Вопросы в логике

Развитие научных и практических знаний протекает как переход от ранее установленных представлений к новым, более точным и более богатым представлениям. Этот переход представляет собой последовательность следующих этапов:

  • явная или неявная постановка вопроса;
  • поиски новой информации;
  • формировка ответа на возникший вопрос.

Вопрос — это выраженное в форме вопросительного предложения пожелание, направленное на развитие, уточнение или дополнение имеющегося знания. Постановка вопроса обычно предполагает ответ на него, если вопрос не является, конечно, риторическим.

В форме вопроса встают новые проблемы, с помощью вопросов получают новую информацию о социальной, производственной и ежедневной практике.

Для обозначения особого направления (или раздела) логики, занимающегося анализом вопросов, А. и М. Прайорами в середине прошлого века был предложен термин «эротетическая логика». Иногда эту логику называют также «интеррогативной». «Логика вопросов» (иногда говорят о «логике вопросов и ответов») не является обычной системой логики, поскольку в этой логике нет никаких правил вывода, посылками или заключениями которых выступали бы вопросы. Логика вопросов посвящена семантическому прояснению того, что такое вопрос и чем, соответственно, является ответ на него. На большее она не претендует. В этом принципиальное отличие эротетической логики от других систем логики, представляющих собой систему правил вывода одних положений из других.

Любой вопрос всегда опирается на уже известное знание, которое выступает его базисом и выполняет роль предпосылки вопроса. Ответ представляет собой новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом прежнее знание. Поиск ответа предполагает обращение к конкретной области теоретических или эмпирических знаний, которую называют областью поиска ответа. Полученное в ответе знание, расширяя либо уточняя исходную информацию, может служить базисом для постановки новых, более глубоких вопросов о предмете исследования.

Классификация вопросов

Вопросы различаются по своей структуре и своим функциям.

По логической структуре и познавательной функции вопросы подразделяются на два основных типа:

  • уточняющие, или ли-вопросы;
  • восполняющие, или что-вопросы.

Уточняющим называется вопрос, направленный на выявление истинности выраженного в нем суждения. Например: «Верно ли, что Луна вращается вокруг Земли?» Грамматический признак уточняющих вопросов — наличие в предложении частицы «ли»: «Верно ли, что...»; «Является ли ...» и подобные им выражения.

Восполняющим называется вопрос, направленный на выявление новых свойств у исследуемых явлений: «Кто изобрел автомобиль?» и т.п. Грамматический признак восполняющих вопросов — наличие в предложении вопросительных слов: кто? что? где? когда? как? и других, с помощью которых стремятся получить дополнительную информацию о том, что собой представляет исследуемый объект.

Различают также:

1.    Правильно и неправильно поставленные вопросы. В отличие от суждения вопрос не содержит ни утверждения, ни отрицания, поэтому он не может оцениваться в терминах истины и лжи: не существует истинных или ложных вопросов. Вместе с тем вопрос явно или неявно предполагает определенное исходное, или базисное знание, выступающее предпосылкой вопроса. Качество базисного знания существенно влияет на логический статус вопроса, определяя правильность и неправильность постановки вопроса. Правильно поставленным считается вопрос, предпосылка которого представляет собой истинное знание. Неправильно поставленным является вопрос с ложным базисом. Примером неправильно поставленного может служить вопрос: «Какой размер имеет ракета, направляемая с экипажем на Марс?»
Предпосылка этого вопроса включает идею, что такая ракета уже существует.

2.    Открытые и закрытые вопросы. Открытые вопросы предполагают возможность неограниченного количества ответов. Закрытые вопросы — это вопросы, на которые можно дать только ограниченное количество ответов. Такие вопросы чаще всего используют во время социологических опросов. Например, вопрос «Следует ли строить на Луне промышленные предприятия?» является открытым, потому что человек может подробно высказать свое собственное мнение по этому поводу. Этот же вопрос можно сформулировать в закрытой форме, если добавить к нему перечень возможных ответов. Например, «Следует ли на Луне строить промышленные предприятия? (Считаю, что да; полагаю, что нет; не могу ответить)».

