Тест умственного развития младших подростков (ТУРП)

Тест умственного развития младших подростков (ТУРП) предназначен для диагностики умственного развития учащихся III—V классов общеобразовательной школы и является одним из нормативных тестов, разработанных в лаборатории диагностики и коррекции психического развития Психологического института РАО. Автор теста — Л. И. Теплова [72].

Этот способ диагностики умственного развития конструировался в соответствии с принципами, сформулированными в рамках концепции социально-психологического норматива [26]. Он диагностирует умственное развитие, главной детерминантой которого в школьном возрасте является содержание обучения, и направлен на прогнозирование учебной деятельности. Поэтому в его содержание входят те научные понятия и логико-функциональные умственные действия, которые учащийся использует в практической (учебной) деятельности.

Научные понятия, включенные в задания теста, заимствованы из школьных программ и являются базовыми для начальной и актуальными в основной школе, что позволяет «состыковать» два образовательно-возрастных периода. Для оценки влияния на умственное развитие учащихся внешкольных факторов в тесте использованы те понятия, с которыми младшие подростки часто встречаются в средствах массовой информации, ориентированных на этот возраст, и в рекомендуемой внеклассной литературе.

Для выполнения заданий теста школьнику предлагается осуществить некоторые мыслительные действия с отобранными понятиями. Круг этих действий был определен в результате анализа требований, предъявляемых к учащимся III—V классов и отраженных в государственных стандартах, а также анализа учебной деятельности младших подростков на уроках. В тест включены такие мыслительные действия, как аналогии, классификации, обобщения.

В учебной деятельности младший подросток сталкивается с задачами, успешное решение которых требует применения более сложных умственных действий и учета нескольких условий задачи в рамках одной специфической области. В связи с этим в методику включены задания, которые актуализируют сочетание нескольких мыслительных операций и имеют сложную структуру. Эти задания вошли в отдельные «специализированные» субтесты, один из которых построен на математическом материале, другой — на языковом.

Содержание учебной деятельности младшего подростка составляют не только понятия, но и образы, представления, владение которыми также определяет ее успешность. В математике — это образы геометрических тел, образы-символы, графические образы; в русском языке — это схемы слов, предложений, словосочетаний; в природоведении — схематическое изображение местности (план), образы структуры почв, природных зон и т. д. В связи с этим в содержание теста включены задания невербального характера, что позволило максимально полно реализовать принцип его содержательной релевантности.

Социально-психологический норматив, полученный на основе теоретического и эмпирического анализа, условно представлен в ТУРП в совокупности всех его заданий. Поэтому, оценивая меру успешности испытуемого, необходимо сопоставлять его показатель с максимально возможным в этом тесте, определяемым полным и правильным выполнением всех его заданий.

ТУРП может быть использован для контроля за эффективностью школьного обучения, для оценки эффективности разных систем обучения и методов преподавания, для выявления особенностей умственного развития, ведущих к неуспешному обучению, для определения характера коррекционной работы с учащимися.

Содержание теста включает 102 задания, которые распределены по группам (субтестам). В него входят шесть субтестов: «Осведомленность», «Классификации», «Аналогии», «Предложения», «Продолжи ряд» и «Обобщения».

В субтестах «Классификации», «Аналогии», «Обобщения» представлены понятия из трех предметных областей — русского языка и литературы, природоведения и математики. Задания субтеста «Предложения» представляют область знаний из русского языка и литературы, а задания субтеста «Продолжи ряд» — математики.

Ниже приводятся примеры заданий субтестов, входящих в тест ТУРП.
1. «Осведомленность». Исследуется запас относительно простых сведений и знаний. От испытуемого требуется правильно дополнить предложение из пяти приведенных слов.
Одинаковыми по смыслу являются слова «родина» и ...?
а) государство; б) страна; в) отчизна; г) республика; д) местность.

