Сплетни, как способ проявления зависти и враждебности

Сплетни рождаются там, где присутствуют зависть и корысть. А зависть, в свою очередь, порождает месть. Пытаясь нанести определенный вред в своих корыстных целях более успешным людям за то, что те лучше, богаче или талантливее, сплетники могут стать похожими на маньяков; они страдают, мучаются, переживают и в конце концов заболевают различными психическими и другими серьезными болезнями. Поэтому сплетни не так уж невинны.

В словаре С. И. Ожегова (1986) сплетня определяется как «слух о ком— или чем-нибудь, основанный на неточных или заведомо неверных сведениях». В других толковых словарях сплетню определяют как недоброжелательный или порочащий слух о ком-нибудь, распространяемый на основании неверных, неточных и измышленных сведений. Д. Ольшанский пишет, что «под сплетней понимают ложную или истинную, проверенную или не поддающуюся проверке (и в этом случае обычно маловероятную), неполную, пристрастную, но правдоподобную информацию о делах, которые рассматриваются как личные, но могут иметь широкий социальный резонанс, и об обстоятельствах, касающихся достаточно закрытых сторон жизни сравнительно замкнутых, элитных социальных групп» (c. 287).

Во многих зарубежных культурах под сплетней подразумевают сообщение вполне достоверной информации приватного характера, которая не должна была бы разглашаться. Да и у нас на обывательском уровне это понятие воспринимается так же. Интересно другое: исследования современных психологов и социологов подтверждают, что сплетничание — занятие не предосудительное и во многом даже полезное. Как ни странно, с помощью сплетен мы усваиваем моральный кодекс, преимущественно негласные правила поведения в обществе.

Согласно выводам ученых, опубликованным в Journal of Applied Social Psychology, наиболее интересной для человека является информация о недостатках и отклонениях в поведении людей. Живейший интерес вызывают пьянство и конфликты, а также скандальные сексуальные связи.

Другое исследование показало, что, например, итальянцы сплетничают в среднем пять часов в день, причем 38 % времени, занятого разговорами, они обсуждают своих коллег по работе, а не говорят о футболе и еде, как принято считать. Знаменитости оказываются в центре внимания только в 17 % пикантных историй.

Проведенный среди жителей Великобритании опрос показал, что англичане, имеющие репутацию чопорных людей, ограждающих свою жизнь от посторонних взглядов, на самом деле любят почесать языки в кругу друзей и коллег — об этом заявили 90 % англичан.

Для 17 % участников опроса неиссякаемым источником тем являются обстоятельства жизни знакомых, родственников и друзей; 6 % опрошенных ответили, что больше всего любят перемывать косточки известным и богатым персоналиям. В любимых темах оказались работа (20 %) и текущие дела (18 %).

Кроме того, согласно опросу, в теме личных отношений предпочтения женщин и мужчин расходятся. Так, почти четверть женщин (24 %) заявили, что личные отношения — это самая «горячая» тема разговоров, в то время как среди мужчин то же самое ответил лишь каждый десятый. Ученые считают, что оценить реальное положение дел в этом вопросе мешает формулировка «мужчины всего лишь “интересуются жизнью других”, а женщины “сплетничают”».

Из сплетен на работе, по наблюдениям экспертов, самая популярная — это жалобы на леность коллег. После них идут жалобы на руководителей, которые не могут нормально организовать работу.
Профессор психологии Дженнифер Боссон из Университета штата  

Окалахома утверждает, что совместные упражнения в острословии, мягко перетекающие в злословия, помогают собеседникам проникаться друг к другу симпатией.

В этом случае сплетни вызывают массу позитивных чувств, потому что помогают собеседникам чувствовать себя «своими», а недругов — «чужими», что укрепляет чувство собственного достоинства собеседников: «Мы, конечно, не можем отрицать, что у сплетен нет недостатков, однако у них есть и положительный эффект: ведь разделение негативного отношения к другим людям порождает и даже усиливает взаимную симпатию самих сплетников», — сказала Боссон.

