Структура текста и его признаки

Если слово в речи не функционирует изолированно, а входит как составная часть в единицу более высокого уровня — предложение, последнее в свою очередь является строительным материалом для формирования единиц более сложного состава — прозаических строф (сложных синтаксических целых).

Однако и прозаические строфы не являются самыми крупными единицами текста. Рамки синтаксиса как науки непрерывно раздвигаются. Несколько десятилетий назад предельной синтаксической единицей считалось предложение. Затем изучение функционирования предложения в речи привело к появлению учения о сложных синтаксических целых (прозаических строф). Дальнейшее движение научной мысли еще более раздвинуло границы синтаксиса. Предметом его становится синтаксический строй связной речи в целом. В настоящее время уже сформировалась новая наука, изучающая семантическую, грамматическую и стилистическую структуру текстов и их функционирование, — лингвистика текста.

При синтаксическом анализе речи в качестве основной ее единицы выступает прозаическая строфа. Каждый шаг от слова к тексту, к связной речи ведет к укрупнению основной единицы анализа и организации соответствующего уровня языка. В словосочетании такой единицей является слово (или словоформа), в предложении — член предложения, в тексте — прозаическая строфа. Чтобы построить предложение, необходимо соединить определенные слова (или группы слов) — члены предложения. Чтобы составить более сложное сообщение, мы должны мыслить более крупными «блоками», т.е. строфами, наметить план, движение мысли, развитие темы, переходы, связи. Обычно прозаические строфы объединяются по смыслу и синтаксически в более крупные целые, которые можно назвать фрагментами.

Фрагмент — это две или несколько прозаических строф, объединенных развитием одной темы (или ее аспекта) и связанных с помощью специальных синтаксических средств. Фрагмент — это наиболее крупная семантико-синтаксическая единица текста. Далее следуют глава, часть, целое произведение. Схему связной речи с точки зрения составляющих ее единиц можно представить следующим образом: предложение — прозаическая строфа — фрагмент — глава — часть — законченное произведение.

Нижняя граница текста — одно предложение, верхняя — неопределенное множество предложений. Специфика всех этих единиц речи — в их относительной структурной и смысловой законченности, что позволяет каждой из них при определенных условиях выступать в качестве самостоятельного речевого произведения. Есть тексты, состоящие из одного предложения (реже — двух): это афоризмы, загадки, пословицы, сентенции, хроникальные заметки в газете и др. Есть тексты, равные прозаической строфе или фрагменту, например: заметка в газете, стихотворение или басня в прозе. И есть, конечно, тексты значительной протяженности. Не в каждом произведении должны быть представлены все компоненты схемы, но в каждом неизбежны предложение, или прозаическая строфа, или фрагмент. Сама возможность выступать в качестве законченного текста, самостоятельного произведения, показывающая их структурную и смысловую завершенность, свидетельствует о том, что они являются важнейшими единицами речи.

Для текстов более или менее значительной протяженности основной синтаксической единицей является прозаическая строфа. Обычно наибольшую информационную, смысловую и композиционную нагрузку несут строфы, открывающие произведение или находящиеся в начале фрагментов. Они намечают тему, начинают повествование, выражают узловые моменты ее развития. Это наиболее независимые в смысловом и композиционно-синтаксическом отношении строфы, что и отражается в структуре и форме их зачинов. Такие строфы можно назвать ключевыми или строфами-зачинами. Строфы, заключенные внутри фрагмента, — внутренние — играют иную роль в композиции целого. Они призваны развивать, пояснять, иллюстрировать тему, намеченную в ключевой строфе. Поэтому внутренние строфы менее самостоятельны, более тесно связаны между собой и не оказывают существенного влияния на развитие главной, сквозной мысли — темы.

Основной способ организации крупных текстов — семантико-синтаксическая связь зачинов фрагментов. Такая связь отвечает особенностям нашего восприятия крупных отрезков речи (письменной или устной). В рамках прозаической строфы, особенно фрагмента, мысль получает более или менее полное развитие, но по мере продвижения она удаляется от своих истоков. Чтобы начать новую мысль или тему (или какой-либо ее аспект), нужно вернуться к началу, т.е. к первому предложению.

Для понимания, восприятия протяженных текстов мы должны мысленно сократить, редуцировать его части до своеобразных тезисов и соединить их между собой. Зачины фрагментов и воплощают эти тезисы, «сгущенные образы мысли», образуя последовательное движение мысли.

Они служат своеобразными двигателями сюжета, развивая мысли. В иерархии предложений, составляющих текст, зачины — это ключевые, опорные пункты. Синтаксическая связь между фрагментами, осуществляемая через их зачины, не отличается принципиально от связи между соседними предложениями (цепная, параллельная, присоединительная), меняется лишь ее характер: вместо контактной — дистантная.

Яркое доказательство организации целых текстов посредством зачинов фрагментов — возможность передавать с их помощью содержание практически любого текста.

Выпишем зачины фрагментов из рассказа А. П. Чехова «Тоска»:

  1. Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, спины, шапки.
  2. Иона и его лошаденка не двигаются с места уже давно.
  3. Иона вздрагивает и сквозь ресницы, облепленные снегом, видит военного в шинели с капюшоном.
  4. В знак согласия Иона дергает вожжи, отчего со спины лошади и с его плеч сыплются пласты снега...
  5. Бранится кучер с кареты, злобно глядит и стряхивает с рукава снег прохожий, перебегавший дорогу и налетевший плечом на морду лошаденки.
  6. Иона оглядывается на седока и шевелит губами...
  7. Извозчик опять вытягивает шею, приподнимается и с тяжелой грацией взмахивает кнутом.
  8. По тротуару, громко стуча калошами и перебраниваясь, проходят трое молодых людей.
  9. Иона дергает вожжами и чмокает. Двугривенный цена не сходная, но ему не до цены.
  10. Иона чувствует за своей спиной вертящееся тело и голосовую дрожь горбача.

Перед нами фактически конспект рассказа, передающий основное его содержание. Зачины фрагментов связаны синтаксической цепной или параллельной связью, что раскрывает структуру целого текста.

Таким образом, зачины фрагментов, их семантико-синтаксическая связь — это главное средство организации текстов разных стилей.

Итак, текст представляет собой сложную, иерархически организованную систему, пронизанную множеством семантико-синтаксических связей, в организации которых важнейшая роль принадлежит зачинам фрагментов и строф.

Как объект лингвистического исследования текст — это информационное и структурное единство, функционально завершенное речевое целое. Структурное единство, как уже говорилось, достигается многообразными структурными связями между предложениями-высказываниями. И это качество — связность — конституирует текст как особое речевое образование. Чтобы стать текстом, составляющие его высказывания, прозаические строфы должны быть связанными. В противном случае они не образуют текста, остаются разрозненными высказываниями. Итак, первое общее качество любого текста — связность.

Связность в большей степени характеризует структурное единство текста, его формальное устройство. Но не в меньшей, если не в большей мере связность проявляется содержательно. Очевидно, что единицы текста должны быть связаны по смыслу.

Однако структурно-содержательная связность — необходимое, но недостаточное качество для полной характеристики текста. Связность приводит ко второй важной характеристике текста — целостности. Статусом текста обладают лишь те речевые образования, единицы которых не только взаимосвязаны, но и составляют целостное, завершенное единство. Целостность текста — это прежде всего единство тематическое, содержательное, модальное.

Наряду с семантико-синтаксической структурой, отражающей характер сцепления, развития мыслей, каждый текст обладает модальной структурой, выражающей отношение производителя речи к миру и к самой речи, к ее содержанию. Текстовая модальность играет не меньшую роль в текстообразовании, чем специфические средства связи между предложениями. В процессе порождения текста происходит согласование модальных значений высказываний. Поэтому текстовая модальность — важнейшая категория текста, образующая его семантическую основу, определяющая отношение производителя речи к действительности и к самой речи и выражающая тем самым направленность на определенный характер изложения.

Если мы говорим о тексте как о высшей форме коммуникации, то на первый план выдвигается такое его качество, как интертекстуальность. «Интертекстуальность обозначает взаимодействие текстов и/или их фрагментов как в плане содержания, так и в плане выражения. Она понимается как тот способ, которым один текст актуализирует в своем внутреннем пространстве другой». Любой текст — научный, художественный, публицистический — так или иначе соотносится, взаимодействует, вступает в диалог с существующими текстами. Это проявляется в цитировании, в ссылках на источники, примечаниях. В художественной литературе используются скрытые отсылки к предтекстам — аллюзии. Интертекстуальность вписывает речевое произведение в определенный культурный контекст.

Таким образом, текст представляет собой сложную, иерархически организованную речевую систему, пронизанную множеством семантико-синтаксических связей, в организации которых важнейшая роль принадлежит зачинам фрагментов и строф.

Ключевые слова: Текст
Источник: Русский язык и культура речи. Синтаксис: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Г. Я. Солганика. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2018. — 256 с.
Материалы по теме
Принципы построения предмета теории текста
Земская Ю. Н. и др. - Теория текста. Учебное пособие - 2010
Понятие креолизованного текста
Валгина Н.С. Теория текста
Предмет теории текста
Земская Ю. Н. и др. - Теория текста. Учебное пособие - 2010
Текст как функционально-стилевая категория
Валгина Н.С. Теория текста
Система говорящий — текст — слушающий в риторике
Земская Ю. Н. и др. - Теория текста. Учебное пособие - 2010
Проявление авторской индивидуальности в стиле текста
Валгина Н.С. Теория текста
Система говорящий — текст — слушающий в психолингвистике
Земская Ю. Н. и др. - Теория текста. Учебное пособие - 2010
Информативность текста и способы ее повышения
Валгина Н.С. Теория текста
Оставить комментарий