2. «Классификации». Выявляются навыки определения общих черт, абстрагирования. В заданиях предлагаются пять слов (математических выражений, чисел, фигур), из которых четыре объединены определенной смысловой связью, а одно лишнее. Его и следует найти.
а) х + 3 = 7; б) х + 7 = 14; в) 12 - х - 8; г) х - 3 = 1; д) х - 4 = 0.

3. «Аналогии». Определяются комбинаторные умения. В заданиях предлагаются три слова или рисунка. Между первым и вторым существует определенная связь. После третьего — знак вопроса. К нему надо подобрать такой ответ из числа приведенных, чтобы была такая же связь, как между первым и вторым.
Сила : слабость = сложение : ?
а) пример; б) математика; в) вычитание; г) минус; д) сумма.

4. «Предложения». Оценивается понимание смысла отдельных предложений, развитие языковых навыков, умение оперировать грамматическими структурами. В предложения, имеющие пропуски, испытуемый должен вставить недостающие слова.
На сцену артист и запел нашу любимую.

5. «Продолжи ряд». Оцениваются умения находить правила, по которым построены ряды чисел, числовых выражений, фигур и понятий. Испытуемый должен продолжить ряд с учетом заложенного в нем правила.
х: 2 = 5 х: 2 = 4 х: 2 = 3 ...

6. «Обобщения». Оцениваются умения выносить суждения, обобщать. Испытуемый должен обозначить два слова общим понятием.
Береза — клен.
Методика имеет две параллельные формы (А и Б). «Чистое» время выполнения всей методики — 27 мин. Работа над тестом, включающая заполнение бланка, чтение инструкций, разбор примеров, занимает примерно урок. Тест может применяться как индивидуально, так и при групповом обследовании.
Коэффициенты соответствия параллельных форм А и Б для разных возрастных групп — от 0,84 до 0,87; коэффициенты гомогенности — 0,99; ретестовая надежность (интервал между первым и повторным тестированием равен 6 месяцам) — 0,93 (форма А) и 0,96 (форма Б).

Коэффициенты теоретической валидности по сопоставлению с Групповым интеллектуальным тестом Дж. Ваны (ГИТ) для младших подростков для разных форм и возрастов находятся в интервалах от 0,68 до 0,90. Коэффициенты прагматической валидности теста, определяемой путем сопоставления результатов выполнения заданий теста с показателями школьной успеваемости, — 0,61 (III классы) и 0,59 (V классы). Все показатели значимы при р < 0,01.

Полученные показатели валидности и надежности теста позволяют считать его объективным инструментом психологической диагностики, направленным на оценку умственного развития учащихся III—V классов общеобразовательной школы.

Руководство по проведению тестирования

Тестирование целесообразно проводить двум взрослым: психологу и помощнику. Психолог объясняет цель тестирования, зачитывает инструкции, разбирает примеры выполнения заданий и следит за временем тестирования. Помощник наблюдает за ходом работы испытуемых, предупреждая нарушение ими инструкций.

Перед началом тестирования учащимся нужно раздать тестовые тетради так, чтобы у соседей по парте были разные формы (А и Б). Каждый школьник должен иметь карандаш или ручку. Учитывая возраст испытуемых (9-12 лет), не рекомендуется использовать бланки для ответов, учащиеся должны записывать ответы непосредственно в тестовые тетради.

Психолог рассказывает о цели работы и обращается к учащимся с такими словами:
«Ребята, сейчас вы будете решать задания, которые не совсем похожи на те, которые вы обычно выполняете в школе. Вы должны постараться выполнять их быстро и правильно. Не огорчайтесь, если вы не успеваете решить все задания. Старайтесь не отвлекаться, работайте добросовестно, и тогда ваш результат будет хорошим. Вы будете выполнять разные наборы заданий. Перед каждым набором есть инструкция, объясняющая, как надо делать задания. Сначала вы будете читать инструкцию самостоятельно, "про себя", а потом мы вместе с вами прочтем ее. Тот, кто не поймет, как делать, должен сказать об этом до того, как мы начнем выполнять задания. Во время выполнения заданий спрашивать нельзя. Задания следует выполнять по порядку, но если не получается какое-то из них, его можно пропустить и решать следующее. Работу начинать и заканчивать нужно по моей команде. Вы получили тетради с заданиями, не листайте их. На первой странице вверху напишите дату и номер урока. Затем свою фамилию и имя, дату рождения, номер школы и класс. Кто все сделал, положите ручки на стол».

