Социальные учения эпохи Возрождения

Возрождение — один из самых ярких периодов в развитии европейских народов и их культуры. Эпоха Возрождения длилась около двух столетий — с конца Х1У в. до первых десятилетий ХУП в. В это время происходят крупные изменения в общественной жизни: переживает кризис феодализм, зарождаются буржуазные отношения, формируются нации и складываются абсолютные монархии. Существенно меняется и духовный мир, чему во многом способствовали Великие географические открытия, расширившие горизонты познания мира, а также многие изобретения — прежде всего книгопечатание, начатое И. Гутенбергом около 1440 г.

Новый тип культуры поставил в центр уже не Бога, а человека и окружающий его мир. Культура эпохи Возрождения опиралась на наследие Античности, но многое черпала и из лучших достижений Средневековья. Вместо бегства от мирской жизни человек эпохи Возрождения стремился к глубокому ее познанию, к утверждению себя в мире, к реализации гуманистических ценностей.

Мыслители эпохи Возрождения выступали против диктата католической церкви, критиковали методы схоластической науки, основанной на формальной логике Аристотеля, отвергали ее догматизм и веру в авторитеты. Тем самым расчищался путь для развития в будущем научного знания. Эпоха Возрождения, по выражению Ф. Энгельса, «нуждалась в титанах», и она породила их — по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Чтобы убедиться в этом, достаточно назвать такие имена, как Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер, Никколо Макиавелли, Мартин Лютер, Николай Коперник, Галилео Галилей, Иоганн Кеплер, Джордано Бруно.

Концепция политического прагматизма Никколо Макиавелли

Особое место в развитии социально-политической мысли эпохи Возрождения принадлежит Никколо Макиавелли (1469-1527). Новаторство его идей опиралось на глубокое осмысление исторических процессов и судеб государств в прошлом, их взлетов и падений. Наибольшую ценность представляет всесторонний и конкретный анализ современной ему политической жизни, особенно итальянских государств, постоянно подвергавшихся иноземным нашествиям.

В своем сочинении «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», написанном в 1512-1514 гг. и впервые изданном в 1531 г., он дал развернутую критику божественного происхождения политической власти, а также возникших в XIV-XVI вв. концепций «естественных прав» и «народного суверенитета». Центральный тезис Макиавелли сводится к тому, что политическая власть не нуждается в каком-либо объяснении и оправдании, она не имеет каких-либо религиозных и философских оснований. Он считал, что генезис политики и власти — это сила, не связанная ни с традициями, ни с законами, ни с моральными нормами. Макиавелли впервые в истории европейской гуманитарной мысли освобождает анализ политики и государственного управления от нравственного компонента. Он полагал, что политическая деятельность и деятельность по организации государства несовместима с обыденными представлениями о морали. Более того, она разворачивается вне нравственноморального поля. Этот тезис подробно и с примерами развернут им в трактате «Государь» (1513).

«Государь» — наиболее известная работа Макиавелли, написанная в форме советов и рекомендаций тогдашнему флорентийскому правителю с целью совершенствования управления подданными и укрепления государства. Содержание этого трактата охватывает три центральные темы — это «двойная мораль», т. е. нравственность обычного человека и мораль политическая; критика идей Платона и Аристотеля за смешение этики и политики; типология правителей и политических программ. Макиавелли исходит из того, что государственная организация имеет свои конкретные цели и понимание того, что есть для нее «благо» — причем не в качестве абстрактной этической категории, а как практика самосохранения. В этом контексте Макиавелли демонстрирует, как интриги, государственные перевороты, военные коалиции, показные массовые казни способствуют упрочению политической власти и укреплению того или иного государства. В работах Макиавелли представлен первый пример осмысления проблематики генезиса политики как особой сферы деятельности, сущности власти и векторов ее приложения.

Макиавелли трезво смотрит на действительность, анализирует разные качества людей — их стремление к власти и свободе, к сохранению своего имущества. Люди обычно неблагодарны, непостоянны, лживы, боязливы и алчны.

