Лингвистические методы основаны на изучении особенностей письменной речи конкретного человека — особенностей передачи человеком своих мыслей в текстах. К таким особенностям относятся:

  • орфографические особенности — особенности правописания или, другими словами, специфические ошибки в написании слов;
  • лексические особенности — словарный запас, приоритеты в использовании тех или иных слов и т.п.;
  • фразеологические особенности — особенности сочетания слов и использования оборотов;
  • особенности синтаксиса — построения предложений, отклонения от правил при построении предложений и постановке знаков препинания.

Использование данного метода требует доскональных знаний родного языка, но и на простом уровне возможно применение некоторых методов данного анализа.

Например, вы услышали часть разговора — всего одну реплику. Что можно сказать, опираясь на эту реплику?

  • по голосу — пол говорившего;
  • возможно, его возраст и настроение;
  • возможно, вы можете предположить, чем вызван разговор;
  • и с большой долей вероятности, о чем шла речь...

Главное чтобы все ваши выводы были обоснованы, т.е. имели опору в услышанном. Нельзя, ни на чем не основываясь, заявить, например, что говоривший не местный: если вы это утверждаете, значит, отметили особенность выговора (акцент), если особенность акцента не замечена — никаких гипотез и тем более выводов делать нельзя.

То же самое и с текстами. С той лишь разницей, что в текстах нужно использовать иные сигналы — сигналы лингвистические. Для упрощения понимания нужно немного отвлечься от проблемы. Рассматривайте изучаемый текст не как произведение чьего-то творчества, а как простой набор символов. При таком подходе к нужным вам сигналам можно отнести:

  • правильность написания слов (ошибки);
  • правильность употребления слов;
  • значение отдельных слов;
  • количество используемых слов (словарный запас);
  • особенности соединения слов (словосочетаний и словообразований, обороты);
  • порядок расстановки слов;
  • знаки препинания;
  • передачу прямой речи.

Любые другие сигналы — это проявление личности читающего, а никак не исследуемый текст.

Варианты сигналов:

  • правильность написания слов:
  • замена буквы по принципу «как слышится, так и пишется»;
  • двойные буквы вместо одинарного использования;
  • использование пробелов и дефисов;
  • правильность употребления слов:
  • употребление слов в соответствии с их значением;
  • соответствие падежей, времен и т.п. и устойчивые отклонения от нормы;
  • значение отдельных слов:
  • собственно значение слова (например в соответствии со словарем Ожегова);
  • вид слова (штамп, несуществующее слово, книжное, экзотическое);
  • лексическая принадлежность (профсленг, научный лексикон, уличный сленг);

— количество используемых слов:

  • какое количество слов используется (каков словарный запас автора);
  • какому «словарю» отдается предпочтение (профессиональные, бытовые и т.п.);
  • соединение слов:
  • ранее используемое образование (цитата);
  • нормальное сочетание слов или необычное;
  • рифмованное или нет;
  • порядок слов:
  • правильный синтаксис (порядок слов) — как в учебнике;
  • неправильный (здесь важно понять эту особенность — неправильность);

— знаки препинания:

  • наличие пауз;
  • обращение внимания на слово, словосочетание или фразу;
  • незаконченность;

— передача чужой речи:

  • прямая речь;
  • косвенная речь;
  • несобственно прямая речь;
  • цитата;
  • диалог.

Важно вначале увидеть этот сигнал, затем его понять и выявить частоту и стабильность проявления. Помните — любое сообщение состоит из следующих элементов: автор, создавший сообщение, предмет, о котором создано сообщение, лицо, которому адресовано сообщение, сам текст сообщения и вы — тот, кто анализирует сообщение. И только изучение всех этих элементов позволит качественно проанализировать полученные данные.

Источник: 
Нежданов И.Ю., Аналитическая разведка для бизнеса
Темы: 
Материалы по теме
Риторика в составе наук о речи
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Восприятие речи
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Предмет психолингвистики
Леонтьев А.А., Язык, речь, речевая деятельность
Функции речи
Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Перевод как вид речевой деятельности
Зимняя И.А., Лингвопсихология речевой деятельности
Речь и отношение её к мышлению
Теплов Б.М., Психология
Науки, изучающие речь
Львов М.Р., Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.:...
Физиологические основы речеобразования и восприятия речи
Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010
Оставить комментарий

Новые темы форума

Публикация месяца

Аватар пользователя 89991897470
Психолог, Консультант, Бизнес-тренер
г. Ижевск
1 месяц на сайте

Подписка на обновления

Выберите рассылки, на которые вы хотите или не хотите быть подписанным.

Материалы по теме
Риторика в составе наук о речи
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Восприятие речи
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Предмет психолингвистики
Леонтьев А.А., Язык, речь, речевая деятельность
Функции речи
Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Перевод как вид речевой деятельности
Зимняя И.А., Лингвопсихология речевой деятельности
Речь и отношение её к мышлению
Теплов Б.М., Психология
Науки, изучающие речь
Львов М.Р., Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.:...
Физиологические основы речеобразования и восприятия речи
Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010