Сферы и области самопознания

Постараемся ответить на вопрос: что в человеке является объектом его самопознания? Если спросить любого из нас: «Что ты о себе знаешь?», то каждый сначала испытает определенное замешательство, после чего последует ответ, который наверняка будет состоять из нескольких обобщенных характеристик типа: «Я общительный, но немного стеснительный, в целом доброжелательный, несколько нерешительный» и т. п. Здесь возникает ситуация, подобная ситуации перед экзаменом, когда студент сразу одномоментно пытается вспомнить весь материал, что ему, конечно, не удается.

Но достаточно взять билет с конкретными вопросами, успокоиться, подумать, ответ будет гораздо глубже и содержательнее, при условии, естественно, если материал был хорошо изучен и проработан.

Так и в процессе самопознания необходимо выделить сферы и области собственной личности, которые мы желаем познать и исследовать. Одним из первых в психологии сферы самопознания выделил американский психолог У. Джемс (основоположник прагматизма). В качестве познаваемых элементов в сознании человека он выделяет: физическую личность, социальную личность и духовную личность.

Физическая личность — это телесная организация человека и все то, что принадлежит человеку или составляет его окружение (в современной психологии эти положения оспариваются учеными): одежду, семью, домашний очаг, состояние, продукты собственного труда.

Социальная личность — это признание в нас личности со стороны других людей. У. Джемс отмечает, что у человека столько социальных личностей, сколько индивидов признают в нем личность и имеют о ней представление.

Духовная личность — это полное объединение отдельных состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей и свойств.

Все эти три типа личностей иерархически организованы. Высший уровень занимает духовная личность, низший — физическая. Социальные личности занимают промежуточное положение.

Следовательно, самопознание, согласно У.Джемсу, может осуществляться на уровнях физической, социальной и духовной личности.

В отечественной психологии большинство ученых придерживаются положения о биосоциальной природе человека. В соответствии с этим выделяются его биологические и социальные свойства. Поэтому долгое время в науке господствовало представление о двухуровневой организации человека: индивид и личность, и только начиная с 80-х годов XX столетия вводится промежуточная переменная — социальный индивид. В частности, отечественный психолог В. В. Столин в человеке выделяет три уровня его организации: организм, социальный индивид и личность. Как биологический индивид (организм) человек характеризуется определенной конституцией, типом нервной системы, нейродинамическими свойствами мозга, разнообразными биологическими потребностями. Социальный индивид — способностью осваивать окружающий мир, овладевать знаниями, умениями, нормами и правилами поведения. Личность — способностью совершать выбор, строить свой жизненный путь, координировать свое поведение в системе отношений с окружающими людьми.

Эти уровни также иерархически организованы, высший из них — личность, низший — организм.

Отсюда становится понятно, что мы можем познавать себя на всех трех уровнях, т. е. своих особенностей как биологического индивида, как социального индивида и как личности. В то же время понимание уровневого строения человека еще не дает нам полного представления о сферах самопознания, их необходимо насытить конкретным содержанием. В современной психологии существует множество схем, используя которые можно давать развернутые характеристики другим людям, организовывать собственное самопознание и, естественно, характеризовать самого себя. В самом общем виде можно выделить следующие блоки, которые могут быть подвергнуты самоанализу и самопознанию.

Личностно-характерологические особенности: качества личности и свойства характера, в которых выражается отношение к другим людям (доброжелательность, общительность, вежливость, уступчивость и др.); к деятельности, труду, учебе (инициативность, исполнительность, трудолюбие и др.); к самому себе (самоуважение, уверенность — неуверенность); к вещам (бережливость, аккуратность, опрятность); к природе; к искусству; к науке и т. п.

Мотивационно-ценностная сфера личности — самопознание в себе собственных побуждений, интересов, мотивов, ценностей, которые определяют деятельность и поведение.