После того как все заполнили первую страницу, психолог просит учащихся перевернуть ее и прочитать на следующей странице инструкцию к субтесту 1 «про себя». Затем эту же инструкцию читает вслух психолог. Далее он разбирает примеры выполнения заданий субтеста 1, которые могут быть предварительно записаны на доске.

Психолог спрашивает испытуемых, всем ли понятно, как нужно выполнять задания. Если возникают вопросы, то психолог вновь читает инструкцию, ничего не добавляя к ней.

Психолог напоминает, что задания можно начинать выполнять только после слова «начали», а заканчивать следует после слова «стоп». Команда «Стоп» означает, что ученики должны положить ручки на парты. Затем психолог говорит: «Внимание! Возьмите ручки или карандаши. Приготовились. Начали».

По окончании отведенного для выполнения первого субтеста времени психолог говорит: «Стоп». Дождавшись, когда ученики положат ручки или карандаши на парту, психолог говорит: «Переверните страницу и внимательно читайте следующую инструкцию — к субтесту 2». После этого повторяется та же процедура, что и с первым субтестом. Время выполнения субтестов: осведомленность — 4 мин.; классификации — 4 мин.; аналогии — 5 мин.; предложения — 5 мин.; продолжи ряд — 5 мин.; обобщения — 4 мин.

Обработка результатов тестирования

Количественный анализ результатов тестирования
1. Индивидуальные показатели по пяти субтестам (1-5) выводятся путем подсчета количества правильно выполненных заданий. За каждое правильно выполненное задание начисляется 1 балл.

2. В субтесте «Обобщения» за правильный, точный и полный ответ присваивается 2 балла, за неполный или за недостаточно точный — 1 балл, за неправильный ответ, в котором отсутствует обобщение, — О баллов (правильные ответы приведены в специальной таблице и передаются психологу вместе с тестовыми материалами). Максимальное количество баллов по субтесту «Обобщения» — 28.

3. В субтесте «Предложения» правильными считаются ответы, приведенные в специальной таблице к этому субтесту, или любые другие слова, уместные с грамматической и смысловой точки зрения в данном предложении.

4. Максимальное количество баллов, которое хможет получить испытуемый, правильно выполнив все задания теста, составляет 116 баллов (100 %-ное выполнение). Это есть норматив умственного развития учащихся III—V классов, с которым сравнивается индивидуальный показатель по тесту. Для этого общий балл по тесту представляется в процентах по отношению к нормативному показателю. Например, испытуемый А. получил 58 баллов. Тогда уровень его умственного развития можно оценить как на 50 % соответствующий нормативному (58/116x 100=50 %).

5. Для сравнительных оценок индивидуальных результатов можно использовать шкалу, приведенную ниже.
Высокое умственное развитие: у третьеклассников — более 70 %; у пятиклассников — более 80 %.
Низкое умственное развитие:
у третьеклассников — менее 30 %; у пятиклассников — менее 40 %.

6. Для анализа групповых данных используется прием, предложенный авторами ШТУР. Все испытуемые по результатам тестирования подразделяются на 5 подгрупп:
• 1-я подгруппа — наиболее успешные, они составляют 10 % всех испытуемых;
• 2-я подгруппа — близкие к успешным — 20 % всех испытуемых;
• 3-я подгруппа — средние по успешности — 40 %;
• 4-я подгруппа — мало успешные — 20 %;
• 5-я подгруппа — наименее успешные — 10 %.

