Сущность и логическая структура вопроса

Вопрос — это логическая форма, включающая исходную информацию с одновременным указанием на ее недостаточность с целью получения новой информации в виде ответа. Например, чтобы оценить конкретную экономическую ситуацию в государстве, экономисту необходимо ответить на вопросы: каково современное состояние производства, потребления, обмена и распределения материальных благ; как действует система цен; в чем заключается специфика поведения субъектов экономики в условиях конкуренции; и др.

В естественном языке вопрос выступает чаще всего в виде вопросительного предложения, хотя не всякое вопросительное предложение является вопросом. Так, не являются вопросами риторические вопросительные предложения. Обладая некоторыми признаками вопросов, они не содержат при этом побуждения к ответу и по своей сути являются суждениями. Например, в риторическом вопросительном предложении “Какой он экономист?” содержится утверждение, что он не экономист или плохой экономист, а вовсе не вопрос. Кроме риторических есть и другие вопросительные предложения, которые, не требуя ответа, вместе с тем не содержат и открытого сообщения. Они могут выражать, например, просьбу или предложение — “Не хотите ли чаю?”, резкое побуждение — “Может быть, уступите место пожилому человеку?”, требовательное запрещение — “Что за шум?”, увещевание как разновидность призыва — “Ребята, не Москва ль за нами?” и пр. В то же время вопрос может выражаться не только вопросительным предложением, но и повествовательным. Например: “Поясните, в каких документах вы фиксировали отпуск со склада материальных ценностей”. Вопрос может выражаться и словосочетанием. Такая грамматическая форма широко применяется в учебном процессе при формулировке вопросов, рассматриваемых на занятиях, выносимых на зачеты и экзамены (например: “Основные этапы развития логики как науки” или “Правила деления понятия и возможные ошибки при их нарушении”). В социологических исследованиях, кроме этого, используются незаконченные повествовательные предложения, таблицы с незаполненными местами, множеством вариантов ответов и т. д.

Термин “вопрос” в содержательном плане связан с терминами “проблема” и “проблемная ситуация”. Проблема (от греч. problema — преграда, трудность, задача) — вопрос или целый комплекс вопросов, возникших в ходе познания. Не каждая проблема, однако, сразу же приобретает вид явного вопроса, как не всякое исследование начинается с выдвижения проблемы и кончается ее решением. Термин “проблема” означает такой вопрос, для ответа на который недостаточно имеющейся к данному моменту информации (знания). Вот почему проблему можно определить и как знание о незнании, осознанное незнание. Вопрос в этом случае выступает формой выражения проблемы, его задают в тех случаях, когда имеет место познавательная неопределенность. Проблемная ситуация — это всякая ситуация, теоретическая или практическая, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая заставляет поэтому остановиться и задуматься.

Следует также отличать вопрос от задачи и упражнения. Строгое разграничение здесь провести довольно трудно. В конкретных случаях вопрос нередко может выступать как задача, задача — как упражнение, а упражнение требует ответа на вопрос. И все же это не тождественные понятия.

Задача — это установка, требование совершить какое-либо теоретическое или практическое действие в условиях неполной информации о его средствах и путях. Решение задачи обязательно предполагает поиск необходимой информации, выбор вариантов, комбинирование имеющихся элементов информации, возможных средств, способов действий. При этом вопрос — элемент задачи. Задача обязательно содержит:

  1. условие — “входные данные”, информацию о явлениях действительности или положениях теории;
  2. установку на действие с “входящими данными”, на получение требуемого результата, выраженную обычно в форме одного или нескольких вопросов.

Упражнение — это процесс формирования навыков путем многократного повторения каких-либо теоретических или практических действий. Вместе с тем в учебном процессе упражнением называют и ту задачу или задание, выполнение которых приводит к формированию соответствующих навыков. К упражнению также будут отнесены такие задачи, в которых менее выражен поисковый, комбинационный характер действий и которые служат преимущественно для тренировки памяти. Таковы некоторые особенности соотношения вопроса, задачи и упражнения.

Вопрос как форма мысли имеет свою логическую структуру. Ее элементы:

  1. исходное знание (базис или предпосылка вопроса);
  2. искомое знание;
  3. требование перехода от незнания (непонимания) к знанию (пониманию), от исходного к искомому знанию. Например, студент, формулируя вопрос “Что характерно для экономического образа мышления?”, ставит перед собой задачу установить неизвестные ему специфические признаки экономического мышления.

