Презентация культорологии

Даже древние, давно сложившиеся и «матерые», как, например, история или география, науки нуждаются в презентации, а уж культурология тем более. Несмотря на юность она также может предъявить в подтверждение своей научной состоятельности необходимые статусные атрибуты. У нее тоже есть в активе классический набор всякой учебной дисциплины из предмета, методов, цели, задач, функций и т. д.

Рассмотренный выше материал, посвященный наиболее общим вопросам культуры и цивилизации, послужит опорой при обращении непосредственно к культурологии. Широко распространенная практика опережающего, без подготовительной фазы приобщения к культурологии, безусловно, тоже вправе иметь место. Однако и с точки зрения формальной логики, и чисто методически более оптимальной, а потому предпочтительной представляется предварение раздела о культурологии как науке разделом о культуре как таковой, ее соотношении с цивилизацией, проблемах культуры в связи с человеком, этносом, нацией и др.

Изучение культурологии не сводится к валовому сбору сведений о культуре. Этим грешит культуртрегерство, о котором пойдёт речь ниже.

Культурология — это комплексная наука о множественности культур, об их уникальности и несхожести. Это — область гуманитарного знания, изучающая закономерности формирования культурных систем и феноменов.

Размышляя о перспективах культурологии, Лесли Уайт писал: «В один прекрасный день “открытие” культуры может обрести в истории науки такое же значение, как гелиоцентрическая теория Коперника или открытие клеточной основы всех живых форм», но предостерегал, что это «вовсе не означает... будто благодаря научному пониманию структуры культуры и ее процессов человек обретет над культурой сколько-нибудь большую власть, чем та, которую мы обрели над солнцем или дальними галактиками благодаря тому, что мы неплохо их изучили. Понимание, научное понимание само по себе является культурным процессом... Совершенствование понимания как в астрономии и медицине, так и в культурологии приведет к тому, что человеческий род сможет приспособиться к Земле и Вселенной более надежно и более эффективно»5.

Явление культурологии и поиск ею своей ниши среди других наук сопровождались неприятием в научном мире и достаточно серьезным сопротивлением со стороны представителей тех наук, в пределы компетенции которых она по роду своей деятельности и сфере интересов неизбежно вторгалась. Л. Уайт объясняет изначальный конфликт, имевший место при становлении культурологии, ее проникновением на «территорию» других наук. Так, он убедительно показывает, как культурология «ущемила» позиции психологии, социологии и философии, не только как бы конфисковав у этих наук то, что они считали своей собственностью, но и доказав, что делает это по праву науки о культуре6. И вот как раз это право больше всего оспаривалось! Ведь что такое культура, если не абстракция? Отказываясь признать самостоятельный научный статус культурологии, ее противники строили свои возражения примерно таким образом:

«Это же не культура делает вещи, но люди, реальные человеческие существа из плоти и крови. Именно индивид всегда реально мыслит, чувствует и действует. Каждый и сам может это увидеть! А если так, то в высшей степени абсурдно говорить о науке о культуре: какое искажение реальности!»

Тем не менее со временем культурология уверенно расчистила себе место под солнцем и вписалась в сообщество других наук, обозначив для себя отличные от других классы фактов и явлений.
 

Ключевые слова: Наука
Источник: Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019
Материалы по теме
Для чего и как изучают историю
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
Научная психология об абортах
Куценко О.С., Аборт или рождение - две чаши весов
Основные положения гуманистической психологии
Абдурахманов Р.А., История психологии
Связь педагогики с другими науками
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Предмет и методы психологии развития
Марцинковская Т.Д., Психология развития
Современное состояние психологического знания
...
Основные методы психологических исследований
Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Парапсихология
Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий