Стиль речи преподавателя

 Вне индивидуального стиля не может быть речевого воздействия в педагогическом общении. Учебный предмет попадает в душу и разум ученика через личность преподавателя, которая прежде всего проявляется в общении. Но как сделать педагогическую речь оптимальной, эффективной, благозвучной, «ласкающей», а не «оскорбляющей» слух?

Безусловно, каждый преподаватель, зная свои достоинства и недостатки, задумывается над тем, как он говорит. Напомним компоненты, из которых складывается стиль речи:

1.    лексика, то есть нахождение и использование нужных слов. Для преподавателя иностранного языка или учителя начальных классов эта проблема стоит особенно остро, потому что знания его учеников ограничены и он должен умело подбирать нужные слова. В то же время в пределах известной или изучаемой лексики он должен сделать свою речь лексически богатой и разнообразной;

2.    синтаксис, использование фигур речи, то есть умелое и целесообразное расположение слов, — преподаватель-русист, используя ограниченный состав слов, должен избегать неблагозвучных повторов, перебивов, остановок, уметь точно поставить вопрос, корректно вступать в речь, исправляя учеников и руководя течением беседы (см. ниже фрагменты расшифровок речи преподавателей в учебной аудитории);

3.    произношение, или голосоведение, решающее комплекс вопросов. Среди них надо обратить внимание на следующие:

  1. громкость. Желая привлечь внимание аудитории, некоторые преподаватели говорят громко. Но эффект получается обратный: внимание аудитории, наоборот, притупляется и расслабляется — студент должен напрягать слух, чтобы не пропустить передаваемые мысли, преподаватель — заманивать голосом к слушанию и держать в напряжении аудиторию;
  2. темп. Всякое значимое содержание не может проговариваться слишком быстро, аудитория должна оценить и принять его. Плох не только слишком медленный темп — умышленное форсирование темпа речи преподавателя и студентов «измельчает» речь, снижая ее эффективность;
  3. паузация. Паузой привлекается внимание к важной информации. Если очевидно, что паузу нельзя затягивать, то также нельзя ее и сокращать в ущерб времени, необходимому для восприятия речи;
  4. логическое ударение, точно расставляющее смысловые акценты в речи;
  5. членимостъ речи. В учебной речи нередко растет члени-мость речи до одного-двух слов — необходимо стремиться к увеличению объема синтагмы;
  6. интонация. Богатство интонационных ходов в речи делает ее красочной и богатой, в обучении необходимо избегать интонационного однообразия;
  7. тембр голоса, отражающий характер личности и эмоциональное состояние говорящего;
  8. постановка дыхания, лежащая в основе работы над правильным произношением. Правильное дыхание начинается с верной постановки тела, оно упорядочивает синтаксис речи, оправдывает темп и паузы, громкость и членение речи.
Источник: 
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание, стереотип. — М. : ФЛИНТА , 2016. — 296 с.
Материалы по теме
Речевые клише и штампы
Жилина О.А., Романова Н.Н. - Русский язык и культура речи. ч.1. Основы культуры речи - 2008...
Творчество в педагогической деятельности
Кановская М.Б., Педагогика. Конспект лекций
Учитель как субъект педагогической деятельности
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Личностный и профессиональный рост, культура самосовершенствования педагога
Современные и традиционные технологии педагогического мастерства : учебное пособие для...
Назначеие, сфера функционирования, конструктивные и языковые особенности научного стиля речи
Жилина О.А., Романова Н.Н. - Русский язык и культура речи. ч.3. Культура научной речи - 2009...
Культура речи педагога
Ильин Е.П., Психология для педагогов
Профессионально обусловленные требования к личности педагога
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Характеристика педагогического мастерства: технологии
Современные и традиционные технологии педагогического мастерства : учебное пособие для...
Оставить комментарий