Исходные посылки гештальт-психологии

Исходные посылки гештальт-психологии:
- сложные психические явления (процессы, образования, объекты) не подчиняются закону простого суммирования элементов, входящих в их структуру. Наоборот, поведение части диктуется законами целого (например, одна и та же песня узнается, несмотря на разные аранжировки, при одном условии - ее мелодическая линия не претерпела существенного изменения);
- познание в психологии должно идти не по пути «разложения» психических объектов на отдельные элементы и последующей их «сборки», а по пути изучения системы связей между элементами, а также законов ее формирования;
- в основу изучения психики положена целостная (неделимая) автономная структура - гештальт (разрушение части гештальта приводит к прекращению сушествования самого гештальта); гештальт играет роль посредника между физическим полем и его целостным восприятием;
- поведение человека можно понять, если его каждому психическому акту (состоянию, действию и др.) поставить в соответствие текущую (кратковременно действующую) целостную психологическую ситуационную среду; человек воспринимает предметы окружающего мира таким образом, что они приобретают для него целостный смысл (гештальт);
- гештальт формируется в процессе саморегуляции на основе потребностей человека и объединяет те компоненты, которые значимы в данный момент; исследования в психологии должны опираться на изучение фундаментальных (базовых) феноменов.

Использование этих положений при изучении процессов восприятия позволило авторам гештальт-психологического направления (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка, К. Левин) выявить ряд интересных феноменов:
феномен «образа»: образ не просто эффект реакции на какой-то стимул, а вполне «солидное» психическое образование, достойное самостоятельного целенаправленного исследования;
- феномен «фигуры и фона»: восприятие - следствие не мозаики ощущений, а целостное психическое образование; образ предмета («фигуры») зависит от его окружения («фона»), что подтверждается восприятием так называемых «двойственных изображений»;
- «фи-феномен»: если экспонировать одну за другой две светящиеся точки, то при временном интервале около 60 миллисекунд возникает восприятие движения (вспомним новогодние иллюминации!), что еще раз подтверждает факт целостности ощущений;
- инсайт - внезапное «озарение», посетившее человека в сложной ситуации, мгновенное понимание такой ситуации в целом без приемов слепых проб и ошибок (психика может работать по принципу «здесь и сейчас», игнорируя прошлый опыт).

Приемы гештальт-психологии
широко используются в тренингах, помогают осознать самого себя (такого, какой есть в данный момент), увеличивают глубину переживаний, повышают способность контактировать и понимать других, усиливают самостоятельность и уверенность в себе.

Гештальт-терапия базируется на представлении о том, что вся человеческая жизнь - это непрерывное формирование последовательности таких образов, которые стремятся объединиться друг с другом. Ситуационный пример: студент, готовясь к экзамену, внезапно ощущает голод. Если он удовлетворит эту потребность «здесь и сейчас», то формирование образа завершается, «жизнь продолжается» и, возможно, скоро возникнет потребность в очередном образе. Если же эта потребность не удовлетворяется, то образ оказывается незавершенным, что создает барьер для восприятия текста учебника, т.е. для работы других областей сознания. Из разговора с психотерапевтом пациент находит те моменты в своей жизни, где были утеряны контакты со своими потребностями, что и привело к незавершенности образа и психологическим барьерам.

Позитивная роль гештальт-психологии свелась к:
- разработке ряда важных новых понятий и феноменов в психологии познания;
- утверждению системного подхода в психологии, к исследованию психических явлений с целостных позиций, а не с позиций слабо увязанных между собой частей.

Самым слабым местом в гештальт-психологии оказалась ее неспособность соединить две важнейшие категории: формируемый образ и действие. Образ формировался по своим собственным законам, независимо от реальных действий человека.

Источник: 
Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.
Темы: