Психология общения

Общение –  это сложный, многоплановый информационный процесс взаимодействия людей, порождаемый потребностями совместной деятельности; самостоятельный вид человеческой деятельности и атрибут других видов человеческой деятельности.


В процессе общения происходит передача и прием сообщения с помощью вербальных и невербальных средств. Процесс общения включает как прямую, так и обратную связь, в результате чего происходит обмен информацией между участниками общения, ее восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга и взаимодействие.

Общение присуще всем высшим живым существам. Человеческое общение является наиболее совершенным видом общения, так как процесс общения происходит осознанно и опосредствован речью.

В процессе общения выделяют следующие фазы:

  1. фаза взаимонаправленности;
  2. фаза взаимоотражения (психическое отражение партнера, то есть осознание индивидом ситуации действия);
  3. фаза взаимоинформирования (собственно действие);
  4. фаза взаимоотключения (свертывания контакта).

Фазы 2 и 3 в процессе контакта могут повторяться, при этом происходит новое отражение партнера, чье поведение уже изменено произошедшим обменом информацией.

Характеристики общения:
1) содержание общения включает передачу информации, восприятие и взаимооценку партнеров. Информация может содержать:

  • сведения о внутреннем мотивационном состоянии живого существа;
  • о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении;
  • данные об эмоциональных состояниях (печаль, страдание, радость, гнев, удовлетворенность и т. п.), ориентированные на то, чтобы настроить другое живое существо на контакт;
  • информация о состоянии внешней среды, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов (пищи, воды, другого существа);
  • знания о мире и приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки (свойственны только человеческому общению);

2) целью общения у животных может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Цели общения человека значительно шире, они включают передачу и получение объективных знаний о мире, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, обучение и воспитание, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, удовлетворения социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, интеллектуальных и нравственных потребностей;

3) внешняя сторона общения, которая выражается:

  • коммуникативной активностью;
  • интенсивностью действий;
  • инициативностью;
  • мастерством и др.;

4) внутренняя сторона общения, под которой подразумевается отражение субъективного восприятия взаимодействия и реакции на реальный или ожидаемый контакт;

5) стили общения, которые отражают индивидуально-типологические особенности взаимодействия людей. Стили разделяются на:

  • дружеский;
  • подавляющий;
  • популистский;
  • заигрывающий;
  • требовательный;
  • деловой;
  • позиционный;
  • сдержанный и др.;

6) средства и функции общения

При общении выделяют три зоны восприятия пространства:

  1. интимная (20–30 сантиметров до тела человека) – для очень близких людей;
  2. личностная (один метр до тела человека) – для людей, с которыми установлены ровные отношения;
  3. социальная (три метра до тела человека) – допускаются все за исключением тех, кто не приятен человеку и вызывает у него дискомфорт.
Темы: Общение
Источник: Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Материалы по теме
Перцептивная функция общения
Занковский А.Н., Психология деловых отношений
Виды публичных выступлений
Слотина Т.В., Психология общения
Коммуникативная сторона общения
Андреева И.В., Социальная психология
Эмпатийность, и ее влияние на общение
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Разновидности делового общения
Энциклопедия начинающего предпринимателя: Практические рекомендации. В. М. Емельянов, — М.:...
Общение в системе межличностных и общественных отношений
Андреева Г.М., Общение и межличностные отношения
Половые особенности выбора партнера по общению детьми
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Общение влюбленных
Ильин Е. П., Психология любви. — СПб.: Питер, 2013. — 336 с.: ил.
Оставить комментарий