Принципы классического либерализма

Наиболее значительной идеологической системой в XIX в., нашедшей адекватные решения многочисленных общественных проблем в период бурного развития капитализма и роста среднего класса, стал либерализм. Его философские принципы опираются на идеи Спинозы, Локка, Монтескье, Джефферсона, Канта. Непосредственная разработка либеральной теории осуществляется в первой трети XIX в. Наиболее видными теоретиками либерализма были французский политолог Бенджамин Констан (1767-1830) и английский философ и экономист Иеремия Бентам (1748-1832).

Б. Констан в своем главном труде «Курс конституционной политики» основное внимание уделил решению проблемы свободы индивида в обществе (liberty (лат.) — свобода). Он различал свободу политическую и свободу личную, гражданскую. Народы античного мира, рассуждал Констан, знали только политическую свободу, которая заключалась в участии в управлении государством (принятие законов, отправление правосудия, выборы должностных лиц, объявление войны и мира). В то же время граждане античных демократий вели образ жизни, полностью предписанный государством: обязательная религия, контроль частной жизни и экономической деятельности.

Новые народы, по Констану, понимают свободу иначе. Право участия в управлении государством уже не имеет столь большого значения, как в античном полисе, ибо государства стали неизмеримо большими и голос одного гражданина мало что решает. Кроме того, граждане современных стран не имеют столько досуга, сколько античные граждане, за которых все бытовые проблемы решали рабы. Современным гражданам приходится больше заниматься коммерцией, трудом, чем политикой и войной. Поэтому они очень резко реагируют на вмешательство государства в их личную жизнь. Следовательно, для Нового времени, делает вывод Б. Констан, характерно понимание свободы как свободы личной, гражданской, как независимости индивида от государственной власти. Такая свобода включает религиозную свободу, свободу слова, печати и промышленную свободу (то есть отсутствие государственной регламентации предпринимательства). Такое понимание свободы ставит интересы отдельной личности выше государственных, отвергает «диктатуру большинства» при решении общественных проблем.

Б. Констан считал, что государственная власть не может гарантировать личную свободу, а поэтому не должна мешать ей своими запретами и регламентацией. Гарантией индивидуальной свободы является общественное мнение. Второй гарантией гражданской свободы является наличие выборных государственных институтов. Б. Констан признавал теорию разделения властей, но делил власть на четыре ветви: законодательную, исполнительную, судебную и местную. Причем монарх не должен возглавлять исполнительную ветвь власти, а представляет собой некую «нейтральную власть» в лице главы государства, принимающую участие во всех властях, регулирующую взаимоотношения между ними, выступающую гарантом гражданской свободы.

Также с индивидуалистических позиций рассматривает общество и государство И. Бентам, формулируя свою концепцию утилитаризма. Так как природа подчинила человека власти удовольствия и страдания, то в масштабе общества наиболее разумным будет принцип пользы, то есть наибольшей полезности (util (лат.) — польза, выгода) наибольшего числа индивидов. В этом, собственно, и должна состоять цель власти.

Источник: 
Исаев Б.А. - Политология в схемах и комментариях (Учебное пособие) - 2009