Системный подход к изучению политики. Понятие «политическая система» используется для характеристики отношений между государством и обществом, между различными субъектами на негосударственном уровне. В американской политологии под политической системой имеется в виду совокупность всех общественных структур, так или иначе участвующих в политической жизни. По определению американского политолога Г. Алмонда, политическая система включает, помимо политических институтов, социальные и экономические структуры, исторические традиции и ценности общества, культурный контекст его развития.
Термин «политическая система» был введен в политологию в 50—60-х годах XX в. Сам этот факт отражал нарастающее понимание системного характера политики. До того времени для описания властных отношений обычно использовалось понятие «тип правления», а чуть позже — «система правления». Но ученые, оперировавшие этими понятиями, обычно сводили политику к деятельности государственных структур, выделяя их в качестве главных субъектов властных отношений. До определенного момента такое объяснение всех устраивало, так как оно в известной мере отражало реальность. Однако процессы развития гражданского общества, появление автономной, самостоятельной личности с правами и свободами привели к тому, что гражданин стал не только подчиняться, но и влиять на государство и создавать для этого политические организации (партии, движения и т.д.). Власть перестала быть монополией государства, а властные отношения приобрели более сложный характер, поскольку в них стали участвовать негосударственные организации. Осознание сложности и многомерности властных отношений, которые уже нельзя было свести к деятельности государственных структур, привело к необходимости пересмотра институционального и бихевиористского подходов к объяснению политики, господствовавших в науке прежде. Но была и более важная причина введения системного подхода в политологию, а именно: поиск универсальных закономерностей и механизмов, которые обеспечивали бы обществу устойчивость и выживаемость в условиях неблагоприятной внешней среды.
Система как совокупность взаимозависимых элементов
Понятие «система» ввел в научный оборот немецкий биолог Л. фон Берта-ланфи (1901 — 1972) в 20-х годах XX в. для обозначения процессов обмена веществ между клеткой и внешней средой. Он рассматривал систему как совокупность взаимозависимых элементов, как целостность, состоящую из «элементов, находящихся во взаимодействии». Отношения взаимозависимости означают, что если один элемент системы изменился, то изменяется и вся целостность. Система развивается благодаря тому, что реагирует на сигналы извне и на требования своих внутренних элементов.
Общество как взаимодействие четырех подсистем
Понятие «система» в изучение общества привнес Т. Парсонс (1902-1979). Он представил общество как взаимодействие четырех подсистем, находящихся в отношениях взаимозависимости и взаимообмена: экономической, политической, социальной и духовной. Каждая из подсистем выполняет определенные функции, реагирует на требования, которые исходят к ней изнутри или извне, а вместе они обеспечивают жизнедеятельность общества в целом. Так, адаптацию общества к потребностям в потребительских товарах осуществляет экономическая подсистема. Определение коллективных целей, мобилизация ресурсов на их достижение, принятие решений входят в функцию политической подсистемы. Социальная подсистема обеспечивает поддержание устоявшегося образа жизни, передачи норм, правил и ценностей, которые становятся важными факторами мотивации поведения личности. Наконец, интеграция общества, установление и сохранение связей солидарности между ее элементами осуществляются духовной подсистемой.
Политика — «волевое распределение ценностей»
Основателем системного подхода в политической науке принято считать Д. Истона, по определению которого политика есть «волевое распределение ценностей». Оно осуществляется политической системой, которую можно рассматривать как совокупность взаимодействий по поводу распределения ресурсов и ценностей. С этой точки зрения политическая система представляет собой сложный механизм формирования и функционирования власти в обществе.
Системный подход позволил более четко определить место политики в жизни общества и выявить механизм социальных изменений в нем. С одной стороны, политика рассматривалась как относительно самостоятельная сфера, состоящая из взаимосвязанных элементов и выполняющая функции распределения ресурсов и побуждения к принятию этого распределения в качестве обязательного большинством общества. С другой стороны, политика является частью более широкой целостности — общества. Она должна реагировать на их*пульсы, поступающие в систему, предотврашать конфликты, возникаюшие по поводу распределения ценностей между индивидами, группами. Следовательно, полагал Д. Истон,
системный анализ политической жизни основан на понятии «системы, погруженной в среду» и подверженной воздействиям с ее стороны . Такой анализ предполагает, что система, чтобы выжить, должна иметь способность реагировать
Постоянно поддерживая связи с внешней средой, компонентами которой могут выступать природа, экономика, культура, социальная структура, политическая система при помоши регулирующих механизмов вырабатывает ответные реакции на поступающие импульсы, приспосабливается к внешним условиям функционирования.
Механизм функционирования политической системы
Обмен и взаимодействие политической системы со средой осуществляется по принципу «вход» — «выход».
Д. Истон различал два типа входа: требование и поддержка.
Требование — это обращенное к властным органам мнение по поводу желательного или нежелательного распределения ценностей в обществе.
Д. Истон выделил несколько видов требований:
- распределительные (о заработной плате и рабочем времени, об условиях получения образования, медицинских и иных услуг);
- регулировочные (об обеспечении общественной безопасности, контроле над производителем и рынком и т.д.);
- коммуникативные (о предоставлении политической информации, об использовании политической силы и т.д.).
Требования имеют тенденцию ослаблять политическую систему.
Поддержка ведет к усилению политической системы. Она охватывает все позиции и все варианты поведения, благоприятные для системы.
Формами проявления поддержки могут считаться исправная уплата налогов, выполнение воинского долга, уважение властных институтов, преданность правящему руководству, проведение демонстраций в поддержку режима, патриотизм и т.д.
Поддержка обеспечивает относительную стабильность властных органов, преобразующих требования среды в соответствующие решения, а также создает необходимые условия для принятия практических мер с целью осуществления преобразований. Поддержка имеет важное значение в обеспечении согласия между членами политического сообщества. Основными объектами поддержки в политической системе Д. Истон считал политический режим, власть и политическое сообщество. В соответствии с объектами он выделил три типа поддержки:
- поддержку режима, понимаемого как совокупность устойчивых ожиданий, включая ценности, например свободу, плюрализм, собственность и т.д., на которые опирается политическая система, нормы (конституционные, правовые и т.д.) и структуры власти;
- поддержку власти, т.е. всех — как формальных, так и неформальных — политических институтов, например харизматических вождей, выполняющих властные функции;
- поддержку политического сообщества, т.е. группы лиц, связанных между собой разделением политического труда.
В результате «входа» совершается процесс воздействия окружающей среды на систему, вследствие чего у нее возникает реакция — «выход», т.е. авторитетные решения по распределению ценностей. Ответ системы на импульсы, получаемые извне, осуществляется в форме решений и действий, в числе которых могут быть новые законы, заявления, регламенты, субсидии и т.д. Выполнение решений обеспечивается силой закона. Политические действия не имеют такого принудительного характера, однако оказывают существенное влияние на различные стороны общественной жизни. Они осуществляются в форме системы мер по регуляции и решению актуальных проблем в различных областях жизнедеятельности общества и составляют экономическую, экологическую, социальную политику и т.д.
Следовательно, политическая система находится в отношении всесторонней взаимозависимости с внешней средой. Она должна преобразовывать поступающие требования и поддержку' в соответствующие решения и действия при условии, что способна саморегулироваться. Политические процессы, происходящие в ней, есть процессы преобразования информации, перевода ее с «входа» на «выход». Реагируя на сигналы окружающей среды, политическая система одновременно осуществляет в обществе изменения и поддерживает стабильность. Причем если изменчивость в деятельности системы выступает как ее частная характеристика, то выживание и самосохранение — это ее принципиально важные черты.
Акцентируя внимание на взаимодействии политической системы с внешней средой, Д. Истон не касался внутренней жизни политической системы, ее внутренней структуры, которая помогает поддерживать динамическое равновесие в обществе. Это не позволило ему точно очертить границы политической системы, оказавшиеся размытыми, «растворенными» во множестве поведенческих реакций индивидов, групп.
Стремясь преодолеть этот недостаток, другой американский политолог, Г. Алмонд, предложил понимать под политической системой «все типы действий, имеющих отношение к принятию политических решений». Он включил в политическую систему те институты, которые выполняют конкретные политические функции и роли. Вслед за Д. Истоном Г. Алмонд также выделил функции «входа» и «выхода», однако в отличие от Д. Истона он «закрепил» за каждым политическим институтом определенную политическую роль.
На «входе» функцию политической социализации и вовлечения граждан в политику осуществляют в той или иной мере все элементы политической системы, все ее институты, другие функции «входа» распределяются среди конкретных политических институтов. Так, функция интеграции интересов относится к компетенции политических партий, а заинтересованные группы призваны осуществлять функцию выражения интересов, в то время как за средствами массовой информации закрепляется функция массовой коммуникации, т.е. обеспечения взаимосвязи населения и институтов власти.
На «выходе» каждая ветвь государственной власти также выполняет определенные функции. Институты законодательной власти вырабатывают правила и нормы взаимоотношений, имеющих обязательный характер для всех граждан. Функция применения этих правил закреплена за органами исполнительной власти. Судебные органы осуществляют функцию контроля за соблюдением правил.
Таким образом, через специализацию и разделение политических ролей и функций обеспечивается стабильность не только самой политической системы, но и всего общества, его способность к адаптации в изменившихся условиях.