Исходные посылки гештальт-психологии

Исходные посылки гештальт-психологии:

  • сложные психические явления (процессы, образования, объекты) не подчиняются закону простого суммирования элементов, входящих в их структуру. Наоборот, поведение части диктуется законами целого (например, одна и та же песня узнается, несмотря на разные аранжировки, при одном условии - ее мелодическая линия не претерпела существенного изменения);
  • познание в психологии должно идти не по пути «разложения» психических объектов на отдельные элементы и последующей их «сборки», а по пути изучения системы связей между элементами, а также законов ее формирования;
  • в основу изучения психики положена целостная (неделимая) автономная структура - гештальт (разрушение части гештальта приводит к прекращению сушествования самого гештальта); гештальт играет роль посредника между физическим полем и его целостным восприятием;
  • поведение человека можно понять, если его каждому психическому акту (состоянию, действию и др.) поставить в соответствие текущую (кратковременно действующую) целостную психологическую ситуационную среду; человек воспринимает предметы окружающего мира таким образом, что они приобретают для него целостный смысл (гештальт);
  • гештальт формируется в процессе саморегуляции на основе потребностей человека и объединяет те компоненты, которые значимы в данный момент; исследования в психологии должны опираться на изучение фундаментальных (базовых) феноменов.

Использование этих положений при изучении процессов восприятия позволило авторам гештальт-психологического направления (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка, К. Левин) выявить ряд интересных феноменов:

  • феномен «образа»: образ не просто эффект реакции на какой-то стимул, а вполне «солидное» психическое образование, достойное самостоятельного целенаправленного исследования;
  • феномен «фигуры и фона»: восприятие - следствие не мозаики ощущений, а целостное психическое образование; образ предмета («фигуры») зависит от его окружения («фона»), что подтверждается восприятием так называемых «двойственных изображений»;
  • «фи-феномен»: если экспонировать одну за другой две светящиеся точки, то при временном интервале около 60 миллисекунд возникает восприятие движения (вспомним новогодние иллюминации!), что еще раз подтверждает факт целостности ощущений;
  • инсайт - внезапное «озарение», посетившее человека в сложной ситуации, мгновенное понимание такой ситуации в целом без приемов слепых проб и ошибок (психика может работать по принципу «здесь и сейчас», игнорируя прошлый опыт).

Приемы гештальт-психологии широко используются в тренингах, помогают осознать самого себя (такого, какой есть в данный момент), увеличивают глубину переживаний, повышают способность контактировать и понимать других, усиливают самостоятельность и уверенность в себе.

Гештальт-терапия базируется на представлении о том, что вся человеческая жизнь - это непрерывное формирование последовательности таких образов, которые стремятся объединиться друг с другом. Ситуационный пример: студент, готовясь к экзамену, внезапно ощущает голод. Если он удовлетворит эту потребность «здесь и сейчас», то формирование образа завершается, «жизнь продолжается» и, возможно, скоро возникнет потребность в очередном образе. Если же эта потребность не удовлетворяется, то образ оказывается незавершенным, что создает барьер для восприятия текста учебника, т.е. для работы других областей сознания. Из разговора с психотерапевтом пациент находит те моменты в своей жизни, где были утеряны контакты со своими потребностями, что и привело к незавершенности образа и психологическим барьерам.

Позитивная роль гештальт-психологии свелась к:

  • разработке ряда важных новых понятий и феноменов в психологии познания;
  • утверждению системного подхода в психологии, к исследованию психических явлений с целостных позиций, а не с позиций слабо увязанных между собой частей.

Самым слабым местом в гештальт-психологии оказалась ее неспособность соединить две важнейшие категории: формируемый образ и действие. Образ формировался по своим собственным законам, независимо от реальных действий человека.

Ключевые слова: Гештальт
Источник: Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.
Материалы по теме
Общая характеристика гештальтпсихологии
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Особенности гештальт терапии
Голосова Н.И., Групповая психотерапия
Теоретические положения гештальтпсихологии
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Гештальт-терапия Ф. Перлза
Осипова А.А., Общая психокоррекция
Гештальт группы
Осипова А.А., Общая психокоррекция
Гештальт терапия: общее описание
Старшенбаум Г.В., Групповой психотерапевт
Упражнения по гештальт терапии
Старшенбаум Г.В., Групповой психотерапевт
История гештальтпсихологии
Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий