Цели и мотивы самопознания

Источником активности личности являются ее потребности. Потребность в широком смысле — это нужда, необходимость в чем-либо, а в более узком значении — состояние, в котором отражается зависимость человека от условий существования. Поскольку человек существо биосоциальное, то и потребности могут быть как биологическими, так и социальными. К биологическим потребностям относятся: потребности в пище, воде, тепле, воздухе, сексуальном партнере и многое другое. К фундаментальным социальным потребностям относятся: потребности в труде, познании, общении, в достижениях и др. Самопознание как процесс выступает в качестве проявления формы специфической активности, следовательно, в его основе также лежит потребность, которую можно назвать потребностью в самопознании.

Потребность в самопознании является выражением потребности более общего плана, а именно потребности в познании. В качестве предмета ее удовлетворения выступает мир, окружающая действительность. Человек и стал человеком только потому, что у него сформировалась названная потребность, которая начинает проявляться очень рано и изначально имеет выраженный потенциал. Ни труд, ни общение, ни учеба не возможны без потребности в познании. Когда же объектом самопознания становится сам человек, его внутренний мир, то потребность в познании приобретает форму потребности в самопознании.

Необходимо отметить, что потребность в самопознании действует не изолированно, а тесно связана с другими потребностями, в частности с потребностями Я. К важнейшим из них относятся: потребность в самоуважении, потребность в целостности Я, потребность в самоидентичности, потребность в признании себя со стороны других и др. Справедливости ради следует отметить, что у некоторых людей могут развиваться и потребности негативного плана, которые совсем по-другому направляют его активность, например: потребность в самоуничижении, т.е. стремление принижать свои возможности, обижаться, готовность принять критику, наказание, несчастье и радоваться им. Развитие такой потребности приводит к разного рода патологиям личности.

Потребность в самоуважении отражает тенденцию человека отвечать своим собственным требованиям и требованиям окружающих, быть на высоте. Потребность в целостности. Охарактеризуется стремлением создавать целостный, завершенный образ своего Я. Потребность в самоидентичности обеспечивает единство, «нераздвоенность» Я, а потребность в признании со стороны других определяет желание жить, трудиться, учиться, общаться так, чтобы обеспечить это признание.

Все эти потребности тесно взаимосвязаны, взаимно дополняют друг друга, обусловливают сложную «палитру» мотивации поведения. Наличие потребностей в целостности Я, в самоуважении и др. усиливает потребность в самопознании. Со своей стороны удовлетворенная потребность в самопознании облегчает удовлетворение и всех других потребностей. Например: чтобы быть на уровне требований к себе, надо хорошо себя знать;

хорошее знание себя — залог создания целостного, непротиворечивого образа Я и т.д.

На базе названных потребностей возникают потребности более высокого порядка, связанные уже с саморазвитием: потребность в самоутверждении, потребность в самосовершенствовании, потребность в самореализации и др..

Потребность в познании тесно связана и со всеми другими потребностями, которые мы относим к потребностям Я. Например, потребность в самопознании усиливается, если у человека выражена потребность в общении. Чтобы общаться, надо знать себя. Усиливается она и в ситуациях развитой потребности в достижениях. Чтобы достигать, нужно знать себя. Этот перечень можно существенно расширить. Функционирование очень многих потребностей и видов деятельности связано с самопознанием и одноименной потребностью.

Мы сделали этот небольшой экскурс в психологию потребностей неслучайно, дело в том, что уровень выраженности потребности в самопознании и связанных с ней других потребностей Я определяет специфику целей и мотивов самопознания. Мотив — конкретное побуждение к деятельности, в нем выражается та или иная потребность. Так, потребность в общении активизирует мотив общения, потребность в труде — мотивы трудовой деятельности, потребность в самопознании — мотивы самопознания. Под влиянием того или иного мотива человек ставит определенные цели Деятельности, достигает их, используя способы, приемы, последовательность действий.

Цель — это образ будущего результата. Когда мы говорим о Целях самопознания, то они могут быть очень разными, все зависит от того, какой достигаемый в ходе самопознания образ будущего результата нам видится. Цели бывают широкие и узкие, реальные и нереальные, истинные и ложные.

К предельно широким целям самопознания относятся познание своей личности в целом и познание жизненных целей. Встречаются люди, которые целью самопознания ставят познание себя как личности, своей Я-концепции не только на уровне сознания, но и на уровнях бессознательного и сверхсознания (высшее бессознательное). Такое самопознание само по себе может превращаться в жизненную цель, вытесняя все другие цели жизни на второй план. Обычный же человек, интуитивно ощущая принципиальную незавершенность самопознания, ограничивает свое самопознание определенными реальными рамками, достаточными, чтобы жить, творить, саморазвиваться. Другой широкой целью самопознания являются жизненные цели. Каждый из нас задавал себе вопросы: чего я хочу добиться в жизни? Какую профессию мне выбрать? Желаю я быть руководителем или подчиненным? Какого супруга или супругу мне выбрать? Насколько и как я способен воспитывать своих детей? И т. д. Прояснение, познание жизненных целей придает самой жизни устойчивость, целенаправленность, осмысленность. В то же время существует немало людей, которые не задумываются над жизненными целями, плывут по течению. Все это, разумеется, обедняет их жизнь, делает ее неосмысленной, а поведение человека непредсказуемым.