3.    Простые и сложные вопросы. Простым называется вопрос, не включающий в качестве составных частей других вопросов. Сложным является вопрос, включающий в качестве составных частей другие вопросы, объединяемые логическими связками. В зависимости от типа связки сложные вопросы могут быть:

  • соединительными (конъюнктивными);
  • разделительными (дизъюнктивными);
  • смешанными (соединительно-разделительными).

Правила постановки вопросов

Определяющее влияние вопроса на характер ответа известно с давних пор: «Задай глупый вопрос, и ты получишь глупый ответ». Во время одного из своих походов Александр Македонский взял в плен десять индийских философов. Они были известны своим умением остроумно и лаконично отвечать на поставленные вопросы. Александр решил испытать пленников, задав им трудные вопросы. Пятого по счету он спросил: «Что раньше — ночь или день?». Философ ответил: «День раньше по крайней мере на день», — но увидев, что Александр не очень удовлетворен таким ответом, добавил, что не следует удивляться тому, что мудреные вопросы имеют столь же мудреные ответы. «Умение ставить разумные вопросы, — говорил немецкий философ И. Кант, — есть уже важный и необходимый признак ума и проницательности. Если вопрос сам по себе является бессмысленным и требует бесполезных ответов, то, кроме стыда для спрашивающего, он имеет иногда тот недостаток, что побуждает неосторожного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) козла доит, а другой держит под ним решето».

При постановке вопросов полезно соблюдать следующие правила:

  1. Вопросы необходимо ставить корректно. Они должны быть правильно сформулированы по содержанию и форме. Провокационные и неопределенные вопросы допустимы только в исключительных случаях.
  2. Вопрос нужно формулировать кратко и ясно. Длинные, запутанные вопросы затрудняют их понимание и ответ на них. Вопрос должен быть по возможности простым. Если он сложный, его лучше разбить на несколько простых. Например, сложный вопрос «Участвовали ли братья Карамазовы в убийстве своего отца»?» следует разбить на два простых, касающихся конкретно каждого из братьев, так как ответы будут различными — «да», «нет».
  3. Полезно избегать риторических вопросов. Последние являются суждениями, так как в них содержится утверждение или отрицание; обычные же вопросы суждениями не являются.
  4. Из вопроса должны быть ясны время, место и тот контекст, который необходимо учитывать при ответе.
  5.  В вопросе не следует употреблять многозначные слова.
  6. При необходимости конкретизации ответа в вопрос можно ввести краткое предисловие.
  7. Формулировка вопроса и его смысл должны, как правило, учитывать личный персональный опыт опрашиваемых в той области, которой касается вопрос.

Ответы на вопросы

Познавательная функция вопроса реализуется в форме вновь полученного высказывания — ответа на поставленный вопрос. При этом по содержанию и структуре ответ должен строиться в соответствии с поставленным вопросом. Лишь в этом случае ответ расценивается как релевантный, т.е. как ответ по существу поставленного вопроса, выполняющий свое основное назначение — уточнить неясную или неопределенную информацию.

Если в качестве ответа приводят хотя и истинные, но содержательно не связанные с вопросом суждения, их расценивают как ответы не по существу вопроса и обычно исключают из рассмотрения. Появление таких вопросов в дискуссии — либо результат заблуждения, когда отвечающий не уловил смысл вопроса, но пытается отвечать на него, либо сознательное стремление уйти от невыгодного ответа на поставленный вопрос.

Среди ответов различают:

  • истинные и ложные;
  • прямые и косвенные;
  • краткие и развернутые;
  • полные и неполные.