По материалам Интернета (Анатомия сплетни)

Исследование выявило, что ежедневные разговоры между людьми на 20–66 % состоят из сплетен. Наибольший интерес вызывают сплетни, касающиеся личной жизни. О знаменитостях сплетничают в среднем в два раза меньше. Причем женщины и в том и в другом случае отзываются об обсуждаемом человеке гораздо хуже.

Профессор психологии Мичиганского университета Джефри Паркер в процессе исследований обнаружил, что 50 % сказанного подростками относится к сплетням. При этом подростки в три раза чаще обсуждают сверстников своего пола, чем представителей противоположного. Однако о том, насколько эти сплетни вызваны завистью, Паркер ничего не говорит.

Психолог Ральф Росноу попросил своих студентов записать на диктофон их разговоры в кафе (сам он при этом не присутствовал). В то время как девушки обсуждали людей, играющих более или менее значимую роль в их жизни — членов семьи, близких родственников, соседок по общежитию, юноши болтали об известных политиках, спортсменах и… однокурсниках из других групп, которых они едва знали.

«Женщины сплетничают больше, сплетничают злее, сплетничают стратегически», — утверждает Николь Хесс, антрополог из Университета штата Вашингтон. По его мнению, эволюционно сплетни развивались как женское коалиционное поведение. «Результаты, которых мужчины достигали с помощью физического противостояния и открытой конкуренции, женщинами достигались с помощью сплетен», — говорит антрополог. Еще при первобытнообщинном строе женщины подрывали социальный статус соперниц, сообщая о них окружающим неверные и малоприятные сведения — это делалось затем, чтобы выставить себя в выгодном свете и соответственно занять более высокое место в иерархии.

По материалам Интернета (Анатомия сплетен)

Взрослые люди, являющиеся новичками в той или иной социальной группе (новый рабочий коллектив, новый дом, в который они только что въехали, и т. д.), вовлекаются в процесс сплетничания очень активно и гораздо охотнее принимают в нем участие, чем «старожилы». Сплетничание — своеобразный путь адаптации в незнакомой среде: участвуя в этом процессе, вы, с одной стороны, как бы становитесь «своими», с другой — получаете информацию о новом коллективе.

Росноу утверждает, что к сплетням склонны люди, менее уверенные в себе, подверженные необоснованным тревогам, беспокойствам и страхам. Сплетники — люди, которые в коллективе не особо популярны, не очень успешные в делах и любви.

Сплетничают больше люди, склонные представлять себя в более выгодном свете, причем даже не заботясь, чтобы их ложь выглядела более или менее правдоподобно. Когда в одном из университетов США психологи распространили заведомо ложные слухи о якобы предстоящей свадьбе двух студентов, среди опрашиваемых впоследствии 12 % утверждали, что побывали на этой свадьбе, причем даже туалет невесты описывался ими в мельчайших подробностях.

Существуют профессии, в которых очень легко перейти тонкую грань между работой и собственно сплетничанием. Израильские психологи установили, что в группе риска оказались специалисты, работающие с людьми: учителя, врачи, журналисты, социологи и психологи.

Распространены в обществе сплетни из жизни «высших сфер» — политиков, известных артистов — людей, находящихся «на виду». Это отражение «белой» зависти, когда сам факт популярности определенного круга фигур является условием возникновения и фактором распространения сплетен. Такие сплетни не вредят кумирам, считают психологи, — наоборот, обыватель видит, что знаменитости тоже из плоти и крови, у них свои беды, и начинает их жалеть. В результате кумиры сходят со своих пьедесталов и становятся ближе и любимее. Другие психологи считают, что таким образом завистники, с одной стороны, умаляют значение кумиров, а с другой — пытаются к ним приблизиться, хотя бы через разговор об их жизни.

Другое дело — распространение сплетен в определенной профессиональной среде или среди знакомых. Здесь сплетничание базируется на «черной» зависти и имеет цель подмочить репутацию того, кому завидуют. Когда люди чувствуют себя менее достойными по сравнению с другими, когда понимают, что они хуже других, они начинают сплетничать о других, чтобы чувствовать себя лучше. Ведь если все станут неудачниками хотя бы в фантазиях, завистники окажутся лучше всех.

