Виды истины в философии

Любое утверждение может соответствовать действительности или не соответствовать и быть, таким образом, истинным или ложным. Практический опыт свидетельствует о наличии двух вариантов, один из которых правилен. Например, дождь идет или не идет. Одно из утверждений верно, другое — нет. Если дождь идет, то можно использовать зонтик, если нет — он не нужен.

Такой дуальный подход по принципу «да — нет» не всегда верен, хотя бы потому, что существуют промежуточные состояния, когда имеются сомнения, идет дождь или нет, и раскрывать зонтик или этого не делать. Так же мы порой сомневаемся, закончился дождь или нет, выставляем руку из-под зонтика, чтобы это определить; решаем, что дождя больше нет, складываем зонтик, потом открываем его снова и т.д. Мы можем ошибаться, но цель остается неизменной — найти истину, и мы верим, что это возможно.

Так мы поступаем в сфере практики, к которой достаточно приспособились. Сложнее дело с истиной обстоит в том случае, если познание выходит за сферу практики. Недаром говорят, что практика — критерий истины. Вот мы вышли за сферу обычной практики в область теории, и здесь может оказаться, что истины этих двух сфер противоречат друг другу. То, что в одной сфере привычно считается истиной, не является таковой в другой. Например, люди, видя, что каждый день Солнце всходит и заходит, считали истиной, что Солнце вращается вокруг Земли. Однако Николай Коперник создает гелиоцентрическую систему мира, в которой не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Истина теоретическая оказывается противоречащей истине практического опыта. Утверждение, некогда признанное истинным, оказывается ложным.

Таким образом, истина может с течением времени обнаружить свою ложность и замениться на признание истинным другого утверждения. Неизменным остается только стремление познать истину. Человек, конечно, стремится к тому, чтобы познать истину в абсолютном смысле как неизменную и ни от чего не зависящую, но он должен себе ясно представлять, что все его конкретные результаты познания представляют собой истину относительную, причем на бесконечном пути познания относительная истина может не только уточняться и усовершенствоваться, но и быть отброшена как ложная. Это относится и к философским утверждениям.

философское познание бесконечно в смысле стремления к познанию абсолютной истины. На смену сомнению приходит уверенность, что абсолютная истина достигнута в рамках великой философской системы как результат синтеза относительных истин. Но через какое-то время сомнение снова берет верх, и наступает торжество скептицизма. Вся система и составляющие ее относительные истины подвергаются сомнению. Умирает вера в них как в абсолютную истину. Такова диалектика относительной и абсолютной истины.

Неизбежность смерти не дает оснований говорить, что жизни нет. Так же неизбежность сомнения в абсолютной истине не дает оснований говорить, что абсолютная истина отсутствует или что она недостижима. Как момент смерти содержится в жизни, так и момент гибели содержится в претензиях философии на абсолютную истину. В этом смысле сомнение неизбежно в философии. Абсолютное существует в мире как абсолютное только в смысле абсолютности гибели всего существующего. Но даже и это утверждение не будет абсолютной истиной.

Каждая отрасль культуры обладает своим представлением о том, что такое истина и как ее достичь своими методами познания. Соответственно можно выделить мистическую, художественную, мифологическую, философскую, религиозную, научную, идеологическую истины. Все они отличаются своим строением. Рассмотрим структуру некоторых видов истины.

Философская истина (Ф.и.) имеет структуру, которую можно представить в виде следующей формулы:
Ф.и. = И + Р {П + Л + Д},
где

  • И — интуиция;
  • Р — рациональность;
  • П — понятийность;
  • Л — логичность;
  • Д — дискурсивность.

Рациональность — только часть философской истины. В основе ее лежат интуитивные положения, которые не объяснимы рационально сами по себе. Это, например, допущения о материи, идее, сущности, субстанции и т.д., что Декарт назвал «врожденными идеями», а Платон — идеями, которые душа воспринимает в мире идей, а потом вспоминает в течение жизни, испытывая к ним платоническую (или, как ее назвал Спиноза, интеллектуальную) любовь. Эти интуитивные представления могут быть разными у различных людей, и их различия определяют отличия философских систем и учений. К примеру, представление о мире идей Платона, трансцендентальный мир понятий Канта, тождество бытия и мышления Шеллинга и Гегеля и т.д.

Различие основных философских интуиций потому и определяет различие философских систем, что вторая, рациональная часть философской истины в принципе одинакова у всех философов, строится на одних и тех же законах логики, методах формулирования понятий и способах рассуждения. Так как отсутствуют объективные методы сравнения исходных интуиций, то отсутствует и общезначимый критерий истинности философских систем. Сравнивать можно только рациональную часть философских учений.

Иначе выглядит структура научной истины (Н.и.). Она совпадает в своей второй рациональной части с философской истиной (что порой приводит к тому, что научную истину отождествляют с философской), но отличается своей первой частью и схематически выглядит так:
Н.и. = Э + Р {П + Л + Д},
где Э — эмпирическая информация, получаемая органами чувств.

Третий круг истории философии ранее был определен как научная философия, поскольку главным стержнем его развития было осмысление научного познания. Вопросы гносеологии вышли в Новое время на первый план, и в их рамках большое значение приобрела методология научного исследования. Результаты, полученные в этой области, заслуживают особого рассмотрения.

Темы: Истина
Источник: Философия. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. —176 с.
Материалы по теме
Классическая концепция истины и ее альтернативы
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Что такое истина?
Винсент Ружиэйро, Мышление.
Учение об истине в философии
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Истина и ее критерии
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Логические формулы и таблицы истинности
Гусев Д. А. Логика - М.: Прометей, 2015. -300 с.
Оставить комментарий