Терапевтические факторы

И. Ялом (2000) подробно описывает терапевтические факторы групповой динамики. Межличностное научение как узнавание. Другие участники группы честно говорили свое мнение обо мне. Группа объяснила мне, какого рода впечатление я произвожу на других. Понимание того, как меня воспринимают окружающие.

Катарсис. Возможность открыто сказать о том, что меня беспокоит, вместо того, чтобы сдерживаться. Я научился выражать свои чувства. Выражение негативного и/или позитивного чувства по отношению к другому участнику группы.

Сплоченность группы. Принадлежность к группе людей, которые меня поняли и приняли. Я сообщал о себе вещи, вызывающие у меня чувство неловкости, а группа меня по-прежнему принимала.

Самопонимание. Я понял, почему я думаю и чувствую так, а не иначе. Открытие и принятие своих прежде неизвестных или неприемлемых сторон.

Межличностное научение как формирование. Чувство большего доверия по отношению к людям и другим людям. Развитие умения ладить с окружающими.

Экзистенциальные факторы. Я понял, что должен принять на себя всю ответственность за способ, которым я живу свою жизнь, и при этом неважно сколько поддержки и руководства я получаю от других.

Универсальность переживаний. Я увидел, что другим пришлось ничуть не легче. Открытие, что у других тоже бывают некоторые из «плохих мыслей» и чувств, которые есть и у меня.

Вселение надежды. Я чувствовал себя смелее и увереннее оттого, что знал, что группа помогла другим с проблемами, похожими на мои.

Альтруизм. Помогая другим, я стал больше уважать себя.

Воспроизведение семьи. Быть в группе означает для меня в каком смысле – быть в семье, только более понимающей и принимающей.

Руководство. Когда кто-то из участников группы предлагал конкретное и определенное решение какой-то жизненной проблемы.

Идентификация. Когда я видел, как другие говорят о себе вещи, вызывающие у них чувство неловкости, или идут на какой-то другой риск и в итоге получают от этого пользу, то это помогало мне поступать так же.

Терапевт должен обеспечить именно такой ход событий, для чего важно соблюдать два условия: чтобы участники чувствовали себя в группе достаточно безопасно, и чтобы они постоянно реагировали друг на друга искренним выражением своих чувств и мыслей.

Важным фактором группового процесса является обратная связь, представляющая собой ответы членов группы на вербальные и невербальные проявления друг друга. С помощью обратной связи каждый член группы получает следующую информацию:

  • какие реакции у окружающих вызывает его поведение;
  • как он воспринимается другими;
  • в каких случаях его интерпретация эмоционального содержания межличностной ситуации оказывается неадекватной и влечет за собой столь же неадекватную реакцию окружающих;
  • каковы цели и мотивы его поведения, насколько его актуальное поведение способствует достижению этих целей;
  • какие эмоциональные поведенческие стереотипы для него характерны;
  • какую связь видят другие между его опытом (прошлым и актуальным) и поведением (Осипова, 2000).

Обратная связь играет важную роль в процессе самосознания участников. Для этого обратная связь должна быть:

  • приобретением принимающего ее, а не служить потребностям передающего;
  • рассчитана на открытость и доверие принимающего ее;
  • постоянной – она дается всегда и всем участникам группы;
  • своевременной – она дается сразу после поступка другого участника, которому и предназначена;
  • конкретной – затрагиваются конкретные поступки, а не поведение вообще и не личность;
  • глобальные и обобщающие реакции не поддерживаются;
  • ясной и понятной человеку, которому она адресована;
  • прямой – она дается человеку при обращении к нему на «ты», а не намеками, как будто речь идет о посторонних или о «некоторых людях в группе»;
  • разнообразной – высказывается и то, что нравится в поведении другого человека, и то, что не нравится;
  • практичной – она направлена на то, что человек реально может изменить, а не на то, что он не в силах контролировать.

Обратная связь предполагает искреннее и честное самораскрытие. Такое самораскрытие возможно только при определенных условиях:

  1. когда взаимоотношения между людьми строятся на основе взаимопонимания;
  2. когда тема самораскрытия связана с ситуацией, объединяющей людей,
  3. когда самораскрытие происходит постепенно, чтобы не ошеломить слушателей.

