Интервью — вторая (наряду с анкетированием) разновидность метода опроса.
Это сбор данных в форме устных ответов на вопросы, задаваемые исследователем респонденту при личном общении. По характеру (типу) вопросов можно выделить следующие виды интервью:
- стандартизованное, базирующееся преимущественно на закрытых вопросах;
- глубинное, основанное на открытых вопросах;
- нарративное, которое не предполагает собственно вопросов, а сводится к выслушиванию и записи рассказа респондента на заданную исследователем тему.
Большую популярность в последние годы среди социологов-исследователей получил метод биографического интервью, который, по существу, является разновидностью нарративного интервью. Рассказ респондента о событиях личной жизни дает информацию не только о самом индивиде, но попутно о социально-историческом контексте, социальных нормах, социокультурных ценностях, паттернах взаимодействия, способах конструирования и поддержания идентичностей и т. д. По материалам множества биографических интервью можно реконструировать интерсубъективные представления определенных социальных групп и общностей, их видение устройства общества и траекторий его трансформации. Развитие метода биографического интервью стало частью того движения в социологии, которое получило название «биографический поворот».
По форме или ситуации проведения различаются уличное, телефонное, офисное, квартирное интервью. Эти виды характеризуются разной степенью контакта с респондентом, разной эффективной продолжительностью, разным уровнем безопасности для интервьюера и различным количеством вопросов, определяемым видом интервью (табл. 18.1).
Таблица 18.1. Характеристики различных видов интервью
Вид интервью | Степень контакта | Эффективная продолжительность | Уровень безопасности | Количество вопросов |
Уличное | Средняя | Малая | Средний | 4-5 |
Телефонное | Низкая | Средняя | Высокий | 8-10 |
Офисное | Средняя | Средняя | Высокий | 15-20 |
Квартирное | Высокая | Большая | Низкий | 40-50 |
Квартирное с применением технологии Skype | Высокая | Большая | Высокий | 20-30 |
Техника интервью в первую очередь предполагает умение установить и поддерживать контакт с респондентом. В стандартизованном интервью количество вопросов не должно превышать указанного в таблице 18.1. В случае глубинного или нарративного интервью ограничителем выступает не число вопросов или обсуждаемых тем, а общая продолжительность беседы, которая может доходить до 2-3 часов. Запись данных в таком случае ведется с помощью технических средств — диктофона или видеокамеры. Запись затем подвергается расшифровке и переводится в текстовую форму, удобную для анализа и написания отчета или научной статьи. Процедура перевода аудиозаписи / видеозаписи интервью в форму текста называется транскрибированием и является одной из наиболее трудоемких составляющих сбора и анализа данных методами глубинного и нарративного интервью.
При проведении интервью очень важно избегать «эффекта интервьюера» (влияние внешности и поведения исследователя на характер ответов респондента): опрашиваемый может стесняться отвечать на некоторые вопросы, воспринимать мимику и жесты интервьюера как знаки одобрения или неодобрения тех или иных ответов. При формулировке вопросов следует соблюдать те же правила, что и при составлении анкеты, однако преимущество интервью состоит в том, что интервьюер может разъяснить респонденту смысл вопроса, не наводя его при этом на определенный тип ответа. Еще одним преимуществом этого метода опроса является возможность получить дополнительную информацию о респонденте (внешность, манера одеваться, вести себя и т. д.).
Каждый случай интервью индивидуален, поскольку, стремясь добиться максимального контакта с респондентом, интервьюер приспосабливается к особенностям его понимания обсуждаемых тем и манере общаться. Но интервью, даже неформализованное, — не просто беседа на интересующие исследователя темы, а метод исследования, поэтому для получения сопоставимых данных необходима унификация процедуры интервьюирования, которая достигается применением стандартного инструментария — бланка интервью или гайда («путеводителя» по интервью, фиксирующего набор и последовательность обсуждаемых вопросов).
Главное достоинство интервью как метода сбора данных заключается в том, что оно позволяет выявить индивидуальные мнения, предпочтения, ценностные установки, мотивы действий. Недостатками данного метода можно считать невозможность получить информацию в момент совершаемого действия, отсутствие гарантии одинаковой формулировки вопросов всеми интервьюерами и наличие «эффекта интервьюера», а также ресурсоемкость.