Рефлексивный механизм и его этапы

В психологических исследованиях общий механизм рефлексии обычно описывается в виде модели «рефлексивного выхода» субъекта за пределы совершаемого в деятельности или «установления отношения» между ее различными структурными образованиями (производными от позиций участвующих в ней кооператив) с целью преодоления возникающих в ней «разрывов» и остановок. Выход субъекта в мета-план деятельности (т.е. в план тех принципов, которые лежат как бы вне ее и вместе с тем, которые регулируют ее протекание или на которых она строится) осуществляется либо через занятие по отношению к ней внешней позиции, либо через осознание норм, исходных абстракций, и категорий мышления, или экспликацию эталонов оценки и контроля действия, или выделение ориентиров и инвариантов деятельности. Рефлексивное восполнение «разрывов» в деятельности обеспечивает ее воспроизводство и репродукцию в сходных условиях.

Впервые этапы процесса рефлексии выделил Г.П. Щедровицкий:

  1. исследование ситуации;
  2. выявление затруднений в деятельности;
  3. установление причин затруднений;
  4. критика старой нормы;
  5. выработка новой нормы.

А.А. Тюков выделил шесть этапов в последовательности работы рефлексивного механизма:

  1. Рефлексивный вывод - осуществляется тогда, когда другими средствами и способами невозможно познать другого человека и самого себя.
  2. Интенциональность (интенция - направленность) - направленность на объект рефлексирования, выделение его среди других объектов.
  3. Первичная категоризация - выбор первичных средств, с помощью которых осуществляется рефлексирование.
  4. Конструирование системы рефлексивных средств - выбранные первичные средства объединяются в некоторую систему, что дает возможность более целенаправленно и обоснованно проверить рефлексивный анализ.
  5. Схематизация рефлексивного содержания - проводится за счет использования разных знаковых средств: образов, символов, схем, языковых конструкций.
  6. Объективизация рефлексивного описания - оценка и обсуждение полученного результата; в случае, когда результат неудовлетворителен, процесс рефлексии запускается вновь.

С.Ю. Степанов и И.Н. Семенов понимали механизм рефлексии с точки зрения личностно-смысловой обусловленности, а именно «как переосмысления и перестройки субъектом содержания своего сознания, своей деятельности, общения, т.е. своего поведения, как целостного отношения к окружающему миру».

В процессе переосмысления они выделяют 5 этапов (фаз):

  1. актуализация смысловых структур «я» при вхождении субъекта в проблемно-конфликтную ситуацию и при ее понимании;
  2. исчерпание этих актуализировавшихся смыслов при апробировании различных стереотипов опыта и шаблонов действия;
  3. их дискредитация вплоть до полного обессмысливания в контексте обнаруженных субъектом противоречий;
  4. инновация принципов конструктивного преодоления этих противоречий через осмысление целостным «я» проблемно-конфликтной ситуации и самого себя в ней как бы заново - собственно фаза «переосмысления»;
  5. реализация этого заново обретенного целостного смысла через последующую реорганизацию содержаний личного опыта и действенное, адекватное преодоление противоречий проблемно-конфликтной ситуации.

Итак, рефлексирование - это сложная деятельность, требующая времени, усилий, определенных способностей. Однако именно рефлексия позволяет сделать процесс самопознания более целенаправленным и осознанным.

Ключевые слова: Рефлекс
Материалы по теме
Теория классического обусловливания и ее принципы
...
Виды рефлексов и методы их определения
Дроздов А.А., «Нервные болезни»: Эксмо; Москва; 2007
Правила выработки условных рефлексов
...
Ориентировочный рефлекс
Александров Ю.И., Основы психофизиологии
Рефлекторная (отражательная) природа психики
...
Рефлексия и рефлексивность
Профессиональные способности / В.Д. Шадриков. — М.: Университетская книга, 2010. — 320 с....
Условные рефлексы
...
Движения, рефлексы и их расстройства
Одинак M.М., Нервные болезни
Оставить комментарий