднять, чтобы добиться желаемого результата. После этого клиент записывает пять новых поведений, которые можно использовать для увеличения желаемого эго-состояния с установкой их применения через некоторое время. Затем нужно снова нарисовать эгограмму. Дальше необходимо проанализировать старую и новую эгограммы.

При выполнении упражнения 7 психотерапевт предлагает пациенту на большом листе бумаги нарисовать шесть вертикальных колонок. Левая колонка обозначается как «Факторы». Сверху вниз в ней написать пять подзаголовков: слова, тон голоса, жесты, положение тела, выражение лица. Остальные 5 колонок – названия пяти эго-состояний (эгограмма).

Задание заключается в том, чтобы в каждой колонке записать поведенческие факторы самого себя.

Например, психотерапевт объясняет пациенту: «Возьмите колонку Контролирующего Родителя. В ней вы записываете поведенческие факторы, которые проявляете, когда копируете способы поведения ваших родителей контролировать или управлять другими людьми. Продумайте ситуации, когда вы обычно «входите» в Контролирующего Родителя. Возможно, это происходит тогда, когда вы общаетесь с подчиненными или детьми».

Пример того, как можно заполнить колонку КР. Слова: «Не делай этого! Прекрати! Вот так-то! Хорошо! Тебе следует! Ты должен!». Тон голоса: глубокий, сердитый, повелевающий. Жесты: разрубающие рукой воздух, соединение рук за головой. Положение тела: опрокидывание глубоко назад в стуле, запрокидывание головы, взгляд свысока. Выражение лица: кончики рта слегка опущены вниз, брови подняты вверх. Отмечать надо лишь то, что можно наблюдать, но ни в коем случае не интерпретировать.

После окончания колонки «Контролирующего Родителя» можно приступать к аналогичному заполнению других колонок.

Упражнение 8. При выполнении упражнения пациенту надо взять лист бумаги и озаглавить его: «Я человек, который…». Затем за две минуты надо написать все возможные способы закончить это предложение.

После этого необходимо расслабиться и в течение некоторого времени осмотреть комнату. Для того чтобы помочь себе «войти» во «Взрослого», нужно сесть прямо, ногами упереться в пол. Далее следует инструкция: «Посмотрите, что вы написали. Каждый вариант законченного предложения проверьте на то, является ли это отражением реальной действительности или же это в Вас говорит Ребенок. Если же вы решите, что какие-то варианты исходят от Ребенка, подумайте, какова действительность. Выделите слова, исходящие от Ребенка и употребите слова Взрослого» (Например, если пациент написал: «Я человек, который не умеет ладить с людьми», то это предложение можно переделать так: «Я разумный и дружелюбный человек и вполне способен ладить с людьми».

Теперь надо взять другой лист бумаги. За две минуты пациент должен написать все установки и директивы, которые он слышал от своих родителей. Дальше надо посмотреть список «Родительских» девизов и отметить, какие варианты отражают реальность, а какие исходят от «Родителя». Эти варианты также можно исправить. Например, «Если у тебя что-то не получается, пытайся еще и еще» надо вычеркнуть, а вместо этого написать: «Если у тебя что-то не получается, измени то, что ты делаешь так, чтобы получилось». Это упражнение можно делать в часы отдыха.

«Структурирование времени». Данная техника проводится в два этапа.

Упражнение 1. Для выполнения данной техники необходимо составить схему структурирования времени. Для этого пациент рисует круг и делит его на части, представляющие собой части времени, которое обычно каждый день тратится на шесть способов структурирования времени. При желании вносятся изменения способов структурирования времени. Пишутся пять вариантов, с помощью которых можно увеличить желаемые способы структурирования времени. На следующей неделе планы осуществляются, и после этого вновь рисуется круг структурирования времени. Каждый день отмечается, как вы и другие структурируют свое время.

Упражнение 2. Происходит разделение на группы по шесть человек, выбирается любая тема для разговора. Выбранная тема обсуждается в течение трех минут, при этом каждый человек проигрывает один из способов структурирования времени. В конце проводится обсуждение. Затем выбирается другая тема для разговора, меняется способ структурирования времени и упражнение повторяется. Все первые номера проигрывают уход, вторые – ритуалы, третьи – времяпрепровождение и т. д. Затем происходит смена ролей. Ритуал – это профессиональные процедуры. Ритуал развивается по схеме, определенной Родителем. Времяпрепровождение – способ проводить время. Времяпрепровождение определяется как серия простых полуритуальных дополнительных транзакций, относящихся к одной теме, которая, в свою очередь, нацелена на структурирование конкретного отрезка времени.

Большая часть людей очень тяжело переживает неструктурированные промежутки времени; и именно это объясняет, почему люди предпочитают пойти вечером с друзьями, чем провести его в одиночестве. Такая потребность в структурировании времени приписывается трем видам стремлений или нужд. Первым является стимулирование или жажда ощущений. Вторым видом считается жажда признания, то есть потребность в особых впечатлениях, которые исходят от другого человека. Третьим видом является жажда структурированности. Люди, способные постоянно структурировать свое время, всегда являются самыми редкими и дорогостоящими специалистами.

«Определение жизненного сценария». «Ваш сценарий». На листе бумаги надо написать ответы на следующие вопросы: «Каково название сценария? Что за сценарий? Веселый или печальный? Опишите последнюю сцену».

«Расшифровка вашего сценария». К разгадке жизненного сценария могут привести сны, фантазии, сказки, а также детские рассказы. Для этого не нужно сдерживать вашего воображения при их выполнении. Не думайте о том, для чего они нужны и что означают. Не контролируйте себя и не пытайтесь угадать то, что вам нужно сказать. Просто представьте какие-то образы и ощутите связанные с ними чувства. После этого можно приступить к анализу и расшифровке. Наилучший результат достигается в том случае, если вы работаете в группе или с партнером.

Источник: 
Уваров Е.А., Теоретические и практические основы психотехник в современной психологии