Для каждой из подгрупп подсчитывается средний процент правильно выполненных заданий. Затем строится система координат, где по оси абсцисс идут номера подгрупп, а по оси ординат — процент выполненных ими заданий.

Например, по результатам теста наиболее успешная подгруппа выполнила в среднем 78 % заданий теста, вторая — 60 %, третья (средняя по успешности) — 46 %, четвертая — 35 % и наименее успешная подгруппа — 25 %.

Такой же анализ можно сделать по результатам каждого субтеста. В этом случае по оси абсцисс будут также располагаться номера подгрупп, а по оси ординат — средний процент выполненных заданий отдельного субтеста.

Качественный анализ результатов тестирования
Качественный анализ проводится по нескольким направлениям:
1) выясняется, понятия какой предметной области усвоены испытуемыми лучше, а какой — хуже;
2) рассматривается, какие логические операции освоены более успешно, а какие — менее;
3) выявляются типичные ошибки испытуемых.
Для первого направления анализа в таблице на первой странице методики психолог указывает не только количество (и процент) правильно выполненных заданий субтеста в целом, но и по предметным областям.

Суммировав баллы, полученные испытуемым за выполнение заданий в субтестах «Классификации», «Аналогии» и «Обобщения», относящихся к каждой из трех предметных областей в отдельности, представим их в процентах. Для этого разделим суммы баллов, полученные испытуемым за задания из каждой предметной области, на максимальное количество баллов, которые можно получить за задания соответствующей области. Так как субтест «Предложения» относится к сфере «русский язык», а субтест «Продолжи ряд» — к математике, показатели их выполнения суммируются с показателями по соответствующим предметным областям, полученными при обработке субтестов 2, 3 и 6.

Принадлежность заданий теста к разным областям знаний отражена в специальных таблицах. Они передаются психологу вместе с тестовыми материалами. Из этих таблиц видно, что общее количество заданий по природоведению равно 18, по математике — 30, по русскому языку и литературе — 34.

Продолжив обработку результатов испытуемого К. Р., представленных в табл. 1, получим следующие показатели:
природоведение — 3+4+6=13 — 72 %;
математика — 2+4+4 (субтест «Продолжи ряд»)+1 = 11 — 37 %; русский язык — 5+3+4 (субтест «Предложения»)+4=16 — 47%.

Из приведенных результатов выполнения теста испытуемым К. Р. следует, что ученик более уверенно ориентируется в круге понятий из природоведения, наименее уверенно — из математики. Более успешно освоено умственное действие классификация, наименее — обобщение. Индивидуальная структура умственного развития испытуемого К. Р. графически выглядит так, как это представлено на рис. 3.
Для определения характера коррекционной работы очень важно выяснить, какие типичные ошибки допускает учащийся.

Качественный анализ выполнения заданий каждого субтеста необходимо выполнять исходя из его содержания.

Субтест «Осведомленность» направлен на выявление информированности учащихся, определяемой внешкольными воздействиями. В 15 заданиях этого субтеста использованы понятия научно-культурного характера, в 5 — общественно-политические. Таким образом, при анализе данных можно рассмотреть, понятия из какой сферы знаний усвоены испытуемым успешнее, а в каких понятиях он ориентируется плохо. Появление ошибок при выполнении этого субтеста может быть вызвано следующими причинами:
1) испытуемые не различают смысловых оттенков понятий;
2) неверно сформировано представление о некоторых из них;
3) испытуемые не знают понятия;
4) испытуемые не могут удержаться в рамках условий задачи и «соскальзывают» на ассоциативные связи (например, в заданиях типа «Противоположными по смыслу являются слова "обыкновенный" и...?» испытуемый может искать не противоположное слово, а слово, близкое по смыслу).

