Психология массовидных явлений

Общественное мнение –  это публично выраженное, одобренное обществом и распространенное суждение, которое несет в себе оценку и отношение к какому-либо событию, представляющему интерес для общества.

Функции общественного мнения:

  1. нормативная – выработка определенных общественных норм поведения;
  2. аксиологическая – выработка определенных ценностей;
  3. регуляторная – регулирование определенного поведения;
  4. оценочная – выражает и отражает оценки событий и фактов.

Формы проявления общественного мнения:

  1. оценка;
  2. жалобы;
  3. советы;
  4. пожелания;
  5. одобрения;
  6. недовольство;
  7. осуждение;
  8. неодобрение;
  9. несогласие;
  10. протест.

Формы проявления могут быть обоснованные и необоснованные.

Структура общественного мнения:

  1. знания, которые могут быть истинными или ложными;
  2. чувства;
  3. представления – это образы предметов и явлений возникающие в мозге на основе нашего предыдущего опыта без воздействия этих предметов и явлений в данный момент на органы чувств.

Этапы формирования общественного мнения:

  1. этап создания и привлечения внимания общественности к новой, общественно значимой проблеме, факту, явлению, новому подходу к оценке тех или иных уже имевших место явлений действительности;
  2. этап становления – характеризуется повышением уровня компетентности общественного мнения, за счет действия средств массовой информации, пропагандистских источников (листовок, плакатов, рекламных щитов и т. д.);
  3. этап распространенности – дальнейшее расширение границ общественного мнения, его тиражирование и трансляция.

Последствия деформации общественного мнения:

  1. формирование неправильных стереотипов и оценки поведения;
  2. создание преступной субкультуры;
  3. установлению негативных традиций;
  4. искажение моральных ценностей.

Интересы социальных групп –  это социально-психологические явление, которые оказывают значительное влияние на развитие различных социальных институтов общества.

Каждый социальный институт представляет интересы конкретной социальной группы и служит их реализации. Интересы одного социального института могут идти в разрез интересам другого, вызывая развитие конфликтов в обществе.

Мода –  социально психологическое явление предпочтения, оказываемое массовым, групповым сознанием в определенный период времени каким-либо формам жизнедеятельности.

Понятие моды относится как к прическе, манере одеваться, поведению, так и к месту покупки (в дорогих магазинах, в супермаркетах или на базаре), образу жизни, обустройству дома, квартиры, виду автомобиля, политическим воззрениям, идеологии и даже религии.

Функции моды:

  1. функция выделения – желание выделиться на фоне других новой внешней формой (одеждой, прической, поведением, речью и т. д.), приподнимая этим свой статус, возвышая себя, отделяя от других;
  2. функция подражания – стремление хотя бы внешне походить на людей из референтной группы;
  3. экономическая функция – мода способствует продвижению товаров на рынке в условиях его пресыщения;
  4. функция манипуляции массовым сознанием в нужном направлении (отвлечение или, наоборот привлечение внимания и т. д.);
  5. функция дифференциации – мода показывает принадлежность к определенной группе, слою общества и др.

Традиции –  это статическое социально-психологическое явление, представляющее собой социально-культурное наследие, способ хранения, передачи и воспроизводства опыта. Традиции направлены на укрепление стабильности общества.

Виды традиций:

  1. национальные;
  2. культурные;
  3. трудовые;
  4. воспитательные и др.

К социально-психологическим явлениям также относятся слухи, молодежная субкультура и т. д.

Источник: 
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Темы: 
Материалы по теме
Психология толпы
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Феномен толпы
Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина
Социально-психологическая сущность толпы
Деркача А.А., Социальная психология
Характеристика различных видов толпы
Деркача А.А., Социальная психология
Масса и её признаки
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Понятие толпы
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Виды толпы
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Формирование толпы
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Оставить комментарий