Упражнения по гештальт терапии

«Тревожность». Если вы испытываете тревогу, спросите себя:
- А не уничтожаю ли я настоящее, концентрируясь на будущем?
- Я тревожусь из-за того, что преувеличиваю проблему или оттягиваю ее решение?
- Могу я что-нибудь сделать сейчас, чтобы перестать тревожиться: закончить отчет, составить список, вернуть книгу, позвать этого человека, подготовиться к экзамену, назначить свидание, набросать план, закончить уборку?

Далее, попробуйте испытать переживание в «настоящем». Трудно испытывать тревогу, когда вы находитесь «здесь и сейчас». Сосредоточьте все свое внимание на окружающем мире.

Сосредоточьтесь на ваших органах чувств. Начните осознавать окружающие вас цвета, звуки, запахи. Опишите, что вы ощущаете. Начните ваше описание с фразы: «Здесь и теперь я осознаю...».

Теперь сосредоточьтесь на вашем теле. Начните осознавать ваше дыхание, сердце- биение, кожу, мускулы и снова опишите свои ощущения, начиная с фразы: «Здесь и теперь я осознаю...».

В этом упражнении многие люди игнорируют тот факт, что они имеют гениталии и органы выделения. Если вы обнаружили, что использовали не все свои ощущения или не осознали некоторые части вашего тела, повторите упражнение, уделяя особое внимание тому, что вы пропустили.

«Идентификация» одной из трех зон осознавания. По команде «Замри!» осознайте свою позу, отношение к ней, настроение в связи с ней. По команде «Отомри!» – измените позу на противоположную, поработайте с ней. Затем вернитесь в первую позу и сравните со второй.

«Фокусирование» на той части, которая выражает неосознанное переживание (говорите от ее имени).

«Осознание». «Сейчас я осознаю твою улыбку, твой взгляд, запах твоих духов. Осознаю тепло у себя в груди, расслабленность в руках, наклон тела к тебе. Осознаю мысль о твоем теплом отношении ко мне, чувство симпатии к тебе…» Партнер оценивает точность восприятия участника и затем меняется с ним ролями.

«Противоположные ассоциации». Один называет «негативное» понятие – например, «грязь», другой подбирает к нему позитивную ассоциацию: «лечебная грязь».

«Сверху и снизу». Один стоит на стуле, другой сидит перед ним на корточках. Затем меняются ролями и делятся впечатлениями.

«Начальник и подчиненный». Начальник стоит на стуле, Подчиненный сидит перед ним на корточках. Начальник ругает Подчиненного, поучает его, требует. Подчиненный торопливо соглашается, униженно оправдывается, клянется исправиться, умоляет простить, кается, просит строго наказать его, угодливо благодарит, воздает хвалу. Затем партнеры меняются ролями и делятся впечатлениями.

«Думай только о себе / только о другом». Партнеры садятся на корточки, опираясь спинами друг на друга – вначале, как удобно только себе, потом как удобно другому. Затем сравнивают ощущения, чувства и мысли в первом и втором случае.

«Переименование симптома». Один признается другому в своем недостатке. Другой: 1) переименовывает его в достоинство (например, упрямство – в упорство); 2) обнаруживает выгоды от «недостатка»; 3) находит еще одно наименование симптому (например, независимость) и предлагает выбрать. Затем партнеры меняются ролями и делятся впечатлениями.

«Единство противоположностей». Партнеры вспоминают радостные и печальные моменты своей жизни, называют три свои сильные и слабые стороны, говорят о своем отношении к близости и независимости, находят три важные перемены в своей жизни и три вещи, которые остались без изменения. Каждый обращает внимание, когда радость и печаль были как-то связаны, как сильные стороны становились слабостью, а слабые помогали, в какой взаимосвязи находились близость и независимость, как за счет изменений удавалось сохранить постоянство.

«Копия и антипод». Один участник говорит другому: «Ты такой же, как я, у тебя…», при этом он смотрит партнеру в глаза, подражает особенностям его речи и мимики, затем они меняются ролями, и так несколько раз. Через 5 минут фраза меняется: «Я очень отличаюсь от тебя, я…».