Умный правитель должен всё это учитывать и уметь пользоваться страстями людей, играя на них, как музыкант на своем инструменте. Чтобы не попасть в неудобное положение, ему лучше не питать иллюзий и заранее считать всех злыми. Правитель должен знать, что поведением людей руководят два главных мотива — страх и любовь, и первый прочнее и тверже, чем второй. Отсюда вывод: государь должен обладать такими свойствами и владеть такими способами правления, которые соответствуют реальности. Существуют добродетели, обладание которыми ведет к гибели, и есть пороки, способствующие обеспечению безопасности и благополучию государства.

Идея Макиавелли о разделении политики и морали сыграла в свое время положительную роль, поскольку она апеллировала к прагматичности в анализе действительности. Заслуга его состоит не в освобождении политики от морали, а в освобождении ее от абстрактного морализирования в религиозном духе. Поэтому сведение макиавеллизма к принципу «цель оправдывает средства», нашедшему широкое распространение, вряд ли можно признать адекватным содержанию его взглядов.

Утопии как жанр социальных учений

Утопия как жанр анализа общества и возможного будущего зародилась в эпоху Возрождения вследствие реорганизации социального познания и рефлексии общества. Свое название эта эпоха созревания социального дискурса получила в силу выдвинутого тезиса о необходимости возрождения греческих дискурсивных образцов. Мыслители эпохи Возрождения обратились к древнегреческой традиции социального дискурса, предполагающего ниспровержение авторитетов и схоластического мышления. В противовес средневековой схоластике, украшенной дидактизмом и апелляциями к Библии, монашескому уединенному сосредоточению, в этой тенденции четко обозначилось стремление к освобождению от догм, к произвольности индивидуального творческого постижения, познанию как форме интеллектуального развлечения. Этой тенденции в движении гуманитарной мысли во многом способствовали развитие книгопечатания, многочисленные географические открытия, распространение грамотности.

Возрожденческий расцвет европейской культуры породил не только разнообразие поэтических, художественных и живописных произведений, но и новый жанр социальных учений — утопию (от др.-греч. v-ronoq — немеете; место, которого нет). Само это понятие было введено английским гуманистом, политиком Томасом Мором (1478-1535) в сочинении «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516; в дальнейшем это сочинение обозначали как «Утопия»). Оно состоит из двух частей — первая посвящена критике современных Мору социальных порядков Англии XVI в., вторая — описанию идеального социального устройства, обнаруженного путешественниками на вымышленном острове Утопия.

Продолжателем идей Мора, его критики социально-политического устройства в форме создания утопического социального проекта выступил Томмазо Кампанелла. В своем сочинении «Город солнца» (1602) он описывает некий город, открытый генуэзским мореходом во время кругосветного путешествия, в котором отменена частная собственность, труд стал добровольной обязанностью граждан, люди верят в идеи всеобщего равенства и грядущее объединение всего человечества.

Третьим сочинением подобного рода стала книга Френсиса Бэкона «Новая Атлантида» (1627), также повествующая о некоем острове Бенсалем, затерявшемся где-то в Южном море. Бэкон подробно описывает социальное устройство сообщества, обнаруженного на острове и называющего себя «Домом Соломона». В его утопическом проекте центральной становится идея реорганизации научного познания мира, создания самостоятельного научного ордена со своими иерархией и правилами.

Возникший в XVI в. новый жанр социальных учений стал весьма популярен среди политически ориентированных социальных мыслителей, поскольку давал возможность в рамках повествования о фантастических местах и народах предложить анализ и критику современных автору социально-политических и экономических составляющих социальной реальности. В течение нескольких последующих столетий появилось множество разнообразных утопий — эскапистских, отражающих мечты о неких лучших мирах, и героических, выдвигающих некую программу действий и содержащих политический призыв, а также утопий места, времени и вневременного порядка.

Ключевые слова: Социология, Возрождение
Источник: Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. — 480 с.
Материалы по теме
Соотношение теоретической и эмпирической социологии
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Социальные учения Античности
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Диалектический подход в социологии
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Современные социологические теории
Ритерман Т.П., Социология
Психология в эпоху возрождения
Шкуренко Д.А., Общая и медицинская психология
Виды социологического знания
Фролов С.С., Основы социологии
Классический этап в развитии социологии. Социология Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, М. Вебера
Социология: учебник для СПО / В. В. Касьянов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. —197 с.
Структурный функционализм в социологии
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Оставить комментарий