Результаты самопознания

Рассмотрев процессуальные стороны самопознания, целесообразно поставить вопросы: что же мы получаем в итоге? Как результаты самопознания можно использовать в своей жизни?

Прежде всего, на основе самопознания рождаются знания о себе. Эти знания группируются в конструкты по принципу близости, например интеллектуальные свойства, черты характера, эмоциональные качества, способности, поведенческие характеристики. В свою очередь, названные конструкты в своей совокупности выявляют образ Я. Согласование, обоснование компонентов образа Я проясняют для человека его Я-концепцию. Естественно, целиком и полностью Я-концепция не может быть осознана, так как значительная ее часть остается в сфере бессознательного. Поэтому, как мы уже замечали, самопознание не может быть завершенным процессом.

Степень осознанности Я-концепции во многом зависит от человека, развития его способности к самопознанию, его стремления к самопознанию и привычки систематически заниматься самопознанием.

«Кирпичики» образа Я (знания о себе) могут быть истинными и ложными, адекватными и неадекватными, относительно полными и фрагментарными. Если человек обнаруживает в себе качество, которое присуще ему на самом деле, то такое знание будет истинным. Ложное знание о себе — это обнаружение и фиксация качества, которое не развито в данной личности. Не говоря уже о ложном, истинное знание о себе может отличаться степенью адекватности (здесь уже вклинивается отношенческий компонент). Например, личность считает себя коммуникабельной, контактной, однако окружающие полагают, что коммуникабельность у данного человека развита незначительно. Наконец, полнота знаний о себе предполагает всестороннее познание какого-либо качества или личности в целом. Человек, анализируя свои качества, выделяет не только содержательные характеристики, но и степень их развития, сферы приложения, осознает ограничения, определяет сильные и слабые стороны. Фрагментарность — это отрывочность, односторонность, неспособность к объяснению, установлению причинно-следственных связей.

Но знание о себе в целом, отдельных качеств личности не является единственным результатом самопознания. Человек не компьютер по сбору и обработке информации, в том числе и о самом себе. Уже в ходе самопознания включается эмоционально-ценностный компонент, который на завершающих этапах самопознания начинает играть все более заметную роль, и вместе с содержанием самопознания определяет специфику его результатов. Эмоционально-ценностные отношения многообразны и могут быть выражены в самых различных понятиях: симпатия, любовь, отвержение, самоуверенность, самодостаточность и др. В психологии делаются попытки выделить некие стержневые оси некоторой условной системы координат, для того чтобы на них можно было располагать свои самые разнообразные эмоциональные переживания. Отечественный психолог В. В. Столин предлагает выделить три такие оси самоотношений: «симпатия—антипатия», «уважение— неуважение», «близость— отдаленность». Например, симпатия к себе в сочетании с уважением и ощущением близости порождает любовь к себе; антипатия вместе с неуважением к себе и ощущением отчужденности — неприязнь, непринятие, иногда и ненависть к себе и т. п.

Если попытаться выделить наиболее общие результаты самопознания с точки зрения эмоционально-ценностного отношения к себе, то к ним можно отнести чувство идентичности, самопринятие, самоуважение и как итог — чувство личностной компетентности. Все эти понятия тесно связаны друг с другом, активно изучаются и обсуждаются в современной психологии.

Идентичность. Понятие «идентичность» было впервые выделено и описано американским психологом Э. Эриксоном, и означает оно чувство личностного тождества, собственной истинности и полноценности, сопричастности миру и другим людям. Чувство идентичности рождается в результате не только самоотождествления, но и осознания непрерывности своего существования во времени и пространстве, восприятия того факта, что и другие признают это тождество и непрерывность. При благоприятных условиях это чувство с возрастом усиливается, человек перекидывает мостики между своим прошлым и будущим, между тем, кем он хочет быть, и тем, как воспринимает ожидание других по отношению к себе. Если чувство идентичности не возникает или, как мы покажем далее, человек отождествляется лишь с частью себя, возникает отчуждение себя от собственной личности, рассогласование между подструктурами личности, личностью и ее целями и т. д. Это приводит к тяжелым переживаниям, кризисным явлениям, утрате смысла жизни, отчаянию.