Необходимым фактором существования терапевтической группы является групповая сплоченность, которая проявляется в стремлении членов группы сохранить ее и остаться в группе. Некоторые участники сравнивают группу с идеальной семьей. Групповая сплоченность облегчает взаимное раскрытие и помогает разрешать возникающие в группе конфликтные ситуации. В сплоченной группе не так трудно выразить негативные чувства к другим участникам и руководителю. Сплоченности способствуют искренность, чуткость, добродушие и юмор ведущего.

Формированию групповой сплоченности содействуют: удовлетворение индивидуальных потребностей участников, совпадение индивидуальных и групповых целей и ожиданий, мотивированность членов группы, их взаимная симпатия, дружеская атмосфера, групповая деятельность, престиж группы, соперничество с другими группами, а также присутствие в группе участника с отклоняющимся поведением.

Следует учитывать, однако, что групповое давление, сплачивая группу и заставляя ее членов приспосабливаться к ней, может усиливать конформность отдельных участников. С другой стороны, искусственная комфортная эмоциональная атмосфера может превратить терапевтическую группу в «общество № 2», наличие которого позволяет участникам ничего не менять в своей реальной жизни. Аддикты отношений («группоголики») проходят все новые и новые тренинги для удовлетворения своей патологической потребности в группе.

Групповое напряжение выражается в тревоге, раздражении, отчуждении, неприятии, обиде и т.п. Оно проявляется участниками группы в таких же формах, как в их повседневной жизни: в виде подавления или попыток скрыть свои чувства, приписывания их другим или бурного открытого выражения. Групповое напряжение возникает в связи с несовпадением ожиданий участников с реальной групповой ситуацией, несовпадением их личных устремлений, необходимостью соразмерять свои потребности и позиции с другими членами группы, обращением к болезненным проблемам и переживаниям. Конфликты в группе неминуемо возникают в процессе формирования групповых целей, групповых норм и распределения ролей. Ролевые конфликты могут быть межличностными (например, борьба за положение в группе), и внутренними (например, из-за несоответствия собственных норм поведения участника групповым нормам).

В определенных пределах напряжение необходимо для побуждения участников к активности, к изменениям, поэтому оно поддерживается руководителем. Групповое напряжение необходимо, как фактор, который:

  1. постоянно стимулирует усилия изменить свое теперешнее состояние;
  2. поддерживает ориентацию проводимого в группе обсуждения негативных переживаний и чувств,
  3. активизирует проявление непривычных стереотипов поведения.

Групповое напряжение лишь мешает, если оно возникает из-за чрезмерного молчания ведущего, его холодности или безразличия, отказов отвечать на вопросы, неясных намеков и двусмысленных фраз, неуместного поднятия конфликтных тем, резкой критики участников, а длительно подавляемое напряжение может привести к уходу участников или распаду группы. Поэтому в задачу ведущего входит поддерживать баланс между групповой сплоченностью и напряжением.

Групповому психотерапевту желательно иметь следующие черты личности.

  • Психологическое присутствие предполагает способность к сопереживанию, эмоциональной вовлеченности в общение, способность жить «здесь и сейчас, с нами», не отвлекаясь на что-то постороннее.
  • Личная сила подразумевает уверенность в себе и осознание своего влияния на других. Это избавляет от компенсаторной потребности доминировать, позволяет видеть потенциал участников и дает им образец уверенного поведения.
  • Смелость нужна, чтобы идти на риск открытия своих чувств, быть готовым совершать ошибки и признавать их. Смелость так же помогает терапевту обсуждать враждебные реакции участников группы вместо того. чтобы пытаться им понравиться.

Честность проявляется в способности задавать себе следующие вопросы:

  • Какой потребности я служу, работая с группами? Что я получаю от этой деятельности?
  • Вел ли я какую-нибудь группу для того, чтобы удовлетворить собственные потребности в ущерб потребностям членов группы?
  • Почему я веду себя в группе именно так? Какое влияние на членов группы оказывают мое отношение, ценности, чувства и поступки?