В субтест «Классификации» вошли:
1. Задания с конкретными понятиями.
2. Задания абстрактного характера.
Среди них можно выделить:
а) задания, где объектом классификации являются пословицы и метафоры;
б) задания, где объединять нужно по признаку, относящемуся не к содержанию отдельного понятия, а к характеру логических связей между парами понятий;
в) задания, где оперировать необходимо абстрактными понятиями.
3. Смешанные задания, где в качестве объектов классификации выступили уравнения или математические выражения.

Качественный анализ субтеста «Классификации» направлен на выяснение того, с каким содержанием испытуемые успешнее выполняют операцию классификации, какое содержание вызывает трудности.
Типы логических связей, использованные в субтесте «Аналогии», следующие (в специальной таблице, которая прилагается к тестовым материалам, показана их соотнесенность с номерами заданий):
• функциональные;
• род-вид;
• часть-целое;
• противоположность;
• порядок следования;
• математические отношения;
• причинно-следственные;
• рядоположенности.

Анализируя выполнение этого субтеста, следует обратить внимание на то, какие типы логических связей сформированы у испытуемых, а какие — нет. Можно также установить характер ошибок, основными причинами которых бывают либо выбор слов по ассоциации, без логической основы, либо подмена одного логического отношения другим.

Субтест «Предложения» состоит из шести простых распространенных, семи сложноподчиненных, трех сложносочиненных предложений (в специальной таблице, которая прилагается к тестовым материалам, показано, к каким номерам заданий они относятся).

При анализе результатов выполнения этого субтеста необходимо обратить внимание на то, с какими предложениями учащийся уже умеет работать, а какие предложения еще вызывают трудности. Наиболее сложными для учащихся III—V классов являются сложноподчиненные предложения, так как в них отражаются более сложные причинные, временные, условные и другие связи и отношения.

Субтест «Продолжи ряд» состоит из 12 заданий, для решения которых необходимо найти алгоритм построения ряда, а затем данный ряд продолжить, приложив данное правило. Часть заданий представляет собой один числовой ряд или ряд математических выражений; большинство же заданий построено по принципу «двойного ряда». Первый ряд — стимульный, второй ряд открывает ключ к построению стимульного ряда, его и нужно продолжить. В субтесте выявляются сформированность навыков счета, умения решать уравнение, знание значения понятий «прямоугольник», «многоугольник», «единицы времени», «массы», «длины», умение находить в простейших фигурах их площадь и периметр, сформированность умения решать математические выражения с несколькими действиями. Качественный анализ решения испытуемыми этого субтеста нужно осуществлять, учитывая все вышесказанное.

Для качественного анализа результатов выполнения субтеста «Обобщения» необходимо установить причины неверных ответов. Наиболее частыми ошибками могут быть:
• использование не обобщающего понятия, а слова, обозначающего действие или функцию;
• использование широких родовых понятий или категорий без указания на видовое отличие.

Данные, полученные в результате подробного количественного и качественного анализа теста, обладают большой информативностью для школьного психолога. На основе результатов выполнения ТУРП возможно создание коррекционной программы, а также формулирование определенных рекомендаций для учителя по организации более эффективной работы с учащимися.

Ключевые слова: Методики
Источник: Акимова М.К., Диагностика умственного развития детей
Материалы по теме
Электрофизиологические и Нейровизуализационные методы исследования в психиатрии
Психиатрия: Учебник - Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит,...
Проективные техники психодиагностики
Акимова М.К., Гуревич К.М., Психологическая диагностика 3-е издание. Спб.:Питер, 2008.
Диагностика агрессивности детей (опросник Басса-Дарки)
Шапарь В.Б., Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми...
Виды проективных методик
Киреева З.А., Методы психологического исследования
Личностные тесты
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Методика для выявления типа темперамента Д. Кейерси
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Лабораторные методы исследования в психиатрии
Психиатрия: Учебник - Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит...
Психофизиологические методики диагностики
Акимова М.К., Гуревич К.М., Психологическая диагностика 3-е издание. Спб.:Питер, 2008.
Оставить комментарий