«Трудно и легко». Выберите партнера, с которым трудно, скажите ему: «Мне нравится, что ты сейчас…». Затем выберите партнера, с которым легко, скажите ему: «Мне не нравится, что ты сейчас…»

«Просьба и отказ». Один произносит на разные лады: «У тебя есть то, что мне нужно», другой отвечает с различными интонациями: «Я тебе это не дам». Затем партнеры меняются ролями и делятся впечатлениями.

«Ты – мы – я». По две минуты говорите молчащему слушателю утвердительные фразы, начинающиеся сначала с местоимения «ты», затем – «мы», и, наконец, «я». «Утверждение вместо вопроса». Задайте партнеру три вопроса и затем замените их на три утверждения (например: «Зачем ты носишь эти туфли?» – «Мне не нравятся твои туфли!»).

«Разделяй и соединяй». Скажите партнеру три фразы, включающие в середине союз «но» и три фразы с союзом «и».

«Три фразы». Поочередно с партнером произносите по три фразы, начинающиеся со слов: «Я должен», «Я не обязан»; «Меня возмущает», «Меня восхищает»; «Я хочу», «Я не хочу»; «Я хотел бы», «Я боюсь»; «Я попытаюсь», «Я добьюсь». Вариант: каждая из перечисленных фраз произносится один раз; начинается она, как указано, а заканчиваются все фразы одинаково.

«Незаконченные предложения». Скажите партнеру фразы, начинающиеся со слов:
«Мне нравится, что ты…, я расстраиваюсь, когда…, я злюсь, когда…, я благодарен тебе за…, мы могли бы по другому…, я пытаюсь создать у тебя впечатление…, я чувствую возбуждение, когда ты…, я боюсь, ты подумаешь, что я…, я хочу от тебя…, если бы я прикоснулся к тебе…».

«В роли Терапевта» обращайтесь к взаимодействующим участникам со следующими
вопросами:
- Что ты сейчас переживаешь (видишь, слышишь, ощущаешь и т.д.)?
- Что ты хочешь (в том числе от меня, от данной сессии)?
- Кто тебе может это дать?
- Что ты замечаешь с его стороны?
- Как ты об этом узнал?
- Что ты испытываешь к нему?
- Что ты делаешь?
- Как тебе это удается?
- Как можно сделать по-другому?
- Чего ты избегаешь?
- На что ты рассчитываешь?
- Что тебе это сейчас дает?
- Что ты думаешь и переживаешь в связи со случившимся?

«Формы сопротивления». Определите участников с различными формами сопротивления. Участники, использующие конфлуэнцию:
- используют местоимение «мы» вместо «я» и «вы»;
- пытаются найти согласие через объединяющие биологические и социальные
признаки («вы как женщина, вы как мать, вы как разумный человек должны
меня понять»);
- часто упоминают об интересах групп, в которые они входят;
- пытаются решать проблемы отсутствующих близких людей;
- плохо осознают конфликты и агрессию в близких отношениях;
- с трудом расстаются.

Интроекцию члены группы проявляют следующим образом:
- просят или ожидают совета и охотно дают советы другим;
- не сознают собственных потребностей и желаний;
- не раздумывая, соглашаются на любое предложение терапевта;
- так же без разбора могут отвергнуть чужое мнение.

Участники, использующие проекцию:
- употребляют местоимения «он, они, все другие» вместо «я»;
- говорят не о себе, а о другом (что и почему он делает, думает, представляет со-
бой);
- общаются с другими, исходя из своих предубеждений и опасений;
- объясняют свое состояние безличными обстоятельствами (погодой, ситуацией, социальными условиями);
- предсказывают события или чье-то поведение;
- вызывают у остальных чувство, что их «видят насквозь».

Участники с ретрофлексией:
- описывают, как они хотят что-то сделать, но не могут;
- при волнении жалуются на соматические симптомы;
- сидят в неловких, неудобных, напряженных позах;
- при переживании тревоги их дыхание становится зажатым, неровным или поверхностным;
- стереотипно делают что-то сами себе (крутят волосы, заламывают или поглаживают руки, постукивают пальцами по лбу, раскачиваются);
- сжимают челюсти, «играют желваками»;
- проявляют мышечное напряжение, не соответствующее вербальному выражению чувств (говорит о хорошем отношении к кому-то и сжимает кулаки);
- совершают частые глотательные движения, как бы сдерживая слезы или рвоту;
- обрывают начатые движения;
- говорят монотонным высоким голосом, звучание которого резко изменяется при волнении;
- предпочитают возвратные грамматические формы (винюсь, стыжусь, делаюсь);
- холодно и отстранено рассказывают о психотравмирующих событиях;
- подробно рассказывают о прошлых или отвлеченных событиях, «заговаривая» собственные актуальные переживания;
- озвучивают свой внутренний диалог («с одной стороны… с другой стороны…»; «да… но…»).

