Психология общения

Общение –  это сложный, многоплановый информационный процесс взаимодействия людей, порождаемый потребностями совместной деятельности; самостоятельный вид человеческой деятельности и атрибут других видов человеческой деятельности.

В процессе общения происходит передача и прием сообщения с помощью вербальных и невербальных средств. Процесс общения включает как прямую, так и обратную связь, в результате чего происходит обмен информацией между участниками общения, ее восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга и взаимодействие.

Общение присуще всем высшим живым существам. Человеческое общение является наиболее совершенным видом общения, так как процесс общения происходит осознанно и опосредствован речью.

В процессе общения выделяют следующие фазы:

  1. фаза взаимонаправленности;
  2. фаза взаимоотражения (психическое отражение партнера, то есть осознание индивидом ситуации действия);
  3. фаза взаимоинформирования (собственно действие);
  4. фаза взаимоотключения (свертывания контакта).

Фазы 2 и 3 в процессе контакта могут повторяться, при этом происходит новое отражение партнера, чье поведение уже изменено произошедшим обменом информацией.

Характеристики общения:
1) содержание общения включает передачу информации, восприятие и взаимооценку партнеров. Информация может содержать:

  • сведения о внутреннем мотивационном состоянии живого существа;
  • о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении;
  • данные об эмоциональных состояниях (печаль, страдание, радость, гнев, удовлетворенность и т. п.), ориентированные на то, чтобы настроить другое живое существо на контакт;
  • информация о состоянии внешней среды, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов (пищи, воды, другого существа);
  • знания о мире и приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки (свойственны только человеческому общению);

2) целью общения у животных может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Цели общения человека значительно шире, они включают передачу и получение объективных знаний о мире, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, обучение и воспитание, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, удовлетворения социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, интеллектуальных и нравственных потребностей;

3) внешняя сторона общения, которая выражается:

  • коммуникативной активностью;
  • интенсивностью действий;
  • инициативностью;
  • мастерством и др.;

4) внутренняя сторона общения, под которой подразумевается отражение субъективного восприятия взаимодействия и реакции на реальный или ожидаемый контакт;

5) стили общения, которые отражают индивидуально-типологические особенности взаимодействия людей. Стили разделяются на:

  • дружеский;
  • подавляющий;
  • популистский;
  • заигрывающий;
  • требовательный;
  • деловой;
  • позиционный;
  • сдержанный и др.;

6) средства и функции общения

При общении выделяют три зоны восприятия пространства:

  1. интимная (20–30 сантиметров до тела человека) – для очень близких людей;
  2. личностная (один метр до тела человека) – для людей, с которыми установлены ровные отношения;
  3. социальная (три метра до тела человека) – допускаются все за исключением тех, кто не приятен человеку и вызывает у него дискомфорт.
Источник: 
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Темы: 
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.