Объекты и технологии лоббистского воздействия

Круг объектов лоббизма зависит от типа политической системы и сложившейся в стране практики управления. В авторитарных государствах, где парламент или отсутствует, или выполняет номинальные функции, лоббисты направляют свои усилия на сотрудничество с фактическими законотворцами, т.е. чаще всего с правительством. И наоборот, там, где исполнительная власть имеет ограниченные полномочия в сфере законотворчества, лоббирование осуществляется в большинстве своем на парламентском уровне. Лоббистская деятельность в российском парламенте не является наиболее эффективной и представляет собой верхушку айсберга. Основная же часть айсберга — это лоббирование исполнительных органов власти, которое пока скрыто от глаз наблюдателей. Причины наибольшего внимания лоббистов к исполнительным органам власти скрываются в незначительной роли Федерального Собрания в политической системе по сравнению с ролью правительства и Президента.

Администрация Президента имеет сильную и разве газе иную региональную структуру, с которой в стране может сравниться лишь структура правительства РФ. Кроме этого, президентская вертикаль имеет возможность в наибольшей степени влиять на силовые министерства и другие ветви государственной власти. По Конституции РФ полномочия Президента настолько широки, что он, как глава государства, находится как бы над всеми ветвями власти. Объективное желание новой политической элиты выйти из-под контроля старой породило противоречие союзного и российского руководства, которое завершилось складыванием и дальнейшим усилением института президентства в РФ. Победив союзное руководство, эта сила значительно консолидировалась и оказалась способной преодолеть сопротивление даже в собственной среде (подавление Верховного Совета РФ). Не удивительно, что ей удалось вскоре привести свою фактическую власть в соответствие с правовыми нормами, которые стали отражать реальную ситуацию. Анализ текста Конституции показывает, что Президент России как глава государства стоит вне контроля парламента, его решения (указы и распоряжения) не подлежат утверждению законодательными органами и сразу вступают в силу, что лишает возможности в случае надобности опротестовать их еще до вступления в силу через Конституционный суд. При Президенте РФ создан мощный административный аппарат, что предоставляет лоббистам широкое поле деятельности.

Самостоятельным подразделением является Служба помощников Президента РФ, в состав которой входят специалисты в различных сферах общественных отношений. Функции и возможности помощников настолько широки, что это позволяет аналитикам оценивать их роль в принятии решений как одну из самых сильных. Широкие полномочия руководителя администрации Президента, который не только формирует аппарат, но и контролирует представителей Президента в субъектах Федерации, делают его одной из наиболее влиятельных фигур.

Причины предпочтения, оказываемого исполнительной власти в качестве главного объекта лоббистской деятельности, не ограничиваются традиционно широким объемом ее полномочий и связями, оставшимися после распада советской системы управления экономикой. В исполнительных органах ниже уровень ротации персонала, идеологически и психологически государственные чиновники зачастую ближе к руководителям предприятий и фирм. Напротив, процесс принятия решений в парламенте непонятен для лоббистов:

«зачастую вопросы решаются на стыке нескольких комитетов, комитеты действуют разрозненно, депутаты практически неуловимы» [Центр политических технологий, 1997, 63].

Поэтому важнейшей точкой доступа современного лоббиста являются не кабинеты парламента, а отделы министерств. Кризис законодательной ветви власти, выразившийся в роспуске Верховного Совета РФ в 1993 г., существенно подорвал политический статус парламента.

Под технологией лоббизма понимается совокупность средств, форм, методов и процессов воздействия заинтересованных групп на органы власти, окружающую среду и друг на друга. Судить о том, плох лоббизм или хорош, можно по тому, какие методы используются преимущественно в лоббистской деятельности. Спектр применяемых методов зависит от объекта воздействия, однако большинство методов универсальны.

Можно выделить две группы наиболее популярных и эффективных методов, используемых заинтересованными группами по всему миру. Особенностью первой группы методов, которые можно назвать опосредованными, является вовлечение лоббистом в процесс воздействия потенциала общества. Это происходит путем:

  • формирования положительного общественного мнения к лоббируемой позиции или негативного к контринтересу с помощью СМИ (публикация материалов в качестве оплаченной рекламы, пропагандистские кампании);
  • мобилизации членов представляемой ими группы (обычно с помощью руководства корпоративных организаций) на определенные действия: написать письма, позвонить, отправить электронные сообщения депутату законодательного органа или государственным служащим, создав тем самым у них (депутата) впечатление массовой поддержки ожидаемого решения;
  • выразить недовольство действиями должностных лиц и заявить о нежелании поддерживать их или их партию на очередных выборах;
  • организовать митинги и демонстрации;
  • провести политические забастовки и акции протеста.

К опосредованным методам причисляют также привлечение друзей лоббируемого или авторитетных людей к воздействию на него.

В отличие от опосредованных методов, вторая группа методов осуществляется при помощи прямого давления лоббиста на должностное лицо и называется, соответственно, методами прямого давления. К прямым методам лоббирования относятся:

  • участие лоббиста в открытых партийных мероприятиях, в деятельности парламента, правительства, которое чаще всего осуществляется в форме выступления на слушаниях в парламенте;
  • участие в разработке законопроектов и других нормативных актов;
  • оказание экспертных услуг;
  • манипулирование эксклюзивной информацией (ее предоставление);
  • непосредственные контакты с депутатами и государственными служащими, которые строятся на дружеских отношениях или рациональном убеждении;
  • финансовые пожертвования: от законного финансирования избирательных кампаний до нелегальных случаев коррупции и подкупа;
  • предоставление в качестве платы за услугу высокооплачиваемой работы и др.

В случае особой сложности ситуации, когда усилия лоббистов максимальны, а принятие необходимого решения все же маловероятно, используется комбинация обеих стратегий: публичного воздействия и прямого давления. В основном же используются прямые методы воздействия, так как опосредованные методы с участием общественности требуют больших затрат средств, времени и сил. Кроме того, выступления общественности основываются на создании конфликта, однако любая конфликтная ситуация носит неустойчивый характер, и каждой из сторон становится нелегко вести дело к желаемому результату. Поэтому лоббисты предпочитают действовать с помощью процесса формулирования законопроекта, закулисных переговоров и компромиссов, независимо от того, в достаточной ли степени политическая ситуация допускает такую возможность.

Ключевые слова: Лоббизм
Источник: Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт государственной политики и управления / Под ред. Л.В. Сморгунова. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. — 495 с.
Материалы по теме
Лоббизм как политический институт
Политология - под ред. Буренко В.И., Журавлева В.В. - 2004
Истоки и генезис лоббизма
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Политологические концепции лоббизма и заинтересованных групп
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Субъекты лоббистской деятельности
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий