Истоки и генезис лоббизма

Трансформация российского общества привела к ряду новых явлений в общественно-политической жизни страны, одно из которых — лоббизм. Впрочем, многие исследователи считают, что лоббизм существовал еще в Советском Союзе. Основанием для подобных заключений явился революционный труд Г. Скиллинга и Ф. Гриффитса «Группы интересов в советской политике», в котором авторы доказывают существование групп интересов и практики лоббирования в советском обществе [Gordon and Griffiths, 1971]. Поэтому сегодня точнее будет говорить уже о видоизменении и активизации российского лоббизма по сравнению с лоббизмом советского периода.

До сих пор слово «лоббизм» ассоциируется в массовом сознании с негативными проявлениями политики. Даже среди специалистов, занимающихся проблемами лоббизма, отношение к нему неоднозначное. Причины негативного восприятия скрываются в неоднозначной природе лоббизма как политического явления и в особенностях российского лоббизма. Теоретическое осмысление темы лоббирования затруднено по причине слабой разработанности категориального аппарата.

В середине XX в. лоббизм в понимании западных ученых охватывал намного большее пространство, чем только давление на парламент. Под лоббизмом часто понимался весь процесс взаимодействия государства и гражданского общества. Одно из наиболее удачных определений в те годы сумел дать английский политолог С. Файнер, который обозначил лоббизм как «любую деятельность организаций, влияющую на органы государственной власти в целях содействия собственным интересам, причем эти организации, в противоположность партиям, не готовы сами принять непосредственную власть в стране» [Finer, 1958, 12].

Можно спорить о точности данного определения, так как, действительно, вряд ли лоббизмом является «любая» деятельность. Как в таком случае относиться к деятельности, не направленной на получение политического эффекта, но тем не менее вызывающей его? Например, мы не рассматриваем манипуляцию на финансовой бирже как лоббистскую деятельность, хотя она может существенно повлиять на политическую ситуацию. Однако в целом подход Файнера задал верное направление в понимании лоббизма.

Российская политология первоначально восприняла лоббизм преимущественно как идеологическое понятие, когда он характеризовался как система контор и агентств крупных монополий при законодательных органах США, оказывающих прямое давление (вплоть до подкупа) на законодателей и государственных чиновников в интересах этих компаний. И лишь в начале 90-х годов, когда это явление начало активно проявляться в РФ и данной теме стало уделяться достойное внимание, появились первые, более точные определения лоббизма. Различные авторы так характеризуют лоббизм:

  • это специфическая система функционального представительства групповых интересов в органах государственной власти, дополняющая и в разнообразных направлениях перекрывающая систему географического представительства интересов, осуществляемого депутатами парламента [Зяблюк, 1994, 11];
  • это процесс приведения формальной власти в соответствие с властью фактической [Лепехин, 1995,2];
  • это система и практика реализации интересов различных групп (союзов и объединений) граждан путем организованного воздействия на законодательную и административную деятельность государственных органов [Доклад Экспертного института Российского Союза промышленников и предпринимателей и Фонда развития парламентаризма в России, 1995, 6].

Мы все же считаем, что исследовать лоббизм необходимо во взаимосвязи с существующими системами политического представительства интересов: партийно-парламентской (электоральной) и функциональной.

Что включает в себя понятие «политическое представительство»? Понятие «представлять» в самом общем смысле означает выражать и отстаивать интересы определенного лица или группы. Это возможно при делегировании полномочий, которое, по мнению юристов, предполагает связь между доверителем и представителем, зависимость представителя от своего доверителя и осуществление контроля за исполнением полномочий. Но в политике так происходит не всегда.

В демократических государствах сосуществуют два основных типа политического представительства интересов:

  1. система электорального представительства, когда каждый гражданин представляет свои интересы в индивидуальном порядке через участие в выборах 
  2. система функционального представительства, неопосредованного выборами, когда частные интересы агрегируются в групповые и используют прямые связи с органами власти.