Дефлексия проявляется, когда участник:
- стремится производить приятное впечатление;
- прибегает к длинным окольным разговорам, общим фразам, шутливым банальностям;
- употребляет дефокусирующие слова («как бы», «вроде того», «типа» и т.п.);
- избегает прямых негативных обращений, ограничиваясь иронией;
- в ситуации конфликта демонстрирует безмятежность и невозмутимость;
- доказывает, что жизнь – «пустая и глупая штука»;
- жалуется на скуку и бессмысленность своей жизни;
- использует гештальт-упражнения, чтобы разрядиться в безопасной обстановке, ничего не меняя в своей обыденной жизни.

Об эготизме свидетельствуют:
- страх перед утратой контроля в форме боязни любого нового, неожиданного, спонтанного;
- боязнь сокращения дистанции, страх прикосновений;
- заторможенность и неловкость, страх конкуренции в новой группе, сменяющиеся затем жалобой на скуку и отсутствие новой информации;
- длительные уходы в теории по поводу собственных переживаний, заменяющие живое проживание и изменение;
- склонность «дирижировать» терапией, не отклоняясь в ней от привычных путей;
- преувеличения независимость от других, с непереносимостью критических реакций в свой адрес и нестабильной самооценкой.

Основные признаки обесценивания:
- обесценивающие суждения («ничего не произошло», «подумаешь!» и т.п.);
- игнорирование очевидных событий или отчуждение своего вклада в результат;
- забывание очевидно значимых переживаний в жизни и на занятии группы;
- вышучивание других и подшучивание над собой.

«Работа с сопротивлением». В роли Терапевта попросите участника с конфлуэнцией описывать все свои чувства и ощущения, которые он замечает в данный момент, что-бы выделить из этого континуума осознавания какие-то важные переживания. Чтобы выделить из «мы» «Я» участника, проводите эксперименты с дистанцией, позой, «встречами и расставаниями».

Участника с интроекциями попросите озвучить интроективные послания, нарисовать соответствующую картину или описать сопутствующие телесные ощущения. При этом остальные члены группы хором «бомбардируют» участника его интроектами, обращая их к нему через «ты» («я должна быть самоотверженной» превращают в «ты должна быть самоотверженной»). Предложите также участнику произносить интроецированное послание в адрес других членов группы, которые дают ему обратную связь. Затем группа рассматривает содержание послания с различных точек зрения.
Наконец, предложите участнику произнести вместо бывшего послания фразу, начинающуюся со слов: «я хочу…» и посмотреть, как развернутся события.

Обратите внимание участника с проекцией, что он делает заключение о всеобщем плохом отношении к себе, не глядя на людей. Предложите участнику спросить у членов группы, что они сейчас испытывают к нему. Затем участник может сказать о своем собственном отношении к определенным членам группы и получить от них обратную связь. Предложите участнику также сказать от первого лица то, что он предполагает у другого человека: вместо «я тебе не интересен» – «ты мне не интересен» и т.п. Затем спросите его, нет ли доли правды в таком высказывании.

Если участник с ретрофлексией не замечает ее проявлений или не осознает их значения, усиливайте их, предлагая ему повторять его жесты, увеличивать их энергию, повышать напряжение и рассказывать о своих чувствах и ощущениях. Члены группы служат моделями «тяжести», «оков», «боли», меняясь ролями с участником. Предложите ему говорить от лица конфликтующих частей, используя челночную технику. Критическую часть можно усадить на «пустой стул» и попросить высказаться в адрес членов группы.

Участнику с эготизмом предложите эксперименты на границе привычного и приемлемого, с провокациями на принятие риска и готовность к новизне. Работа с обесцениванием предполагает движение маленькими шажками («не проглатывать новизну большими кусками»), исследование, чем новизна «неугодна» и смягчение «Я-концепции».

«Недостающий человек». Придумайте с закрытыми глазами недостающего человека в прошлом (старший брат, мудрый учитель), затем расскажите группе о том, как он мог бы изменить вашу жизнь.