Самопринятие тесно связано с личностной идентичностью, включает признание в себе отрицательного и положительного, сильного и слабого и выражает меру близости к себе на основе самотождественности. Самопринятие возникает на основе знаний о себе, детального анализа своих сильных и слабых качеств, их оценки и позитивного эмоционального отношения даже к тем свойствам, которые человек относит к слабым качествам. В случае непринятия себя или принятия частично возникает стремление бороться с собой, перестраивать себя, что далеко не всем удается. Истинное самопринятие не означает борьбу с собой, но оно и не означает, что человек не ставит целей быть другим. Истинное самопринятие — это основа для саморазвития и самосовершенствования.

На основе чувства идентичности и самопринятия возникает самоуважение, в котором выражается степень симпатии личности к себе. Самоуважение — это целостное положительное отношение к себе как к ценности, в нем интегрируются многочисленные самооценки. Понятно, что в каких-то сферах человек оценивает себя высоко, в каких-то не очень, однако в целом он себя принимает, позитивно к себе относится, гордится собой и своими достижениями. Важно, чтобы это самоуважение было реалистичным. В случае низкого самоуважения человек перестает любить себя, испытывает внутриличностные конфликты, в случае сверхвысокого — центрируется только на себе, любуется собой, пренебрежительно относится к другим, проявляет самоуверенность, самодовольство, эгоцентризм. Необходимо отметить, что самоуважение формируется не только на основе положительной установки на себя и интеграции частных самооценок, но и на сопоставлении своих притязаний и реальных достижений. Еще американским психологом У.Джемсом в свое время была выведена оригинальная формула, которая связывает притязания личности и те успехи, которых она добивается. Эта формула имеет следующий вид: Самоуважение = Успех / Притязания

Чем выше успех и ниже притязания, тем выше самоуважение, и наоборот, чем выше притязания и ниже успех, тем меньше человек будет себя уважать. Парадокс, однако, состоит в том, что человек не может полностью отказаться от притязаний как отношения к целям деятельности; успех и неуспех — реальные категории, зависящие как от обстоятельств, так и от самой личности. Поэтому человек вынужден варьировать своими притязаниями в зависимости от успехов и прошлого опыта, а изменение притязаний, в свою очередь, сказывается на успехах. Отсюда в частных случаях мы радуемся своим успехам или огорчаемся своими неуспехами, то уважаем себя, то не очень довольны собой. Главное, чтобы вне конкретной ситуации в целом мы могли все же позитивно относиться к себе, воспринимая неудачи как временное явление, а если эти неудачи все же носят стойкий характер, то не теряли бы присутствия духа, веры в себя, могли бы постоянно менять тактику и стратегию поведения и деятельности. При реалистических притязаниях, высоком самоуважении и самопринятии, при упорном труде многие проблемы могут разрешиться. По большому счету такое убеждение и дает возможность человеку жить, преодолевать препятствия, добиваться результатов.

Наконец, благоприятное сочетание идентичности, самопринятия, самоуважения рождают чувство собственной компетентности, которое обусловлено знанием себя, своих возможностей, верой в осмысленность и ценность собственной жизни, уверенностью в том, что человек способен самостоятельно строить свою жизнь, определять свои выборы и свою судьбу (а она есть у каждого).

Как видим, результаты самопознания довольно обширны и многосторонни и представляют собой сплав знаний и эмоционально-ценностного отношения к себе: чувств идентичности, самопринятия, самоуважения, личностной компетентности. Обратимся теперь к анализу некоторых психологических механизмов, которые внутренне определяют работу всей этой сложной «кухни», называемой самопознанием.

Источник: 
Маралов В.Г., Основы самопознания и саморазвития