Субъекты лоббистской деятельности

Большинство исследователей лоббизма считает наиболее важными для понимания лоббизма как политического явления такие его элементы, как субъекты, объекты, формы и методы деятельности. Существование множества разнообразных субъектов лоббизма вызывает необходимость их классификации, создания типологии. Выделить какие-то группы лоббистов достаточно сложно, так как на практике обычно отсутствует взаимная координация их действий по отношению к государству.

Все же можно провести разграничение между субъектами лоббизма по виду интереса и по степени их организованности. Конечно, ни одна типология не может быть совершенной, но данные типы классификации в целом нашли признание у политологов. Классификация субъектов лоббизма, за основу которой взята степень их организованности, была наиболее популярна в 70-е годы XX в. Согласно этой классификации, существуют следующие группы лоббистов:

  1. анемические, или ad hoc, группы — стихийные и недолговременные объединения для решения какой-то задачи, редко имеющие формальную структуру и распадающиеся после достижения целей;
  2. неассоциативные группы — неформальные, непостоянные и недобровольные формирования на основе родства, религии и т.д., часто не имеющие четкой организационной структуры;
  3. институциональные группы — неформальные организации, например представительства республик или областей, административные учреждения;
  4. ассоциативные группы — группы, обладающие высоким уровнем специализации и организации, добровольные организации, специализирующиеся на артикуляции интересов, например профсоюзы, объединения предпринимателей, этнические ассоциации, группы борцов за гражданские права.

Главное достоинство данной классификации состоит в том, что в зависимости от степени организованности лоббиста можно предположить, какие методы воздействия будут избраны. Однако к России такая классификация трудно применима, так как здесь уровень организованности группы часто не является показателем ее весомости, реальной роли в политике. Далеко не все группы интересов имеют собственную ассоциацию, а используют иные стратегии достижения интересов. Даже если такая ассоциация создана, функция представительства интересов может быть неглавной в ее деятельности.

Поэтому некоторые российские политологи выделяют следующие группы субъектов лоббизма: отраслевые (монополистические или олигархические отраслевые кланы), региональные (неограниченные структурно альянсы политических и экономических акторов на определенной территории) и клиентелистские межличностные «связки» (некоторые акторы считают их региональными группами, образованными по принципу землячества). Эти группы считаются главными акторами политического процесса в России, причем организованные отраслевые интересы имеют особенно привилегированное положение [Зудин, 1996].

Топливно-энергетический комплекс, несомненно, наиболее мощный лоббист, чьи интересы формально представляет одно министерство, все же, по мнению российского исследователя Я. Паппе, не является безоговорочно консолидированным. Экономист выделяет четыре больших группы внутри ТЭК: газовую, нефтяную, угольную и энергетическую, которые имеют свои предпочтения, в том числе и в политической сфере. Их лоббизм не ограничивается экономическими интересами, а направлен на изменение политической организации общества. Лоббисты отрасли воздействуют на политические структуры и видоизменяют их таким образом, как это экономически необходимо отрасли [Паппе, 1995]. Это пример так называемого политического лоббизма.

Особенный интерес российских исследователей вызывает элитист-ский принцип классификации, что вполне объяснимо в условиях элитарного осуществления политики в РФ. В России наряду с привычными группами предпринимателей, бюрократов потребителей, экологистов существуют различные группы, а вернее группировки, в среде политических деятелей. Их возможности и реальное влияние на политику не меньше, чем у крупных групп интересов. (Возможно, что эти группировки являются верхушкой более многочисленных групп интересов, сложившихся в обществе.) Теоретики элигазма рассматривают политическую элиту как доминирующую общественную группу, в руках которой сконцентрированы значительные властные ресурсы, определяющие степень участия этой группы в принятии политических решений.

При типологии субъектов лоббизма наиболее приемлемой представляется классификация по виду интереса, предлагаемая С. Перегудовым и И. Семененко. Авторы выделяют четыре основных группы лоббистов: «политизированную», социальную, экономическую, региональную.

«Политизированные» группы — это прежде всего группировки бизнеса и его политических представителей, которые добиваются политического влияния через участие в выборах и прямо вовлечены в политическую борьбу.

Социальные лоббисты отстаивают интересы социальных групп. К ним относятся профсоюзы, женские, экологические, молодежные организации.

Социальные интересы часто используются в лоббистских целях корпораций и отраслевых комплексов (ВПК, АПК и т.п.), составляющих группу экономических лоббистов. К этим лоббистам принадлежат также финансово-промышленные группы (ФПГ).

Последнюю группу составляют региональные лоббисты от обеих столиц, регионов, в которых базируются жизненно важные для экономики страны предприятия и службы (нефтегазовые и транспортные) или находятся зоны потенциально острых конфликтов (например, шахтерский Кузбасс), а также представители некоторых республик и автономий, все более становящихся суверенными. Ряд крупных групп в обществе не вошли в представленную типологию, поэтому мы насчитываем несколько больше групп субъектов лоббистской деятельности.

В России некоторые (достаточно большие) группы населения зависят от государственного бюджета (бюрократия, армия и т.п.), и они довольно успешно лоббируют свои интересы, причем это не обязательно связано, например, у армии с интересами экономического лоббиста ВПК, у бюрократии с интересами частного бизнеса. Нельзя их отнести и к социальным лоббистам, так как это, скорее, профессиональные объединения.

Мы условно назвали эту группу «бюджетной». Другая группа — экологические организации, женские, молодежные, предпринимательские объединения и т.п., лоббистская деятельность которых напрямую связана с гражданскими инициативами, с наличием гражданского общества, названа нами «гражданской». Существуют также группы иностранных лоббистов.

Проблема иностранного лоббизма пока не так остра в Государственной Думе, так как в российской экономике еше не велик удельный вес иностранных компаний. Но примеры, когда турецких строителей, производивших ремонт Государственной Думы, предполагалось освободить в России от всяких налогов, как известно, существуют. С притоком инвестиций и постепенным вхождением России в мировое сообщество одним из главных субъектом лоббизма, несомненно, можно будет назвать группу лоббистов иностранных интересов. Возможность использовать лоббизм для отстаивания своих интересов существует у всех групп в обществе, но прежде всего у тех, которые обладают, как уже отмечалось, достаточными для этого ресурсами.

Предложенные классификации представляют, скорее, академический интерес. Реальный лоббизм осуществляют непосредственные субъекты лоббистской деятельности: отдельные лоббисты и лоббистские формы, союзы и ассоциации, отделы корпораций по связям с органами законодательной и исполнительной власти и государственные структуры.

Ключевые слова: Лоббизм
Источник: Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт государственной политики и управления / Под ред. Л.В. Сморгунова. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. — 495 с.
Материалы по теме
Лоббизм как политический институт
Политология - под ред. Буренко В.И., Журавлева В.В. - 2004
Истоки и генезис лоббизма
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Политологические концепции лоббизма и заинтересованных групп
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Объекты и технологии лоббистского воздействия
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Оставить комментарий