Однако нельзя сказать, что искомое является абсолютно неизвестным. Оно фиксируется в вопросе в виде неполного, незавершенного, неопределенного знания, имеющего нередко обобщенный характер. Требуя дополнительную информацию о том, что характерно для экономического образа мышления, студент ограничивает ее поиск конкретными признаками. На это указывает вопросительное местоимение “что”. В хорошо сформулированном вопросе точное указание на категорию или множество, к которому относится искомое, является необходимой его частью. Далее, в вопросе содержится весьма определенное знание. Например, с помощью вопроса “Что характерно для экономического образа мышления?” не только что-то спрашивается, но и сообщается, что существует экономическое мышление. Обладая специфическими признаками, оно отличается от других видов профессионального мышления. Предшествующее знание, содержащееся в вопросе, составляет его логические предпосылки. В них явно или скрыто заключена исходная информация, необходимая и достаточная для постановки вопроса и необходимая, но недостаточная для разрешения его. Предпосылки направляют поиск ответа и определяют его смысловое содержание. Важно также отметить, что вопрос — это требование найти, сообщить или уточнить некоторые сведения, неизвестное. В этом плане он выступает как продукт осознания разности между сущим и должным и потребности в устранении этой разности.

Постановка вопроса связана с убеждением, что существует, по крайней мере, один истинный ответ на него. Это убеждение называется позитивной предпосылкой вопроса. Она может быть представлена как дизъюнкция всех утвердительных ответов на поставленный вопрос или суждение о существовании предмета со свойствами, зафиксированными основой вопроса. Например, позитивной предпосылкой вопроса “Какие акции котируются на рынке ценных бумаг?” является суждение “Существуют акции, пользующиеся повышенным спросом на рынке ценных бумаг”. Кроме того, выдвигая вопрос, исходят, как правило, из допущения, что не всякий ответ на вопрос — истинный. Убеждение в существовании хотя бы одного ложного ответа на поставленный вопрос называется негативной предпосылкой этого вопроса. Она выражается дизъюнкцией отрицательных ответов на вопрос или суждением о существовании предмета, которому не принадлежат свойства, зафиксированные основой вопроса.

В экономической практике важно иметь в виду, что вопросы могут обладать сильным внушающим воздействием. Оно обусловлено тем, что вопрос, наряду с затребованием информации, в своих предпосылках заключает определенные сведения, воспринимаемые тем, кому он адресован. Продуманные и умело поставленные вопросы в ходе деловых бесед или переговоров могут с необходимостью подвести другого человека к правильным (необходимым) выводам. Достаточно убедительно в поэтической форме это выразил Леонид Филатов:

—    Вот вы говорите, что слезы людские — вода?
—    Да.
—    Все катаклизмы проходят для вас без следа?
—    Да.
—    Христос, Робеспьер, Че Гевара для вас — лобуда?
—    Да.
—    И вам все равно, что кого-то постигла беда?
—    Да.
—    И вам наплевать, если где-то горят города?
—    Да.
—    И боли Вьетнама не трогали вас никогда?
—    Да.
—    А совесть, скажите, тревожит ли вас иногда?
—    Да...
—    Но вам удается ее усмирить без труда?
—    Да.
—    А если разрушили созданный вами семейный очаг?
—    Так.
—    Жестоко расправились с членами вашей семьи?
—    И?..
—    И вам самому продырявили пулею грудь?
—    Жуть!
—    Неужто бы вы и тогда мне ответили “да”?
—    Нет!
—    А вы говорите, что слезы людские вода?
—    Нет.
—    Все катаклизмы проходят для вас без следа?
—    Нет!
—    Так, значит, вас что-то тревожит еще иногда?
—    Да! Да. Да. 

Если же сведения ложны, но хитроумно скрыты выразительными средствами, то вопрос может быть опасным для отвечающего в том смысле, что побуждает его к неявному признанию лжи за истину. Ловким приемом для предъявления какого-либо факта является применение нейро-лингвистического программирования. Покажем это на примере использования ассоциативности.

Вопрос: какого цвета снег? — Ответ: белый.
Вопрос: какого цвета этот лист? — Ответ: белый.
Вопрос: какого цвета этот холодильник? — Ответ: белый.
Вопрос: какого цвета этот подоконник? — Ответ: белый.
Вопрос: что пьет корова?

И каков же ответ? По проведенным исследованиям большинство респондентов отвечают: молоко. Хотя на самом деле ответ — вода. Происходит ассоциативное мышление.

Ключевые слова: Вопрос
Источник: Логика: Учебник / И. В. Демидов; под ред. проф. Б. И. Каверина. — 7-е изд., испр., 2012
Материалы по теме
Виды вопросов
Логика: Учебник / И. В. Демидов; под ред. проф. Б. И. Каверина. — 7-е изд., испр., 2012
Логические правила постановки вопросов
Логика: Учебник / И. В. Демидов; под ред. проф. Б. И. Каверина. — 7-е изд., испр., 2012
Виды вопросов в логике
Гусев Д. А. Логика - М.: Прометей, 2015. -300 с.
Оставить комментарий