К узким целям самопознания относится то конкретное содержание своего образа Я, которое становится актуальным для нас в настоящий момент. Узкие цели могут рассматриваться в разных системах координат, например: мы познаем свои интеллектуальные возможности или черты характера; свойства внимания или свою коммуникабельность. Этот перечень можно продолжить, но важен не перечень объектов собственной личности или характеристик деятельности и поведения, а то, что становится на сегодняшний день для личности значимым. Если мы выбираем профессию, то значимым будет оценка своих способностей в избранной сфере. Если мы собираемся познакомиться и подружиться с человеком, то значимым будет познание своих коммуникативных качеств, умение нравиться, способность быть хорошим другом. Возможна и системная постановка целей самопознания. Одной из самых распространенных и широко применяемых в практике систем является система: «Хочу» — «Могу» — «Надо». Когда человек четко отвечает на эти вопросы — чего я хочу добиться в ближайшем и отдаленном будущем, каковы мои возможности и насколько все это отвечает требованиям социума, окружающих, — он значительно расширяет границы своего самопознания.

Как мы уже отметили, цели самопознания бывают реальными и нереальными, истинными и ложными. Реальная цель — мы обнаруживаем и анализируем в себе то, что на самом деле существует; цель нереальная — мы пытаемся зафиксировать и познать в себе то, чего на самом деле нет.

Пример. Некоторые люди пытаются обнаружить, более того, проанализировать и оценить способности, которых у них не существует. Не обнаружив их в себе, они выдумывают их, начинают верить в их существование. В итоге направляют свое самопознание по ложному следу. Бывают случаи, когда человек, пуская самопознание по ложному следу, полностью выдумывает себя, создает ложную Я-концепцию, начинает жить в соответствии с этим образом, и, как итог, происходит полный отрыв от действительности, снижение адаптационных возможностей, возникновение внутриличностных и межличностных конфликтов. Таким образом, нереальность и ложность целей самопознания вплотную смыкаются с нереальностью и ложностью конечного результата — образа Я и Я-концепции.

Что же пробуждает человека ставить широкие и узкие, реальные и нереальные, истинные и ложные цели самопознания? Конечно же, мотивы, в которых находят выражение соответствующие потребности. Такие мотивы можно выделить в две группы: специфические, т. е. лежащие в основе самой деятельности самопознания, и неспецифические, которые связаны с самопознанием опосредованно.

К специфическим мотивам относится интерес к себе. Интерес — это эмоционально окрашенная познавательная потребность. В данном случае — эмоционально окрашенная потребность в познании себя.

Различают несколько стадий развития интереса к себе:
любознательность;
собственно интерес к себе;
страсть самопознания.

Любознательность — первоначальная форма интереса к себе — характеризуется стремлением узнать о себе, главным образом, то, что человеку не известно, но может быть известно другим людям. Любознательность может не носить стойкого характера, т.е. как только любопытство удовлетворено, оно исчезает, человека начинают занимать другие, более насущные проблемы. При благоприятных условиях любознательность перерастает в устойчивый интерес к себе, который начинает определять все новые и новые цели самопознания, расширяет границы деятельности по познанию себя. Когда же интерес к себе переходит определенные границы, обретает эмоциональный накал, он превращается в страсть к самопознанию, и человек посвящает этой страсти значительную часть своей жизни. Негативными представлениями страсти к самопознанию являются использование алкоголя, наркотиков, психологических средств для проникновения в подсознание с целью поиска в себе нечто особенного, чего на самом деле может и не быть.

К неспецифическим мотивам самопознания относятся все остальные мотивы, которые также можно разделить по степени значимости для развертывания деятельности самопознания на три группы:
мотивы, связанные с Я (сюда относятся мотивы самоуважения, целостности Я, мотив достижения самоидентичности, мотив признания себя со стороны других, в основе которых лежат уже анализированные нами потребности);
мотивы, связанные с саморазвитием (а именно мотивы самоутверждения, самосовершенствования, самореализации, самопрезентации, самоактуализации); мотивы других видов деятельности (общения, престижа, достижения, познания, учения, моральные мотивы и др.).

Механизмы взаимосвязи их с мотивом самопознания и с деятельностью самопознания примерно одинаковы. Развитый мотив самопознания благоприятно сказывается на функционировании всех других мотивов. Интерес к себе стимулирует мотивы саморазвития. В свою очередь, выраженные мотивы саморазвития позитивно влияют на формирование потребности в самопознании и специфического мотива — интереса к себе. То же следует сказать и о других мотивах. Например, интерес к себе, если это не поглощающая страсть, обусловливает и интерес к другим людям, придавая соответствующую окраску мотиву общения. В тех же случаях, когда мотив самопознания слабо развит, другие, более выраженные мотивы замещают его и обусловливают деятельность самопознания. Например, личность обладает выраженным мотивом достижения, но интерес к себе не выражен. Достичь же высоких значимых результатов, опираясь лишь на везение, удачу, невозможно, поэтому приходится взвешивать свои возможности, оценивать свои шансы и способности, т. е. заниматься самопознанием. Другими словами, без самопознания нельзя в полной мере реализовать ни один мотив, в конечном итоге все замыкается на знании себя, отношении к себе, способности к саморегуляции и самоконтролю, только в этом случае реализация всех остальных мотивов будет успешной.

Источник: 
Маралов В.Г., Основы самопознания и саморазвития