Общественное мнение – это публично выраженное, одобренное обществом и распространенное суждение, которое несет в себе оценку и отношение к какому-либо событию, представляющему интерес для общества.
Функции общественного мнения:
- нормативная – выработка определенных общественных норм поведения;
- аксиологическая – выработка определенных ценностей;
- регуляторная – регулирование определенного поведения;
- оценочная – выражает и отражает оценки событий и фактов.
Формы проявления общественного мнения:
- оценка;
- жалобы;
- советы;
- пожелания;
- одобрения;
- недовольство;
- осуждение;
- неодобрение;
- несогласие;
- протест.
Формы проявления могут быть обоснованные и необоснованные.
Структура общественного мнения:
- знания, которые могут быть истинными или ложными;
- чувства;
- представления – это образы предметов и явлений возникающие в мозге на основе нашего предыдущего опыта без воздействия этих предметов и явлений в данный момент на органы чувств.
Этапы формирования общественного мнения:
- этап создания и привлечения внимания общественности к новой, общественно значимой проблеме, факту, явлению, новому подходу к оценке тех или иных уже имевших место явлений действительности;
- этап становления – характеризуется повышением уровня компетентности общественного мнения, за счет действия средств массовой информации, пропагандистских источников (листовок, плакатов, рекламных щитов и т. д.);
- этап распространенности – дальнейшее расширение границ общественного мнения, его тиражирование и трансляция.
Последствия деформации общественного мнения:
- формирование неправильных стереотипов и оценки поведения;
- создание преступной субкультуры;
- установлению негативных традиций;
- искажение моральных ценностей.
Интересы социальных групп – это социально-психологические явление, которые оказывают значительное влияние на развитие различных социальных институтов общества.
Каждый социальный институт представляет интересы конкретной социальной группы и служит их реализации. Интересы одного социального института могут идти в разрез интересам другого, вызывая развитие конфликтов в обществе.
Мода – социально психологическое явление предпочтения, оказываемое массовым, групповым сознанием в определенный период времени каким-либо формам жизнедеятельности.
Понятие моды относится как к прическе, манере одеваться, поведению, так и к месту покупки (в дорогих магазинах, в супермаркетах или на базаре), образу жизни, обустройству дома, квартиры, виду автомобиля, политическим воззрениям, идеологии и даже религии.
Функции моды:
- функция выделения – желание выделиться на фоне других новой внешней формой (одеждой, прической, поведением, речью и т. д.), приподнимая этим свой статус, возвышая себя, отделяя от других;
- функция подражания – стремление хотя бы внешне походить на людей из референтной группы;
- экономическая функция – мода способствует продвижению товаров на рынке в условиях его пресыщения;
- функция манипуляции массовым сознанием в нужном направлении (отвлечение или, наоборот привлечение внимания и т. д.);
- функция дифференциации – мода показывает принадлежность к определенной группе, слою общества и др.
Традиции – это статическое социально-психологическое явление, представляющее собой социально-культурное наследие, способ хранения, передачи и воспроизводства опыта. Традиции направлены на укрепление стабильности общества.
Виды традиций:
- национальные;
- культурные;
- трудовые;
- воспитательные и др.
К социально-психологическим явлениям также относятся слухи, молодежная субкультура и т. д.