“Задай глупый вопрос, и ты получишь глупый ответ”. Такое определяющее влияние вопроса на характер ответа известно с давних пор. Во время одного из своих походов Александр Македонский взял в плен десять индийских философов. Они были известны своим умением остроумно и лаконично отвечать на поставленные вопросы. Александр решил испытать пленников, задав им трудные вопросы. Пятого по счету он спросил: “Что раньше — ночь или день?”. Философ ответил: “День раньше, по крайней мере, на день”, — но, увидев, что Александр не очень удовлетворен таким ответом, добавил, что не следует удивляться тому, что мудреные вопросы имеют столь же мудреные ответы. Позже эту же мысль повторил немецкий философ И. Кант. “Умение ставить разумные вопросы, — остроумно заметил он, — есть уже важный и необходимый признак ума и проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то, кроме стыда для спрашивающего, он имеет иногда тот недостаток, что побуждает неосторожного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) козла доит, а другой держит под ним решето”2. Вот почему при постановке вопросов следует соблюдать следующие правила:
- Вопросы ставить необходимо корректно. Они должны быть правильно сформулированы по содержанию и форме. Провокационные и неопределенные вопросы недопустимы.
- В соответствии с вопросом следует предусмотреть альтернативность ответа (“да” или “нет”) на уточняющие вопросы. Например, на вопрос: “Удовлетворяют ли потребности общества предметы потребления?” можно дать два альтернативных ответа: “Да, удовлетворяют” или “Нет, не удовлетворяют”.
- Вопрос формулируется кратко и ясно. Длинные, запутанные вопросы затрудняют их понимание и ответ на них.
- Вопрос должен быть простым. Отвечая на сложный вопрос, предпочтительно разбить его на простые вопросы, так как ответы на них могут быть разные. Например: “Имеют ли справедливое распределение дохода и экономическая свобода точное количественное измерение?”. Формулируя ответ на данный вопрос, следует иметь в виду, что для экономической свободы в масштабе страны не существует количественных оценок, а для справедливого распределения доходов — существует.
- В сложных разделительных вопросах необходимо перечисление всех альтернатив. Например: “К какому виду налогов относится дорожный налог: федеральному или местному?”. Здесь не указана третья альтернатива — региональный налог;
- При формулировке вопросов следует отличать их обычную постановку от риторической. Риторические вопросы, как известно, являются суждениями, так как в них содержится утверждение или отрицание; обычные же вопросы суждениями не являются.
Важно помнить, что только правильно поставленный вопрос способен выполнить свои функции как в экономическом познании, так и в дискуссии, и в обучении. Например, одним из наиболее распространенных методов исследования различных проблем общественной жизни является опрос. Цель опроса состоит в получении информации об объективных и субъективных (мнения, настроения, интересы и т. п.) фактах со слов опрашиваемых. Главное в этом методе — формулирование вопросов. В основе общих требований, предъявляемых к формулировке вопросов, лежат рассмотренные формально-логические правила их постановки.
- Во-первых, вопрос должен быть конкретным, кратким, понятным, простым по конструкции.
- Во-вторых, вопрос должен указывать время, место и контекст, которые необходимо учитывать при ответе.
- В-третьих, в вопросе не следует употреблять слова с двойным и более значениями.
- В-четвертых, контрольные вопросы не должны следовать сразу за основными.
- В-пятых, вопрос должен указывать на все возможные альтернативы ответов (положительные, отрицательные выборы).
- В-шестых, при необходимости конкретизации ответа в вопросе можно ввести краткое предисловие.
- В-седьмых, формулировка вопроса и его смысл должны учитывать личный персональный опыт опрашиваемых в той области, на которую направлен вопрос.
- В-восьмых, нельзя вначале ставить трудные или беспокоящие опрашиваемого вопросы.
В бизнесе довольно широко используются потребительские опросы, обычно проводимые с целью раскрытия потребительских предпочтений. Фирмы, проводящие опрос, стараются выяснить, как изменения качества товаров или услуг могут повлиять на объем спроса. Таким образом продавцы могут получить информацию о спросе на свойства товара. Можно также узнать, как отреагирует покупатель на изменения в ценах на данный товар или конкурирующие товары. Вопросы покупателям об их доходах могут быть использованы, чтобы осуществлять рекламные кампании в тех средствах массовой информации, которые смотрят, слушают или читают лица, вероятнее всего пожелающие купить данный товар. Важно помнить: тот, кто спрашивает, тот и управляет разговором. С помощью продуманных и целенаправленных вопросов можно выявить скрываемую собеседником истину, направить его внимание на важные детали разговора, узнать возражения партнера по общению, вернуть утраченную инициативу в разговоре, сообщить свою мысль оппоненту и умело разрушить его ложную уверенность в чем-либо и т. д. Один из приемов убеждающего воздействия на оппонента — “метод Сократа”, названный по имени древнегреческого философа. Сократ видел свою задачу в том, чтобы, беседуя и ставя все новые и новые вопросы, побуждать других людей самим находить истину. Обычно подобные беседы протекали в поисках ответа на вопрос: “Что такое х?”. Под “х”, как правило, понимались добро, справедливость или какое-либо другое нравственное явление. Причем в ходе обсуждения один за другим отвергались ответы, признававшиеся собеседниками ложными.
Соблюдение правил постановки вопросов и приемов их практического использования с логической необходимостью приводит к соответствующим ответам.