«Вымышленные персонажи»: вообразите участников группы в качестве персонажей какого-либо рассказа или пьесы и обсудите с каждым его роль, а затем с группой свой выбор и реакцию партнеров.

«Внутренние и Внешние». Участники составляют два круга, которые движутся в противоположные стороны. По команде все останавливаются и поворачиваются лицом друг к другу. «Внутренние» играют роль безбилетного пассажира, «внешние» – контролера (3 мин.), затем партнеры делятся своими переживаниями (2 мин.). На следующем шагу игры «внутренние» становятся продавцами, «внешние» – покупателями, затем – родителями и детьми. Другие ситуации: дорожный инспектор пытается
оштрафовать водителя, дети не могут поделить игрушку, один требует от другого возвращения долга, начальник делает выговор подчиненному, сцена ревности, извинение и т.д.

«Незаконченное дело». Один участник обращается к другому, имеющему отношение к какому-либо их незаконченному делу – например, со словами: «Я обижен...».

«Позитивное переопределение». Один излагает проблему, другие (по кругу или мозговым штурмом) ищут позитивную формулировку, пока не найдут вариант, удовлетворяющий заявителя проблемы. Исключаются подбадривание, отрицание проблемы, минимизирование, советы.

«Челночная техника». Участник то садится на «горячий стул», обращаясь к воображаемому собеседнику на «пустом стуле», то усаживается на «пустой стул», меняя роль на значимого другого или собственную субличность.

«Разыгрывание проекции». Участник «примеряет» на себя чувство, которое приписывает другому человеку – например, при заявлении «Я испытываю к тебе жалость» ему предлагают подойти к каждому в роли человека, вызывающего жалость.

«Репетиция». Участник вслух и с вовлечением других членов группы готовится к актуальной жизненной ситуации, осознавая свои привычные стереотипы и вырабатывая новые идеи и решения

«Парадоксы». Каждый участник описывает испытываемое им в этот момент чувство, затем говорит обратное этому, и исследует возникшую эмоцию.

«Преувеличение». Участнику предлагают усиливать нечаянное движение, пока он не поймет, какое неосознанное чувство оно выражает. Если участник недостаточно осознает свои очевидные особенности, ему предлагают сыграть роль, где они выступят в утрированной форме. Если он хочет избавиться от определенного поведения, ему поручают роль человека с желательными чертами характера и в преувеличенной форме (техника сделать наоборот»).

«Реверсия» или выявление противоположного. Например, «душечке» предлагают сыграть роль «стервы».

«Твои полюса». Участник ставит напротив себя стул, каждый по очереди садится на него и называет одно качество участника, которое мешает автору высказывания общаться с ним, и одно – которое помогает.

«Теневые стороны». Один участник выходит за дверь, каждый из оставшихся называет одну его «теневую» черту. Затем участника зовут в комнату и он пытается отгадать три таких черты.

«За и против». Обсуждается один человек. Группа делится на две части, одна критикует его, другая защищает.

«Борьба противоположностей». Участник говорит за одну сторону своей дилеммы, а выбранный им партнер – за другую. Группа делится на приверженцев той или иной стороны дилеммы участника, они усаживаются по обе стороны от него и устраивает диалог. Группа голосует за одну из сторон дилеммы участника, после чего он убеждает их изменить результаты голосования.

«Три желания». Каждый придумывает три желания, которые мог бы осуществить в группе прямо сейчас. Затем он высказывает свои желания вслух и по возможности удовлетворяет их. После этого участники вспоминают еще три желания из тех, которые они отвергли во время выбора, рассказывают об этих желаниях пытаются удовлетворить какое-нибудь из них.
«Матрешка»: «послойное» самораскрытие с матрешкой в руках.

«Снаружи и внутри». Самораскрытие, пересаживаясь по ряду стульев, каждый из которых символизирует все более скрытый слой личности.

«Я вам пишу». Каждый участник подписывает внизу свой лист бумаги и передает его соседу. Тот пишет вверху одну-две фразы по поводу того, что давно хотелось сказать этому участнику, загибает написанное и передает листок дальше по кругу, пока он не дойдет до заявителя. Исключаются фразы типа «Мне приятно тебе сказать…» Упражнение хорошо подходит для завершения тренинга.

Источник: 
Старшенбаум Г.В., Групповой психотерапевт
Темы: