Причины и условия преступного поведения в условиях изоляции от общества

Прежде всего следует иметь в виду, что различаются, хотя и тесно взаимосвязаны, особенные общесоциальные причины и условия наказа-тельной преступности, полностью подчиняющиеся рецидивной преступности в целом; факторы, влияющие на территориальные и временные различия преступности в ИУ и причины, условия преступного поведения в местах лишения свободы, действующие на личностно-микросредовом уровне, как уже отмечалось. Я делю причины и условия преступлений на внутренние и внешние. Поэтому факторы, воздействующие на состояние преступности в местах лишения свободы, в ряде случаев могут быть отнесены к внешним условиям преступного поведения. Сюда же относятся факторы, влияющие на различия, порой весьма существенные, в структуре и динамике преступности в зависимости от вида колонии, содержания производства, места ее расположения и др.

Итак, внутренней причиной пенитенциарного преступного поведения является криминогенная мотивация, прежде всего — поддержания престижа и завоевания авторитета среди осужденных, переходящая в ряде случаев в насильственную, корыстную и т. п. мотивацию типа преступного поведения. Основное значение в местах лишения свободы и при исполнении других видов уголовных наказаний имеет стремление уклониться от их исполнения. Кроме того, выделяется мотивация желания завоевать лидерство, проявляющаяся в стремлении продемонстрировать силу, навязать свою волю другим, используя прежде всего свои организаторские способности (может привести к совершению насильственных преступлений, хулиганству, организации групповых эксцессов и т. п.).

В ценностной ориентации, приводящей к совершению преступлений в ИУ, особую специфику имеет отношение к ряду ценностей. Это:

  • отрицательный настрой на соблюдение режима (около 2/3 привлеченных к уголовной ответственности — нарушители режима, причем большинство из них злостные);
  • негативное отношение к труду, выражающееся или в открытом отказе от работы, или в скрытом, когда осужденный выходит на работу, но фактически ничего не делает (например, 69,6% осужденных за убийство недобросовестно относились к труду). Это связано с вынужденностью труда в местах лишения свободы, с отсутствием в его содержании творческого начала и т. п.;
  • отрицательное отношение к общеобразовательному и профессионально-техническому обучению, поскольку эти ценности связаны прежде всего со свободой, а нереальность ее получения в ближайшее время приводит к обесцениванию учебы (Г. Ф. Хохряков) а также потому, что учеба воспринимается как вынужденная;
  • неприятие любых форм воспитательной работы, связанное прежде всего с их формальным и неумелым проведением. В частности, любой воспитатель, а в особенности в ИУ, должен обладать ораторским искусством;
  • лояльное отношение к осужденным, совершающим вновь преступления в местах лишения свободы, если этот тип преступного поведения соответствует обычаям, традициям преступной среды;
  • принятие и соблюдение преступной субкультуры.

Таково отношение рецидивистов к основным ценностям в местах лишения свободы.

Кроме того, в основе процесса мотивации находятся потребности, у преступников — извращенные. И в условиях лишения свободы у лица продолжает действовать естественная физиологическая потребность в половом общении, но поскольку ее удовлетворение ограничено условиями изоляции, однополовым составом осужденных, предоставлением определенного количества длительных свиданий, что, кстати, является внешними условиями половых извращений в ИУ, то на основе негативной ценностно-ориентационной направленности, крайнего примитивизма, цинизма и бездуховности осужденного — эта естественная половая потребность может трансформироваться в аномальную и привести к совершению ряда половых эксцессов в ИУ.

В местах лишения свободы большое значение имеет также отношение осужденных к таким ценностям как свобода, справедливость, наказание, нормы уголовного права и т. п.

Внутренними условиями пенитенциарного преступного поведения являются особенности анатомической, психофизиологической и психологической среды осужденных, вновь совершающих преступления в ИУ, воздействующие: а) на скорость протекания криминогенной мотивации; б) на тождественность восприятия криминогенной ситуации, самого себя; в) на адекватность отреагирования на ситуацию.

К внутренним условиям, чаще всего способствовавшим совершению преступлений осужденными в условиях изоляции, следует отнести:

  1. Наличие у значительного количества осужденных тех или иных невротических отклонений (в большей степени истерии, неврозы) и психических аномалий (это и психические болезни, и те или иные психопатии у несовершеннолетних, содержащихся в ВК, акцентуации характера и т. п.). По разным данным от 10-80% осужденных за совершенные преступления в ИУ имеют психические аномалии. Эти отклонения затрудняют осужденному возможность в полной мере осознавать значение своих действий, руководить ими и, зачастую, именно поэтому способствуют совершению ими преступлений. Например, А. Я. Марков и А. Н. Волобуев в 1982г. установили наличие психопатических отклонений у всех лиц совершивших побеги.
  2. Примерно половина всех привлеченных за совершенные преступления в ИУ — это лица до 25-летнего возраста, имеющие уже, с одной стороны, определенный жизненный опыт, сформированные негативные ценностные ориентации, наличие 2 или 3 судимостей и т. п., но, вместе с тем, сохраняющие еще элементы инфантилизма, противоречивости и двойственности психики, отражающиеся в характере совершаемых ими преступлений.
  3. Эти лица, в большинстве случаев, имеют невысокий образовательный уровень (убийцы, например, 5-7 классов в среднем) и, соответственно, примитивную структуру потребностей. Недостаточное же их интеллектуальное развитие, неспособность к абстрактному мышлению, установленные, например, в результате криминологических исследований у всех лиц, совершивших побеги и убийства в ИУ, сказывается на преобладании у них эмотивных побуждений, т. е. прежде всего эмоций. При совершении же насильственных преступлений (а их в ИУ — от половины до пятой части) в мотивации преобладает сложившаяся в течение довольно длительного времени отрицательно-эмоциональная установка к потерпевшему, ссужающая до предела возможности сознания.
  4. Эмоциональная неустойчивость, несдержанность лица, ограниченные возможности самоуправления в экстремальных условиях, преобладание возбуждения над торможением, эмоций над разумом характерны для большинства осужденных, совершающих преступления в ИУ.
  5. Конформизм, зависимость от других осужденных, обусловленная ограниченным кругом общения, невозможностью лица сменить по желанию эту среду по своему усмотрению в случае возникновения конфликтов и т. п. вызывает, все-таки, подсознательно естественное стремление вырваться из замкнутого круга и — как следствие — побеги и иные проявления уклонения от наказания.
  6. Интровертированность осужденных, т. е. погружение в свои мысли, в свое «Я». Отсюда склонность к самоанализу, необщительность, пессимизм, скрытность и др. свойства, которые способны при отсутствии длительной разрядки разрешиться в эмоциональном взрыве — в хулиганстве, насилии, побеге или просто в злостном нарушении режима.
  7. Повышенная тревожность, выражающаяся в страхах, осторожности, стремлении к минимальности в контактах, в постоянной погруженности в раздумья вызывает в конечном счете невротическое или психическое заболевание, если не находит своей разрядки, в том числе и путем совершения преступления, особенно связанного с активными телодвижениями, т. е. чаще всего — с насилием, половыми эксцессами.
  8. Повышенное самомнение, упрямство, а у особо опасных преступников в колонии или тюрьме — повышенный самоконтроль, которые наряду с организаторскими способностями содействуют формированию лидерства, организации и совершению тщательно подготовленных, как правило, тяжких преступлений в условиях изоляции, а потому трудно раскрываемых.

Кроме того, играют особую роль различные психические состояния, как специфические для осужденных (тоска, уныние, угнетенность и т. п.), так и общие, типичные, например, стрессовые, фрустрационные, аффективные, а также состояние опьянения и др., кратковременно протекающие, проявляющиеся непосредственно в момент совершения преступления, обычно усиливающие проявление относительно устойчивых свойств.

Внешней причиной пенитенциарного преступного поведения является, по нашему мнению, криминогенная ситуация, под которой понимается относительно длительное состояние отношений, по меньшей мере, между двумя сторонами, направленное на все возрастающее причинение вреда общественным отношениям, действие которой проявляется при совершении большинства преступлений в ИУ в большей степени как конфликтной, причем не только при совершении насильственных (т. е. связанных так или иначе с причинением физического вреда лицам), но и — корыстных, при совершении побегов и др. Под конфликтом понимается обычно одноразовое столкновение между субъектами в форме ссоры, драки, скандала и т. п. Под конфликтной криминогенной ситуацией в местах лишения свободы следует понимать относительно длительное, напряженное состояние обостряющихся отношений между субъектами, выражающееся в возрастании степени тяжести, повторяющихся и окончательно, одноактно не разрешаемых конфликтов и в формировании негативно-эмоциональной установки друг к другу.

Субъектами данной конфликтной криминогенной ситуации являются чаще всего противостоящие друг другу стороны взаимодействия:

  • с одной стороны, группа осужденных, а с другой — администрация ИУ, а также с третьей — враждебная ей иная группа осужденных, т. е. различные виды межгрупповых ситуаций;
  • с обеих сторон по одному осужденному, т. е. диадические межличностные ситуации. Сюда также следует отнести конфликтную ситуацию между осужденным, с одной стороны, и сотрудником ИУ — с другой;
  • с одной стороны, осужденный, а с другой — их группа.

Наиболее опасны для деятельности ИУ диадические межгрупповые конфликтные криминогенные ситуации, так как они приводят к массовым эксцессам с участием большого количества осужденных. Кстати, это могут быть и эксцессы между враждующими группировками осужденных.

Объект криминогенной ситуации — это какая-либо ценность, из-за которой вообще происходят одноразовые конфликты, возникают проблемы, стрессы и т. п. (общие объекты), вокруг которых концентрируется напряженность отношений, усложняется проблема, обостряется стресс и т. д. (концентрирующие объекты) и из-за которых, в конце концов, совершается преступление (предельные объекты).

Объектами конфликтных криминогенных ситуаций в местах лишения свободы, причем концентрирующими, являются чаще всего: а) в межгрупповых ситуациях: злоупотребления и произвол со стороны сотрудников и активистов — осужденных, права осужденных и т. п.; б) в диадических межличностных ситуациях среди осужденных: проигрыш в азартной игре и необходимость уплаты долга, принуждение к гомосексуальному акту, использование в отношении друг друга оскорбительных выражений и т. д.

Содержание криминогенной ситуации — это характер отношений между субъектами, т. е. какие они по существу, по смыслу, а также тенденции развития связей между ними, иначе говоря, в каком направлении они развиваются, в какую сторону и к какому результату могут привести. Содержание конфликтной криминогенной ситуации в ИУ заключается, с одной стороны, в возникновении и поддержании напряженных отношений между субъектами, а также — с другой в неуклонном обострении отношений между субъектами, которое может протекать и резко, когда отношения между ними только обостряются без всяких улучшений, с каждой встречей или циклически, когда контакт между ними то улучшается, отношения «теплеют», то снова ухудшается, отношения обостряются и с каждой встречей становятся все хуже. Периодизацию развития отношений между субъектами рассмотрим в вопросе о стадиях.

Методы данной ситуации — это способы, средства воздействия друг на друга, направленные на управление отношениями со стороны каждого из субъектов в отношении друг друга. Методы по характеру, направленности воздействия можно разделить на: активно-негативные, например агрессия вербальная (угрозы, оскорбление, клевета и т. п.) или физическая (истязание, мучение, пытки и т. п.), шантаж, взятка и т. д. со стороны одного из субъектов; активно-позитивные, например обращение за помощью к администрации, оказание сопротивления агрессии (необходимая оборона), явка с повинной и т. п.; пассивные, т. е. бездеятельность, безразличие к развитию конфликтных отношений со стороны субъектов, осужденных или администрации, когда не предпринимается никаких мер со стороны одного из субъектов, и это обычно приводит к отягощению ситуации.

Стадии конфликтной криминогенной ситуации выражаются:

  1.  в возникновении предкриминогенной ситуации, например проблемной, стрессовой, конфликтной;
  2. в перерастании предкриминогенной ситуации в криминогенную вследствие постепенного обострения отношений между субъектами;
  3. в исходе конфликтной криминогенной ситуации в совершении преступления в ИУ.

При этом в результате исследований было установлено, что конфликтные криминогенные ситуации, образуемые двумя и более конфликтами, в ИУ составляют 67% из всех случаев совершения преступлений.29 Кроме того, вторая стадия ситуации до ее завершения в преступлении в 3% случаев длится до часа, в 8% — до 1 суток, в 14% — до 10 суток, в 9% — от 10 до 30 суток, зато в 27% — до 6 месяцев, а в 6% — свыше 6 месяцев.

Таким образом, конфликтная криминогенная ситуация более чем в половине случаев длится свыше 10 суток, т. е. имеет относительно длительный характер, позволяющий позитивно вмешаться в ход ее развития.

Такова структура конфликтной криминогенной ситуации в местах лишения свободы.

Внешние условия преступного поведения в местах лишения свободы заключаются в особенностях микросреды, содействующих или препятствующих развитию конфликтной криминогенной ситуации, а также непосредственному совершению там преступлений. Фактически они отражаются в различных недостатках деятельности ИУ. Вопрос о внешних условиях наиболее полно исследован в криминологической литературе и находит свое отражение чуть ли ни в любом приказе, обзоре, справке и иных нормативных актах ФСИН РФ, Минюста, МВД (в прошлом), прокуратуры, касающихся, так или иначе, деятельности ИУ, борьбы с рецидивной преступностью.

Здесь следует выделить прежде всего технические и организационно-управленческие условия:

1)    Технические условия заключаются в техническом несовершенстве охранно-тревожной сигнализации, инженерно-технического оборудования, противобросовых устройств, системы круглосуточного наблюдения за осужденными, в отсутствии соответствующей аппаратуры для проверки содержания посылок и передач, осмотра автомашин, проведения как личных обысков, так и соответствующих обысков и осмотров в жилой и производственной зонах мест лишения свободы и т. п.

2)    Организационно-управленческие недостатки:

  • а)    значительное превышение фактического контингента осужденных над лимитом насыщения некоторых колоний, что приводит как к неполной трудовой занятости, к трудностям их бытового устройства, к невозможности охватить всех осужденных воспитательной и иной работой по их исправлению;
  • б)    неукомплектованность некоторых частей и служб ИУ высококвалифицированными кадрами (в том числе и — оперативной, безопасности, оперативными дежурными, начальниками отрядов и др.), а также упущения в подборе, расстановке, повышении квалификации кадров, их профессионального мастерства;
  • в)    низкая исполнительская дисциплина отдельных работников, в том числе руководителей частей, служб, колоний, отделов и управлений по исполнению уголовных наказаний в части организации контроля по выполнению приказов, указаний, директив ФСИН РФ (в прошлом МВД и Минюста РФ), касающихся безопасности, совершенствования оперативно-розыскной и предупредительной работы;
  • г)    отсутствие постоянной и качественной информации у администрации о негативных явлениях и процессах, происходящих в среде осужденных, а главное — о конфликтных криминогенных ситуациях или неполнота этой информации, а также ненадлежащий ее учет и особенно оценка, проистекающие в основном из незнания должностными лицами показателей криминализации ситуаций, мер, необходимых к принятию в типичных ситуациях на данный момент и из недостатков организации работы по обеспечению безопасности и оперативной работы;
  • д)    непринятие своевременных мер по выявлению лидеров среди отрицательной части осужденных, авторитетов преступного мира, «воров в законе», враждующих группировок и по разложению их изнутри с целью предупреждения групповых и массовых эксцессов, насильственных преступлений и т. п.

Кроме того, в криминопенологической литературе делят внешние условия в зависимости от непосредственных задач частей и служб ИУ, объекта их деятельности еще на две группы:

  1. Условия, создающие физическую возможность для совершения преступлений в местах лишения свободы, которые заключаются в основном в недостатках охраны и надзора за осужденными как в жилой, так и в производственной зонах, что находит свое проявление в совершении ряда нарушений режима, приводящих в конечном счете к преступному поведению (различные виды обращения с запрещенными веществами и предметами, особенно проникновение наркотиков, спиртного, колюще-режущих предметов, оружия; а, кроме того, пьянство, игра в карты и другие азартные игры, установление нелегальных связей с вольнонаемными служащими, администрацией и др.). Эта группа условий, как понятно, проистекает в основном из упущений в деятельности службы охраны, оперативной части, службы безопасности колоний и тюрем.
  2. Условия, являющиеся следствием недостатков процесса по исправлению осужденных, т. е. по искоренению у них криминогенных мотиваций (извращенных потребностей, негативных ценностных ориентаций, отрицательно-эмоциональных установок и т. п.), приведших их в свое время к совершению преступления и осуждению к наказанию в виде лишения свободы, т. е. такие обстоятельства, которые связаны прежде всего с целевым назначением колоний и тюрем. В свою очередь, эта группа условий является следствием недостатков деятельности отделов по воспитательной работе.


Таким образом, внутренние причины преступного поведения в ИУ заключаются в криминогенной мотивации поддержания престижа в среде осужденных, внутренние условия — в особенностях анатомической, психофизиологической и психической среды осужденных, прежде всего в их тревожности, интровертированности, эмоциональной нестабильности и т. п., внешние причины — в конфликтной криминогенной ситуации между осужденными, администрацией и другими субъектами, а внешние условия — в особенностях микросреды исполнения наказания при изоляции.

Ключевые слова: Преступность, Криминогенность
Источник: Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2012. - 1048 с.
Материалы по теме
Предупреждение насильственной преступности
Антонян Ю.М., Криминология. Избранные лекции
Понятие преступник
Аминов И.И., Юридическая психология
Социальные причины и условия преступности
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Причины и условия насильственного преступного поведения
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Направления профилактики организованной преступности
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Изучение личности осужденных
Антонян Ю.М., Личность преступника
Общая характеристика корыстной преступности
Антонян Ю.М., Криминология. Избранные лекции
Насильственная преступность
Аминов И.И., Юридическая психология
Оставить комментарий