Хуже, чем сплетни о вас, может быть только их отсутствие.

Оскар Уайльд

Сплетни удовлетворяют определенную информационную потребность. Однако, отмечает Д. Ольшанский, это не потребность в жизненно важной информации. Это потребность как бы в дополнительной информации о жизни популярных персон и закрытых для большинства общностей. Как правило, сплетни обычно носят более локальный и «интимный» характер, они имеют оттенок непристойности и касаются как бы запретных, сокрытых, «неприличных» тем. Сплетня — это информация, о которой нельзя написать, она заведомо относится к разряду «непечатной» информации. Как правило, сплетня передается секретно, с ощущением взаимной принадлежности сплетничающих к определенному социальному кругу, и часто касается тех вопросов, на открытое, публичное и гласное обсуждение которых обычно накладывается некоторое табу. Она имеет привкус «клубнички».

«Эмоциональное, заинтересованное отношение к событиям, сам способ коммуникации, в ходе которого накладываются друг на друга, пусть даже не преднамеренные, дезинформации сообщающих и принимающих, ведут к тому, что информация становится малоправдоподобной. Сплетня не ликвидирует дефицит информации, но может возбудить определенные настроения или поддерживать их» (Jendrzejewski, 1975).

Зависть — это сплетни. Женщины любят сплетни. Ну где еще с таким сладострастием можно перемыть косточки всему своему окружению? Сплетни доставляют редкостное, просто колоссальное удовольствие. Потому что именно в этих разговорах мы отводим душу. Это психотерапия, инструмент повышения самооценки. Стоит только раздать оплеухи всем своим конкуренткам — и на душе становится легче. В сплетнях мы говорим нечто такое, что не сказали бы напрямую.

Это способ возвыситься над ними и почувствовать себя хоть чем-то лучше. Если сплетен не хватает, чтобы залечить больное самолюбие, в ход идет тяжелая артиллерия: интриги, мелкие и крупные пакости, недобрые шутки. Не зря женские коллективы и тусовки называют серпентарием. Хоть и грубо, но, по сути, верно.
Юлия Свияш. Центр «Разумный путь»

При зависти сплетня часто может использоваться в качестве своеобразного оружия в борьбе между отдельными индивидами и группами. Сплетни могут целенаправленно распускаться в расчете на их резко негативное воздействие на репутацию и имидж оппонентов. Такое воздействие обычно осуществляется целым рядом способов: через ослабление уровня доверия; через распространение откровенной дезинформации; через возбуждение отрицательных эмоций, негативного отношения и т. п.

Ключевые слова: Зависть, Враждебность
Источник: Е. П. Ильин: Психология зависти, враждебности, тщеславия: Питер; Санкт-Петербург; 2014
Материалы по теме
Дискредитация объекта зависти, как способ проявления враждебности
Е. П. Ильин: Психология зависти, враждебности, тщеславия: Питер; Санкт-Петербург; 2014
Клевета, как способ проявления зависти и враждебности
Е. П. Ильин: Психология зависти, враждебности, тщеславия: Питер; Санкт-Петербург; 2014
Внешние факторы, провоцирующие возникновение зависти
Е. П. Ильин: Психология зависти, враждебности, тщеславия: Питер; Санкт-Петербург; 2014
Хвастовство как фактор, провоцирующий зависть
Е. П. Ильин: Психология зависти, враждебности, тщеславия: Питер; Санкт-Петербург; 2014
Зависть между детьми в семье
Е. П. Ильин: Психология зависти, враждебности, тщеславия: Питер; Санкт-Петербург; 2014
Сущность зависти
Е. П. Ильин: Психология зависти, враждебности, тщеславия: Питер; Санкт-Петербург; 2014
Материнская зависть
Е. П. Ильин: Психология зависти, враждебности, тщеславия: Питер; Санкт-Петербург; 2014
Зависть и ревность
Е. П. Ильин: Психология зависти, враждебности, тщеславия: Питер; Санкт-Петербург; 2014
Оставить комментарий