Системы управления и их свойства

Управление обладает свойством системности, поэтому его изучение мы начинаем со знакомства с основными положениями теории систем.

В переводе с греческого слово «система» означает «соединение, целое, составленное из частей». Эти части (элементы) образуют единство, в рамках которого они определенным образом упорядочены (в противоположность системе совокупность предполагает соединение частей безотносительно формы и порядка).

Единство элементов системы возникает в результате того, что между ними устанавливаются связи, т. е. реальные взаимодействия, которые характеризуются:

  • типом (бывают последовательными, сходящимися, расходящимися);
  • силой;
  • характером (могут быть подчиненными, равноправными, безразличными);
  • характером (односторонние или взаимные);
  • степенью постоянства (эпизодические, регулярные и проч.).

Система характеризуется рядом основных признаков.

Во-первых, как уже говорилось, она представляет собой набор относительно самостоятельных элементов (отдельных частей), которые играют роль подсистем. Свойства элементов определяют их место в системе и реализуются в соответствующих функциях.

Выделяются две разновидности элементов: рабочие (основная функция состоит в преобразовании исходных факторов в определенный результат) и защитные.

В каждой системе есть основной системообразующий элемент (качество, отношение), который в той или иной степени обеспечивает единство всех остальных. Если он определяется природой системы, то называется внутренним, в противном случае — внешним. В социальных системах этот элемент может быть как явным, так и неявным.

Например, в СССР системообразующим элементом были КПСС и ее конституционно закрепленная руководящая роль. Непонимание этого обстоятельства привело к лишению КПСС этой роли без возложения ее на иной институт. В результате разрушилась не только политическая и идеологическая система, но и само государство.

В результате воздействия системообразующего элемента у остальных элементов формируются общесистемные качества, т. е. признаки, свойственные каждому из них в отдельности и системе в целом.

Во-вторых, в каждой системе существует механизм, посредством которого элементы взаимодействуют между собой (граничат, порождают друг друга, воздействуют), а также с ней самой (для сохранения ее целостности такое взаимодействие должно быть гармоничным). В результате этого возникает влияние одних элементов системы на другие или внешние объекты (например, через подражание, заимствование опыта и проч.). Те, в свою очередь, такое влияние воспринимают, преобразовывают и изменяются в соответствии с ним. В частности, более развитые элементы, воздействуя на менее развитые, способствуют ускорению их развития, что делает излишними его отдельные ступени.

Степень возможного преобразования элементов и связей в результате внешнего воздействия характеризует силу данной системы.

В-третьих, каждая система имеет структуру, т. е. определенное строение, взаимное расположение элементов и существующих между ними связей, способ организации целого, составленного из частей. Связи, как и системообразующий элемент, обеспечивают целостность системы, ее единство.

Иногда в обиходе термин «структура» используется синонимично термину «организация».

Характер связи между элементами зависит не только от взаимного расположения последних, но и от их особенностей (например, отношения в одинаковом по размерам женском, мужском и смешанном коллективах будут различны).

Структура определяется целями и функциями системы, но в ее характеристике отсутствует момент взаимодействия.

В широком понимании структуру можно рассматривать как совокупность правил и предписаний, регламентирующих деятельность системы.
Так, структура производственной организации может трактоваться как устойчивое пространственно-временное распределение хозяйственных решений и обеспечивающих их реализацию ресурсов с соответствующими взаимосвязями.

Структуру системы можно классифицировать по следующим основаниям:

  • по числу уровней иерархии (одноуровневые и многоуровневые);
  • по принципам подчиненности (централизация — децентрализация);

Система является децентрализованной, если элементы принимают независимые решения, не корректируемые системой более высокого порядка.

  • по целевому назначению;
  • по выполняемым функциям;
  • по принципам разбивки элементов на подсистемы (таковыми могут быть функциональный и объектный).

В целом структуру системы описывают две основные группы характеристик:

  • связанные с иерархичностью (число подсистем, уровней, связей; принципы разбивки на подсистемы; степень централизации);
  • отражающие эффективность функционирования (надежность, живучесть, быстродействие, пропускная способность, гибкость, изменчивость и т. д.).

Структура придает системе целостность и внутреннюю организацию, в рамках которой взаимодействие элементов подчиняется определенным законам. Если такая организация минимальна, системы называются неупорядоченными, например толпа на улице.

Поскольку элементы и связи неоднородны в рамках одного и того же структурного их набора, система будет иметь модификации. Например, коллективы двух организаций, имеющих одинаковое штатное расписание, будут абсолютно различны, поскольку сами люди и их личные взаимоотношения являются иными.

В-четвертых, система имеет границы, отделяющие ее от внешней среды. Они могут быть «прозрачными», допускающими проникновение в нее внешних импульсов, и «непрозрачными», наглухо отделяющими ее от остального мира.

Системы, осуществляющие двусторонний обмен энергией, веществом, информацией со средой, получили название открытых', в противном случае говорится о закрытых системах.

Не получающие ресурсов извне, последние предрасположены к деградации и прекращению существования (либо распадению на части). Открытые же системы характеризуются обратным свойством, т. е. могут возобновляться и расширяться на основе притока ресурсов и их переработки. Маневр ресурсами обеспечивает им сбалансированность и, в принципе, неиссякаемость. К таким системам относится, например, общество.

Недостаточный или, наоборот, чрезмерно активный обмен со средой может привести к разрушению системы (из-за нехватки ресурсов или неспособности их ассимилировать ввиду избыточного количества и разнообразия). Поэтому система должна находиться в состоянии внутреннего равновесия и баланса со средой (что на практике редко достигается). Это обеспечивает ее оптимальное приспособление к окружению и успешное развитие.

Открытые системы стремятся к постоянным изменениям за счет специализации, дифференциации, интеграции элементов. Это ведет к усложнению связей, совершенствованию самих систем, требует дополнительных ресурсов, но позволяет достигать целей многими способами (для закрытых возможен только один). Например, в организации помимо основных управленческих структур могут создаваться специальные комитеты, разрабатывающие различные варианты решения проблем.

Развитие системы обычно обусловлено несоответствием ее структуры и цели. Большие и сложные системы имеют тенденцию к интенсивному развитию, ибо обладают ресурсами и запасом прочности, выходящими за пределы потребности в выживаемости.

В-пятых, системе присуща эмерджентность, т. е. появление качественно новых свойств, отсутствующих или нехарактерных для ее элементов. В то же время объединенные в систему элементы могут терять свойства, присущие им вне системы. Таким образом, свойства целого не равны сумме свойств частей, хотя и зависят от них.

Нетождественность суммы качеств элементов качествам системы в целом обусловлена наличием у нее структуры (структурные преобразования приводят к качественным). Но последние могут происходить также и за счет количественных изменений при сохранении структуры, а в рамках одного и того же количественного состава могут существовать несколько качественных состояний.

В-шестых, система обладает обратной связью, под которой понимается определенная реакция ее в целом (отдельных элементов) на импульсы друг друга и внешние воздействия. Обратная связь обеспечивает их информацией о реальной ситуации, компенсирует влияние помех. Например, в системе взаимоотношений «руководитель — подчиненный» формой обратной связи может быть заявление об уходе.

В-седьмых, система характеризуется адаптивностью, т. е. способностью сохранять качественную определенность в изменяющихся условиях. Адаптивность обеспечивается простотой структуры, гибкостью, избыточностью ресурсов.

В-восьмых, системе свойственна редукция, проявляющаяся в том, что при определенных условиях она ведет себя проще, чем ее отдельные элементы.

Это объясняется тем, что такие элементы в системе накладывают друг на друга ограничения, которые не позволяют им независимо выбирать свои состояния. Поэтому поведение системы в целом подчинено не частным, а общим закономерностям, которые обычно проще сами по себе.

В-девятых, система со временем может разрушаться под воздействием как внешней среды, так и внутренних процессов.

В-десятых, системой можно управлять с целью обеспечения следования ею заданной траектории развития и функционирования. Для этого существуют следующие способы:

  1. регулирование и корректировка в случае непредсказуемых воздействий, вызывающих отклонения;
  2. изменение параметров системы на основе прогнозирования, применяемое в случае невозможности задать опорную траекторию развития на весь период или значительных отклонений, не позволяющих на нее вернуться;
  3. коренная структурная перестройка, если цели недостижимы в принципе и нужен поиск новой системы, при которой это удается сделать.
Ключевые слова: Системы, Управление
Источник: Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 504 с
Материалы по теме
Комплексная система управления качеством продукции (КСУКП)
Ребрин - Управление качеством
Государственное управление как система
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Система тотального управления качеством
Ребрин - Управление качеством
Системная модель управления трудовым потенциалом
Менеджмент. Учебное пособие
Система управления проектами
А. С. Товб, Г. Л. Ципес., Управление проектами стандарты, методы, опыт
Виды систем управления
Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,...
Система управления и ее элементы
Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,...
Система управления ЕС
А.С.Булатов, Экономика
Оставить комментарий