Виды вопросов

Вопросы можно сгруппировать по разным основаниям. Рассмотрим основные виды вопросов, к которым чаще всего обращаются в правовой сфере.

1.  По степени выраженности знания в тексте вопросы могут быть явными и скрытыми. Явный вопрос выражается в языке полностью вместе со своими предпосылками и требованием установить неизвестное, например: “Что такое акция?” Скрытый вопрос выражается лишь своими предпосылками, а требование устранить неизвестное восстанавливается после осмысления предпосылок вопроса. Например, прочитав текст: “Все больше рядовых граждан становятся собственниками акций, и рано или поздно приходит день, когда появляется желание их продать”, мы не обнаружим здесь явно сформулированных вопросов. Однако при осмыслении прочитанного может возникнуть желание спросить: “Что такое акция?”, “Почему их надо продавать?”, “Как правильно продать акции?” и т. д. Текст, таким образом, содержит скрытые вопросы.

2.  По своей структуре вопросы подразделяются на простые и сложные. Простой вопрос структурно предполагает только одно суждение. Он не может быть расчленен на элементарные вопросы. Сложный вопрос образуется из простых с помощью логических союзов “и”, “или, “если, то” и др. Например: “Какие функции выполняют деньги при установлении цены товара, или покупке товара за наличные деньги, или уплате долга?”. Этот сложный вопрос образован из трех простых вопросов: “Какие функции выполняют деньги при установлении цены товара?”, “Какие функции выполняют деньги при покупке товара за наличные деньги?” и “Какие функции выполняют деньги при уплате долга?”.

Вопрос типа: “Если будет хорошая погода, то мы поедем на экскурсию?” — не относится к сложным вопросам, так как его нельзя разбить на два самостоятельных простых вопроса. Это пример простого вопроса. Смысл союзов, образующих сложные вопросы, таким образом, не тождественен смыслу соответствующих логических союзов, при помощи которых образуются сложные истинные или ложные суждения из простых истинных или ложных суждений. Вопросы не бывают истинными или ложными. Они могут быть правильными или неправильными.

3.  По способу запроса неизвестного знания различают уточняющие и восполняющие вопросы. Уточняющие вопросы (или “ли” — вопросы) направлены на выявление истинности выраженных в них суждений. Во всех этих вопросах присутствует частица “ли”, включенная в словосочетания “верно ли”, “действительно ли”, “надо ли” и т. д. Например: “Верно ли, что Семенов успешно защитил дипломную работу?”, “Действительно ли в Москве больше жителей, чем в Париже?”, “Верно ли, что если он сдаст все экзамены на “отлично”, то получит повышенную стипендию?” и др. Восполняющие вопросы (или “к” — вопросы) предназначены для выявления новых свойств у исследуемого объекта, для получения новой информации. Грамматический признак — вопросительное слово типа: “Кто?”, “Что?”, “Почему?”, “Когда?”, “Где?” и т. п. Например: “Как заключить договор на оказание брокерских услуг?”, “Что изучает общая экономическая теория?”, “Кто является создателем модели “системы общего экономического равновесия”?” и др. Вопросительные местоимения и наречия не всегда верно передают исходный смысл вопроса, точно и однозначно устанавливая границы неизвестной его области. А это, как правило, отрицательно сказывается на понимании вопроса. Возьмем такой пример: “Какие города расположены на Волге?”. Такая постановка вопроса может предполагать различные области неизвестного: крупные города; красивые города; города центрального и областного подчинения; просто города — Нижний Новгород, Казань, Ульяновск, Самара и т. д. Поэтому тот, кто ставит восполняющий вопрос, всегда должен быть готов — в соответствии с требованиями адресата — к его коррекции.

4. По количеству возможных на них ответов вопросы бывают открытые и закрытые. Открытый вопрос — это вопрос, на который существует неопределенное множество ответов. Закрытым называется вопрос, на который имеется конечное, чаще всего достаточно ограниченное количество ответов. Эти вопросы широко используются в экономической практике, в социологических исследованиях. Например, вопрос “Какой из рынков больше всего соответствует условиям совершенной конкуренции?” — открытый вопрос, так как на него можно дать множество ответов. Его можно перестроить с тем, чтобы “закрыть”: “Какой из рынков больше всего соответствует условиям совершенной конкуренции:

  • а)    рынок стали;
  • б)    рынок услуг парикмахерских;
  • в)    рынок автомобилей;
  • г)    рынок акций и облигаций фирм;
  • д)    рынок бензина?”. При такой формулировке вопроса следует конкретный истинный ответ — г).

