Системный подход в управлении

Теория систем  создана Берталанфи в 1930-е гг. XX в. Она связана с анализом, проектированием и функционированием самостоятельных подразделений.

Организационные системы подразделяют на закрытые и открытые.
Закрытая организационная система  – система, не имеющая связи со своей внешней средой, она не обменивается с внешней средой продуктами, услугами, товарами.
Открытая организационная система  имеет связи с внешней средой.

Любая организация является открытой системой, поскольку взаимодействует с внешней средой. Она получает из окружающей среды ресурсы в виде информации, людей, капитала, сырья, энергии, оборудования, которые становятся элементами ее внутренней среды.

Часть ресурсов преобразуется в продукты и услуги, которые затем передаются во внешнюю среду.

Любая организация функционирует внутри более крупной системы: внешнеполитической, экономической, социальной и технической среды, в которой она постоянно вступает в сложные взаимодействия. Она включает в себя подсистемы, которые тоже взаимосвязаны и взаимодействуют.

Нарушение функционирования в одной части системы приводит к трудностям в других ее частях.

Основные понятия и характеристики общей теории систем.

  1. Границы системы  – это различные материальные и нематериальные ограничители, отделяющие систему от внешней среды. Каждая система является частью большей системы, которая называется надсистемой. В свою очередь каждая система состоит из двух или более подсистем.
  2. Элементы.  Любая система независимо от открытости определяется через ее состав. Компоненты и связи между ними определяют свойства системы.
  3. Вход – преобразование – выход.  Организационная система в динамике представляется в качестве трех процессов. При системном подходе сначала исследуются параметры «выхода», т. е. что необходимо производить, с какими показателями качества, с какими затратами, кто будет являться покупателем, в какие сроки реализовывать и по какой цене. На «выходе» в итоге должна быть конкурентоспособная продукция либо услуги. После этого определяются параметры «входа», т. е. анализируется потребность в ресурсах, которая определяется после детального изучения организационно-технического уровня рассматриваемой системы (уровня техники, технологии, особенности организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (социальной, экономической, геополитической, экологической). И исследование характеристик «процесса», преобразующего ресурсы в готовую продукцию. На этом этапе рассматривается производственная технология либо технология управления и пути ее совершенствования.
  4. Синергия  (в переводе с греческого – «вместе действующий»). Это понятие употребляется для описания явлений, при которых целое всегда больше или меньше, чем сумма частей, составляющих это целое.
  5. Системообразующий элемент,  от которого в решающей степени зависит функционирование всех остальных элементов и жизнеспособность системы в целом.
  6. Цикл жизни:  возникновение, становление, функционирование, кризис, крах.
Источник: 
Замедлина Е.А., Жулина Е.Г., Шпаргалка по основам менеджмента
Материалы по теме
Система управления ЕС
А.С.Булатов, Экономика
Комплексная система управления качеством продукции (КСУКП)
Ребрин - Управление качеством
Государственное управление как система
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Система тотального управления качеством
Ребрин - Управление качеством
Система управления проектами
А. С. Товб, Г. Л. Ципес., Управление проектами стандарты, методы, опыт
Системная модель управления трудовым потенциалом
Менеджмент. Учебное пособие
Культура управленческого труда
Н. И. Кабушкин.. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Управление по отклонениям
Менеджмент. Учебное пособие
Оставить комментарий