По гносеологическому статусу, т.е. по отношению к действительности, ответы могут быть истинными и ложными. Ответ расценивается как истинный, если выраженное в нем суждение правильно, или адекватно, отражает действительность. Ответ расценивается как ложный, если выраженное в нем суждение неверно, или неадекватно, отражает положение дел.

Прямые и косвенные ответы — это два вида ответов, различающихся способом выражения информации. Прямым называется ответ, взятый непосредственно из области поиска ответов, при конструировании которого не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям. Например, прямым ответом на восполняющий вопрос «Когда началась Первая мировая война?» будет суждение: «Первая мировая война началась в августе 1914 г.». Прямым ответом на уточняющий вопрос «Является ли кит рыбой?» будет суждение: «Нет, кит не является рыбой». Косвенным называется ответ, который берется из более широкой области, нежели область поиска ответа, и из которого лишь окольным путем можно иногда получить прямой ответ. Так, для вопроса «Когда началась Первая мировая война?» косвенным будет следующий ответ: «Первая мировая война началась после 1910 г.». На вопрос «Является ли кит рыбой?» косвенным будет ответ: «Кит относится к млекопитающим животным».

По грамматической форме ответы могут быть краткими и развернутыми. Краткие — это односложные — утвердительный и отрицательный ответы: «да» или «нет». Развернутые — это ответы, в каждом из которых повторяются все элементы вопроса. Например, на вопрос «Был ли Макс Вебер социологом?» могут быть получены утвердительные ответы: краткий — «Да»; развернутый — «Да, Макс Вебер был социологом»; отрицательные ответы: краткий — «Нет»; развернутый — «Нет, Макс Вебер не был социологом».

Краткие ответы наиболее подходящие для простых вопросов; при сложных вопросах целесообразно пользоваться развернутыми ответами, поскольку односложные ответы в этом случае нередко оказываются двусмысленными.

По объему представленной в ответе информации ответ может быть полным или неполным. Проблема полноты чаще всего возникает при ответах на сложные вопросы. Полный ответ включает информацию по всем элементам или составным частям вопроса. Например, на сложный уточняющий вопрос: «Верно ли, что подлежащее, сказуемое и дополнение являются второстепенными членами предложения?» полным будет следующий ответ: «Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения, дополнение — второстепенным его членом». На сложный восполняющий вопрос: «Где, когда и в честь какого события был установлен памятник князю Владимиру?» полным будет следующий ответ: «Памятник великому князю киевскому Владимиру Святославовичу установлен в 1853 году в Киеве в честь 770-летия крещения Руси».

Логическая зависимость между вопросом и ответом означает, что качество ответа во многом определяется качеством вопроса. Это значит, что на расплывчатый и двусмысленный вопрос трудно получить ясный ответ. Если хочешь получить точный и определенный ответ, то сформулируй точный и определенный вопрос. Под точностью и определенностью в данном случае имеется в виду логическая, т.е. понятийно-структурная характеристика вопроса. Она выражается в точности употребляемых понятий и вопросительных слов, а также в рациональном использовании сложных вопросов.

Темы: Высказывание
Источник: Логика. Теория и практика: учеб, пособие для бакалавров / А. А. Ивин. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 387 с.
Материалы по теме
Фраза как единица высказывания
Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010
Предложение и высказывание
Норман Б.Ю. - Теория языка. Вводный курс, 2004
Простые и сложные высказывания в логике
Логика. Теория и практика: учеб, пособие для бакалавров / А. А. Ивин. — 4-е изд., испр. и...
Категорические высказывания
Логика. Теория и практика: учеб, пособие для бакалавров / А. А. Ивин. — 4-е изд., испр. и...
Логическая и физическая необходимость
Логика. Теория и практика: учеб, пособие для бакалавров / А. А. Ивин. — 4-е изд., испр. и...
Нормативные высказывания
Логика. Теория и практика: учеб, пособие для бакалавров / А. А. Ивин. — 4-е изд., испр. и...
Оставить комментарий