Принципиальное отличие системы функционального представительства от системы электорального заключается также в опоре на различные типы интересов. В ходе выборов политические партии и кандидаты в депутаты апеллируют к общим интересам населения, пытаясь заручиться поддержкой как можно большего количества избирателей, поэтому партийно-парламентское (электоральное) представительство призвано отражать общественные, национальные, интересы социальных групп, в то время как система функционального представительства ориентируется на представительство, прежде всего корпоративных, партикулярных интересов. Сходство этих систем представительства интересов в том, что они выполняют в целом единую функцию, и, если не учитывать разницу представляемых ими интересов, их можно считать частями одного целого (широко понимаемого представительства интересов).

Однако электоральное представительство осуществляется только через официальные институционализированные каналы (парламент), а функциональное представительство — это сочетание институционализированных форм, таких как трехсторонние комиссии, консультативные органы, и неинституционализированных, осуществляемых вне официальных структур, в том числе лоббизм.

Лоббизм является одним из институтов политического представительства интересов. В то же время методы лоббизма используются не только в системе представительства функциональных интересов, но и во многих других сферах политико-общественной жизни. Существует еще ряд особенностей, которые не позволяют говорить о лоббизме и системе функционального представительства как тождественных понятиях.

  1. Лоббизм — это улица с односторонним движением, где отсутствуют взаимные обязательства участников, система функционального представительства предполагает в определенных случаях ответственность сторон за свои действия.
  2. Лоббизм использует преимущественно неформальные связи. Забастовки, митинги, акции протеста, хотя и не являются формализованным воздействием, отнести к лоббизму можно только в том случае, если они направлены на удовлетворение узкокорпоративного интереса. Подобные действия, проводимые в РФ, имеют своей целью отстоять права, которые уже закреплены за участниками этих акций (в том числе конституционные: право на заработную плату, право на труд и т.п.). Как отстаивание в суде не может считаться лоббизмом, так же и современные акции протеста в России нужно рассматривать как способ отстаивания своих прав, а не лоббистские действия.
  3. К лоббированию прибегают государственные органы, структуры, обладающие официальными (административными) каналами воздействия. В этом случае лоббистские отношения возникают только между государственными акторами. Система функционального представительства предполагает, что взаимодействие осуществляется между государством, с одной стороны, и институтами гражданского общества— с другой.
  4. Лоббируются не только корпоративные интересы, но территориальные и общенациональные, в то время как система функционального представительства — это прежде всего функциональные интересы. Как уже отмечалось, система функционального представительства помимо лоббизма включает в себя также формализованные каналы представительства интересов (например, трехсторонние комиссии, социально-экономические советы). Последние не могут считаться частью лоббистской деятельности, так как подобная форма согласования интересов приобрела официальный статус, через нее носители интересов получили непосредственный доступ к процессу принятия решений. Это противоречит природе лоббизма, который, как правило, представляет интересы, лишенные возможности участвовать непосредственно в процессе принятия решений.

Таким образом, лоббизм — это система неформализованного представительства интересов в политических решениях. Подобное субстанционально-функциональное понимание позволяет концентрироваться не только на процессе воздействия, его формах и методах, но и на элементах системы, ее функциях, субъектно-объектных отношениях. В технологически узком понимании лоббизм трактуется обычно как воздействие групп и представляющих их организаций на органы государственной власти с целью принятия или отклонения решений, затрагивающих интересы этих групп.

Ключевые слова: Лоббизм
Источник: Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт государственной политики и управления / Под ред. Л.В. Сморгунова. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. — 495 с.
Материалы по теме
Лоббизм как политический институт
Политология - под ред. Буренко В.И., Журавлева В.В. - 2004
Политологические концепции лоббизма и заинтересованных групп
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Субъекты лоббистской деятельности
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Объекты и технологии лоббистского воздействия
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Оставить комментарий