 

  • Искренность заключается в умении прямо и доброжелательно говорить участникам группы даже то, что они не хотят слышать, чтобы они могли осознать те стороны своей жизни, которые они отрицают.
  • Аутентичность – способность быть самим собой, откровенным настолько, насколько это может быть полезным для группы. При этом лишь такой терапевт, который продолжает изменять собственные смыслы, может поддержать в этом и других.
  • Вера в групповой процесс и энтузиазм помогают терапевту получать удовольствие от своей работы, заражают участников группы, вдохновляют их и внушают оптимизм.
  • Изобретательность и находчивость позволяют находить уникальные решения для трудных ситуаций и избегать надуманности и скуки.
  • Навыки невербального общения помогают выразить чувства лучше всяких слов.

Чаще всего встречаются три стиля руководства группой: авторитарный – руководитель единолично определяет групповые события; демократический – через коллективное обсуждение и попустительский – руководитель отдает власть группе, не пытаясь оценивать происходящие события и влиять на них.

Авторитарный, директивный стиль руководства применяется при проведении тренинга навыков, аналитических групп, трансактного анализа, гештальт-групп, психодрамы. Ведущие, проявляющие чрезмерную авторитарность, конфронтацию с участниками и агрессию или эмоционально отдаляющиеся от группы, оказываются малоэффективными и провоцируют ухудшение состояния пациентов или уход их из группы.

Демократический стиль руководства заключается в том, что психотерапевт предоставляет участникам свободу выбора тем и направления дискуссии, не начинает действий и не ускоряет их, не навязывает норм и интерпретаций. а использует в основном техники отражения и прояснения. Демократический стиль применяется в группе встреч, в экзистенциальной и балинтовской группе.

Существуют разнообразные способы, ограждающие группу от чрезмерного или преждевременного вмешательства психотерапевта. Ведущий группы встреч, экзистенциальной и гештальт-группы не планирует содержания занятий, не использует заранее подготовленные игры и упражнения, не объясняет участникам, чем они должны заниматься. Чаще всего он лишь делится с участниками своими реакциями, установками, чувствами задавая тон группе образом своего бытия и характером собственного становления в группе. Основная функция терапевта состоит в том, чтобы помочь членам группы осознать свои конфликты через переживание значимых отношений в ведущим группы и ее участниками. Психоаналитический подход рассматривает терапевта как технического эксперта, интерпретирующего внутрипсихические и межличностные процессы.

Трансактный анализ и когнитивно-поведенческая терапия построены на модели научения. При этом терапевт в качестве учителя обучает членов группы различным навыкам и обеспечивает им когнитивную схему, позволяющую им изменить их поведение. Например, руководитель тренинга сенситивности фокусируется на таких вопросах, как сохранение группы и ее сплоченность, распределение полномочий и рабочих заданий, выделение подгрупп и «козла отпущения» в группе. Он сосредоточивается на группе в целом и на взаимодействии ее членов друг с другом, пытается объяснить, что делает группа в целом, помогает участникам понять себя и других через понимание группового процесса. В балинтовской группе коллегиальной супервизии руководитель может поочередно выбираться группой из числа участников. Его роль сводится при этом к тому, чтобы следить за соблюдением правил и регламента.

Ключевые слова: Терапия
Источник: Старшенбаум Г.В., Групповой психотерапевт
Материалы по теме
Принципы психофармакотерапии в детской и подростковой психиатрии
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Морита терапия
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Использование ролевых игр в работе с несовершеннолетними
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Негативная терапевтическая реакция
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Первичная терапия Янова
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Электросудорожная терапия
Подкорытов. Чайка., Депрессии. Современная терапия
Краниоцеребральная гипотермия
Подкорытов. Чайка., Депрессии. Современная терапия
Биологическая обратная связь
Подкорытов. Чайка., Депрессии. Современная терапия; Б. Карвасарский, Психотерапевтическая...
Оставить комментарий