Эмоционально-волевая сфера личности — познание своих эмоциональных состояний, доминирующих чувств, способов реагирования в стрессовых ситуациях, умения мобилизоваться, проявить упорство, настойчивость, целеустремленность и др.

Сфера способностей и возможностей — анализ своих способностей в разных сферах жизнедеятельности, оценка возможностей для осуществления замыслов.

Познавательная сфера личности — осознание и понимание функционирования психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения; свойств и качеств своего ума, внимательности, способов решения жизненных и профессиональных задач.

Сфера внешнего облика, особенностей темперамента — самоанализу подвергается собственный облик, внешний вид, походка, манера держать себя, разговаривать, а также свойства, которые в своей совокупности определяют темперамент.

Сфера отношений с другими людьми, социальным окружением — человек анализирует, как складываются его связи с другими — близкими и не очень близкими людьми, как строится взаимодействие, анализирует стратегии собственного поведения, конфликты и барьеры.

Сфера деятельности — важно знать, какими знаниями, умениями, навыками, способностями обладает человек, как он их использует в жизни и деятельности, как их у себя развивает.

Сфера собственного жизненного пути — каждый человек в той или иной степени анализирует прожитое, подводит какие-то итоги, строит планы на будущее, занимается прогнозированием и самопрогнозированием собственной личности.

Понятно, что эта схема является довольно условной, в ней нельзя отразить все многообразие личности и жизни человека, которое может подвергнуться самопознанию и самоанализу. Схема лишь ориентирует на то, что в принципе мы можем познавать в себе.

Перечисленные сферы самопознания могут «располагаться» как во внешнем, так и во внутреннем мире. Поэтому можно говорить о самопознании себя во внешнем мире и о самопознании себя во внутреннем мире, самого этого внутреннего мира. Познать себя во внешнем мире — значит оценить свое поведение, свои поступки, выявить собственные возможности и способности, необходимые для выполнения деятельности, для общения. Как и внешний мир, внутренний мир имеет свое пространство, свои временные характеристики, здесь разворачивается нескончаемый диалог человека с самим собой, заключают «союз» и вступают в «конфронтацию» многочисленные субличности, которые в конечном итоге являются тем же человеческим Я. К внутреннему миру принадлежат наши чувства, переживания, мечты, намерения, мысли и многое другое. Открытие и познание своего внутреннего мира не менее интересное и увлекательное занятие, чем познание своего поведения в мире внешнем.

Выделим теперь области самопознания. Традиционно в психологии выделяют две области: сознание и бессознательное, однако в некоторых концепциях внимание обращается и еще на одну область — сверхсознание, или высшее бессознательное. Так, 3. Фрейд в структуре личности выделяет Эго, или Я, которое полностью находится в сфере сознания и подчиняется принципу реальности, Супер-Эго, или Сверх-Я, находящееся одновременно и в сфере сознания, и в сфере бессознательного, представляющее по своей сути нормы, ценности, различного рода запреты, выработанные человечеством и регламентирующие поведение конкретной личности, а также Ид, или Оно, которое является носителем инстинктов и находится в сфере бессознательного. Согласно К. Юнгу, личность представляет собой сочетание целого ряда инстанций: Эго — реальное Я человека; Маска — то, каким человек желает казаться перед другими людьми; Тень — область бессознательного, куда вытесняются все те личностные качества, которые неприятны человеку, вызывают у него тревогу и которые в конечном итоге он не желает считать своими; наконец, Коллективное бессознательное, основу которого составляют так называемые архетипы, или первообразы, проявляющиеся в мифах, легендах, сказаниях у многих народов, например архетип Матери, архетип Героя, архетип Предка и др. Архетипы, составляя основу коллективного бессознательного, специфическим образом отражаются человеком в снах, творчестве, определяют своеобразие его личности, индивидуального поведения.

