Психология массовидных явлений

Общественное мнение –  это публично выраженное, одобренное обществом и распространенное суждение, которое несет в себе оценку и отношение к какому-либо событию, представляющему интерес для общества.

Функции общественного мнения:

  1. нормативная – выработка определенных общественных норм поведения;
  2. аксиологическая – выработка определенных ценностей;
  3. регуляторная – регулирование определенного поведения;
  4. оценочная – выражает и отражает оценки событий и фактов.

Формы проявления общественного мнения:

  1. оценка;
  2. жалобы;
  3. советы;
  4. пожелания;
  5. одобрения;
  6. недовольство;
  7. осуждение;
  8. неодобрение;
  9. несогласие;
  10. протест.

Формы проявления могут быть обоснованные и необоснованные.

Структура общественного мнения:

  1. знания, которые могут быть истинными или ложными;
  2. чувства;
  3. представления – это образы предметов и явлений возникающие в мозге на основе нашего предыдущего опыта без воздействия этих предметов и явлений в данный момент на органы чувств.

Этапы формирования общественного мнения:

  1. этап создания и привлечения внимания общественности к новой, общественно значимой проблеме, факту, явлению, новому подходу к оценке тех или иных уже имевших место явлений действительности;
  2. этап становления – характеризуется повышением уровня компетентности общественного мнения, за счет действия средств массовой информации, пропагандистских источников (листовок, плакатов, рекламных щитов и т. д.);
  3. этап распространенности – дальнейшее расширение границ общественного мнения, его тиражирование и трансляция.

Последствия деформации общественного мнения:

  1. формирование неправильных стереотипов и оценки поведения;
  2. создание преступной субкультуры;
  3. установлению негативных традиций;
  4. искажение моральных ценностей.

Интересы социальных групп –  это социально-психологические явление, которые оказывают значительное влияние на развитие различных социальных институтов общества.

Каждый социальный институт представляет интересы конкретной социальной группы и служит их реализации. Интересы одного социального института могут идти в разрез интересам другого, вызывая развитие конфликтов в обществе.

Мода –  социально психологическое явление предпочтения, оказываемое массовым, групповым сознанием в определенный период времени каким-либо формам жизнедеятельности.

Понятие моды относится как к прическе, манере одеваться, поведению, так и к месту покупки (в дорогих магазинах, в супермаркетах или на базаре), образу жизни, обустройству дома, квартиры, виду автомобиля, политическим воззрениям, идеологии и даже религии.

Функции моды:

  1. функция выделения – желание выделиться на фоне других новой внешней формой (одеждой, прической, поведением, речью и т. д.), приподнимая этим свой статус, возвышая себя, отделяя от других;
  2. функция подражания – стремление хотя бы внешне походить на людей из референтной группы;
  3. экономическая функция – мода способствует продвижению товаров на рынке в условиях его пресыщения;
  4. функция манипуляции массовым сознанием в нужном направлении (отвлечение или, наоборот привлечение внимания и т. д.);
  5. функция дифференциации – мода показывает принадлежность к определенной группе, слою общества и др.

Традиции –  это статическое социально-психологическое явление, представляющее собой социально-культурное наследие, способ хранения, передачи и воспроизводства опыта. Традиции направлены на укрепление стабильности общества.

Виды традиций:

  1. национальные;
  2. культурные;
  3. трудовые;
  4. воспитательные и др.

К социально-психологическим явлениям также относятся слухи, молодежная субкультура и т. д.

Источник: 
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Темы: 
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.