Анкетирование — это разновидность (наряду с интервью) метода опроса: сбор данных в виде письменных ответов, которые фиксируются опрашиваемым, в социологии обычно именуемым словом «респондент» (от англ. to respond — отвечать), в специально изготовленном вопроснике — анкете. Анкета как инструмент социологического исследования — это не просто перечень вопросов, интересующих исследователя, а система, в которой каждый вопрос является элементом, выполняющим отведенную ему функцию и вносящим тем самым вклад в достижение общей цели исследования. В зависимости от выполняемой функции выделяют четыре вида вопросов:
- вводные (контактные), призванные сконцентрировать внимание респондента на проблемах, которым посвящена анкета, и сформировать у него готовность отвечать на вопросы по тематике исследования;
- вопросы-«фильтры», нацеленные на определение того, в какой степени данный респондент может быть источником информации по данной тематике и какие из вопросов анкеты следует ему адресовать;
- основные (содержательные), направленные на получение информации собственно по предмету исследования;
- социально-демографические («паспортные»), орентированные на получение информации о возрасте, поле, образовании, роде занятий респондента и других характеристиках, степень влияния которых на характер ответов на основные вопросы анкеты желает установить исследователь.
За полтора столетия применения этого метода выработана техника анкетирования — совокупность приемов составления, распространения, сбора и обработки анкет.
При составлении анкеты необходимо поместить в ее начале краткое обращение к респонденту, разъясняющее цели проводимого анкетирования таким образом, чтобы заинтересовать его и мотивировать его заполнить и вернуть анкету, а также содержащее общие инструкции по работе с анкетой. Вопросы следует группировать в блоки в зависимости от темы или адресата, помещая между блоками указатели-переходы («следующая группа вопросов только для ответивших “да”, ответившие “нет” переходят к вопросу №...» и т. п.).
Открывать анкету (блоки) следует вводными вопросами (не более двух), по возможности совмещая их с «фильтрами». Включать в число основных следует только вопросы, необходимые для достижения целей исследования, так как эффективное количество вопросов в анкете определяется не столько этими целями, сколько пределами заинтересованности и терпения респондентов, т. е. степенью риска получить формальные ответы — «отписки». «Массовому» респонденту без дополнительного контроля и стимулов со стороны исследователя можно предлагать не более 10-15 вопросов. Подготовленному и мотивированному интересной для него темой и уважением к его мнению респонденту-«эксперту» можно предложить анкету, содержащую до 40-50 основных вопросов.
Размещать блок вопросов о социально-демографических характеристиках респондента, именуемый на профессиональном жаргоне социологов «паспортичкой» или «хвостом», лучше в конце анкеты, с тем чтобы интерес к «персональным» данным не казался первостепенным и работа респондента с анкетой завершалась ответами, не требующими дополнительных размышлений.
При необходимости нужно снабдить инструкциями по регистрации ответов не только анкету в целом, но и отдельные вопросы (минимальное и максимальное число вариантов ответов, которые можно выбрать, условные знаки, фиксирующие выбор варианта ответа, и т. п.).
Решающее значение для успешного проведения анкетирования имеет формулировка вопросов, которая должна исключать ошибки в понимании респондентом их смысла и не навязывать подспудно определенный вариант ответа. Вопросы следует задавать «на языке респондента», т. е. с использованием привычных для опрашиваемых слов и грамматических конструкций. Следует избегать двойных отрицаний («Вы не считаете, что не следует.» и т. п.) и скрытого соединения разных вопросов в один («Считаете ли Вы, что социология — интересный и полезный предмет?» и т. п.). «Массовому» респонденту предпочтительнее предлагать «закрытые» вопросы, а «экспертам» — «открытые». Следует избегать монотонности при использовании однотипных по формулировке вопросов, переводя их в табличную форму (см. в качестве примера приведенную ниже схему).
С каким из нижеприведенных утверждений Вы согласны? | Согласен | Не согласен | Затрудняюсь ответить |
В нашем регионе качество дорог низкое | |||
Региональные власти делают всё возможное, чтобы отремонтировать дороги |
Ясность вопросов, их однозначность и релевантность (от англ. relevant — относящийся к делу) целям исследования целесообразно проверять в ходе пробного, так называемого пилотажного1 опроса, проводимого на небольшой выборке. На результаты исследования влияет также выбор способа распространения и возврата анкет, определяемый тем, что заочное анкетирование (например, почтовое и при размещении анкеты на интернет-сайте) обеспечивает меньший процент возврата, чем очное (в присутствии анкетера — участника исследования, занимающегося распространением и сбором анкет и при необходимости дающего пояснения и инструкции по их заполнению). Но очное анкетирование снижает степень анонимности, которая позволяет респонденту отвечать более искренно.
Обработка собранных анкет в основном сводится к обобщению полученных данных для последующего анализа (группировка, частотный анализ, корреляционный анализ и т. д.). В последние годы разработана серия компьютерных программ (например, пакет SPSS), обеспечивающих решение этих задач.
Достоинствами анкетирования как метода сбора данных являются: высокая эффективность при изучении мнений и установок, связанных со стандартным массовым поведением (избирателей, потребителей, телезрителей и т. п.); возможность при относительно небольших затратах исследовать масштабные объекты (выборка в несколько сотен или даже тысяч респондентов может точно репрезентировать структуру мнений или поведенческих установок населения страны, крупного города и т. п.); максимальная анонимность респондента, позволяющая ему свободно отвечать на идеологически и морально рискованные вопросы.
К недостаткам анкетирования можно отнести невозможность получать информацию об объекте непосредственно в момент события/действия (исследователь вынужден ограничиваться лишь мнениями по поводу произошедшего или предстоящего), а также непригодность для выявления специфических установок индивидов, изучения глубинных мотивов действий, особенно в нестандартных ситуациях. Но несмотря на критику, особенно со стороны приверженцев качественных методов, анкетирование остается в социологии самым популярным методом сбора данных.