Еще более широкий спектр существования сознания и бессознательного представлен в Вечной психологии американского ученого К.Уилбера. Здесь выделяются целых пять уровней: 1) уровень Майнд, т. е. интуитивное постижение человеком своей тождественности абсолютной и предельной реальности универсума, именуемого различно — Брахман, Дао, Бог; 2) трансперсональная область — этот уровень представляет собой ту область Спектра, которая характеризует сверхличностное, где человек не осознает своей тождественности Всеединому, и все же его личность не ограничивается пределами отдельного организма, именно здесь мы встречаемся с архетипами (как у К. Юнга); 3) экзистенциональный уровень (экзистенция — это существование) — на этом уровне человек идентифицирует себя в основном со всем психосоматическим организмом (психе — душа, сома — тело), здесь происходит четкое разграничение между Я и окружающей средой; 4) уровень Эго (Я) — на этом уровне происходит выделение собственного Я от организма, выделяется образ Я; 5) уровень Тени — то, что отчуждается человеком, не принимается им, уходит в область бессознательного, но что, несомненно, реально продолжает оставаться неотъемлемой частью личности.

Разумеется, мы привели в очень сжатом, конспективном виде эти взгляды не для того, чтобы усложнять проблему, а для того, чтобы показать многообразие подходов, существующих в современной науке, к выделению областей, которые личность может познавать в себе. С практической точки зрения обычного человека, если он способен самостоятельно расширить свой круг познания себя как в области сознания, так и, особенно, в области бессознательного, это уже будет его личным «подвигом», стимулирующим тенденцию к саморазвитию, к обретению смысла своей уникальной, неповторимой жизни.

В заключение отметим, что было бы неправильным завершить тему описанием лишь сфер и областей самопознания. Здесь вырисовывается еще один очень интересный аспект. Дело в том, что самопознание любого из нас сопряжено с познанием нами других и другими нас. Что знаем мы о себе, но об этом не знают другие? Что знают о нас другие, а об этом не знаем мы? — вот вопросы, которые осознанно или неосознанно люди задают себе, особенно в ситуациях, когда остро осознаются и переживаются какие-либо жизненные коллизии, когда мы ощущаем необходимость роста и изменения. В психологии имеется одна очень интересная модель, которая в сжатом, схематическом виде позволяет дать ответ на эти вопросы, расширяя наши представления о сферах и областях самопознания. Она называется «Окно Джогари» в честь ее изобретателей Д. Лафта и Г. Ингрома (рис. 1).

В соответствии с этой моделью можно представить, что каждый человек несет в себе как бы четыре «пространства» своей личности. Арена охватывает то, что я знаю о себе и знают об этом окружающие меня люди. Слепое пятно — это то, что знают обо мне другие, но не знаю я сам. Видимость — то, что я знаю о себе, но другие могут об этом и не подозревать. Наконец, Неизвестное — это то, что я не знаю о себе и чего не знают другие. С учетом этого задача самопознания заключается в том, чтобы как можно в большей степени расширить свою Арену, свести к минимуму Неизвестное, по мере необходимости сузить область Слепого пятна и четко определить свою позицию относительно Видимости (что действительно надо скрывать от других, а что можно открыть и выгодно использовать для достижения собственных целей).

Использование этой модели позволяет личности более наглядно представить себя во взаимодействии с другими людьми, решить вопросы (например: «Что обо мне думают другие?»), обрести уверенность в понимании себя и в понимании меры своей самопрезентации другим.

Итак, мы попытались ответить на вопрос: что в себе надо познавать? Как видим, однозначного ответа на него нет. Сферы самопознания могут быть достаточно широкими, а области — достаточно «глубокими», включающими как наше сознание, так и различные области бессознательного и «сверхсознания». Более того, наше самопознание всегда сопряжено с тем, что я думаю о себе сам, что я о себе знаю, что думают обо мне другие люди, особенно значимые для меня.

Источник: 
Маралов В.Г., Основы самопознания и саморазвития