5. По отношению к познавательной цели вопросы могут быть подразделены на узловые и наводящие. Вопрос является узловым, если верный ответ на него служит непосредственно достижению цели. Вопрос является наводящим, если верный ответ каким-то образом подготавливает или приближает человека к пониманию узлового вопроса, которое, как правило, оказывается зависящим от освещения наводящих вопросов. Четкой границы между узловыми и наводящими вопросами не существует.

6.    По правильности постановки вопросы делятся на корректные и некорректные. Корректный (от лат. correctus — вежливый, тактичный, учтивый) вопрос — это вопрос, предпосылкой которого является истинное и непротиворечивое знание. Некорректный вопрос основан на предпосылке ложного или противоречащего суждений, или суждения, смысл которого не определен. Различают два вида логически некорректных вопросов: тривиально некорректные и нетривиально некорректные (от лат. trivialis — избитый, пошлый, лишенный свежести и оригинальности). Вопрос тривиально некорректный, или бессмысленный, если он выражается предложением, содержащим неясные (неопределенные) слова или словосочетания. Примером может служить следующий вопрос: “Приводят ли критическое метафизирование абстракциями и дискредитация тенденции церебрального субъективизма к игнорированию системы парадоксальных иллюзий?”.

В процессе общения могут возникать ситуации, когда задаются вопросы, вообще-то корректные, но воспринимаемые в качестве тривиально некорректных из-за того, что в их формулировках содержатся выражения, неизвестные данным лицам или данной аудитории или неправильно понимаемые. В таких случаях нужно или пояснить неизвестные или неправильно понимаемые выражения, или заменить их известными.

Вопрос нетривиально некорректный, если его предпосылкой является ложное утверждение. На такой вопрос нельзя дать истинного ответа. Например, рассказывают, что английский король Карл II (XVII век) задал в Королевском обществе такой вопрос: “Почему мертвая рыба не увеличивает, а живая увеличивает вес сосуда с водой?”. Это был провокационный вопрос. Он сознательно основывался на ложной предпосылке и предполагал согласие с тем, что мертвая рыба не увеличивает, а живая увеличивает вес сосуда с водой.

Если в основе поставленного вопроса лежит простое незнание спрашивающего о ложности базиса, то вопрос просто некорректен. Если же спрашивающий знает о ложности базиса вопроса и задает вопрос с целью провокации, запутывая своего оппонента, то такой вопрос называют провокационным, а его постановка есть софистический прием. Посредством провокационных вопросов иногда ставят в затруднительное положение логически не подготовленных людей. Так, в ходе дискуссии о гуманизации уголовных наказаний противникам отмены смертной казни задавались вопросы: “Вы за неотвратимость наказаний или за их ужесточение?”, “Вы лично сейчас, здесь, готовы привести в исполнение смертный приговор?”. На эти вопросы не было получено ответов. А как следует отвечать на такие вопросы? Отвечая на первый вопрос, нужно отметить, что вопрос является некорректным, провокационным, поскольку его предпосылка “Человек должен выступать или за неотвратимость наказания, или за ужесточение наказания” является ложным утверждением. Затем целесообразно предложить поправить вопрос — “разбить” его на два вопроса: “Вы за неотвратимость наказания или против неотвратимости?”, “Вы за смягчение наказания или за ужесточение, или за то, чтобы оставить действующие меры наказания?”. При ответе на второй вопрос нужно сказать, что он также является провокационным, и указать предпосылку: “Если человек не исключает смертной казни в качестве высшей меры наказания, то он должен быть готов привести такой приговор в исполнение в любое время, в любом месте”. Эта предпосылка — ложная.

Содержание ответа на конкретный вопрос находится в прямой зависимости от правильности его выражения и применения.

Ключевые слова: Вопрос
Источник: Логика: Учебник / И. В. Демидов; под ред. проф. Б. И. Каверина. — 7-е изд., испр., 2012
Материалы по теме
Сущность и логическая структура вопроса
Логика: Учебник / И. В. Демидов; под ред. проф. Б. И. Каверина. — 7-е изд., испр., 2012
Логические правила постановки вопросов
Логика: Учебник / И. В. Демидов; под ред. проф. Б. И. Каверина. — 7-е изд., испр., 2012
Виды вопросов в логике
Гусев Д. А. Логика - М.: Прометей, 2015. -300 с.
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий