Понятие международного экономического права

Международное экономическое право (МЭП) — отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют экономические отношения между его субъектами.

Такое понимание МЭП1 является доминирующим в доктрине и особенно в практике. Но существуют и иные концепции. Из них наиболее часто встречающейся, пожалуй, является та, согласно которой к МЭП причисляют все виды правовых норм, имеющих отношение к международным экономическим связям.

Американский профессор С. Замора считает, что МЭП охватывает широкий круг законов и обычной практики, которые регулируют отношения между действующими лицами разных государств. Оно включает: частное право, местное право, национальное право и международное право.

Из этого видно, что речь идет не об отрасли международного права, а о некоем конгломерате норм различной правовой природы. Такая концепция может быть использована для определения содержания справочника или учебника по МЭП. Практикующему юристу удобно иметь под рукой все виды норм, относящихся к международным экономическим связям. Но при этом необходимо различать разные виды норм, поскольку им присущ различный механизм действия, разная сфера и т.д. В противном случае ошибки неизбежны. Отмеченные концепции отражают и объективное обстоятельство — особенно тесное взаимодействие МЭП с внутренним правом государств.

Этот момент в начале 20-х гг. ХХ в. вызвал к жизни концепцию международного хозяйственного права. В отечественной литературе она была разработана выдающимся юристом профессором В.М. Корецким. Ссылаясь на то, что мирохозяйственные отношения регулируются не только международным, но и внутренним правом, он объединил их в единой системе международного хозяйственного права.

МЭП заслуживает особого внимания в силу огромного значения его функций и особой сложности объекта регулирования. Нельзя также не учитывать, что эта отрасль переживает период активного развития. Некоторые специалисты говорят даже о «революции международного экономического права» (профессор Дж. Трахтман, США).

Сказанное определяет то обстоятельство, что МЭП занимает особое положение в общей системе международного права. Специалисты пишут о том, что МЭП имеет первостепенное значение для формирования учреждений, управляющих международным сообществом, и для международного права в целом. Некоторые даже полагают, что «девяносто процентов международного права в той или иной форме являются по существу международным экономическим правом» (профессор Дж. Джексон, США). Подобная оценка, возможно, преувеличена. Тем не менее практически все отрасли международного права действительно связаны с МЭП. Мы это видели, рассматривая права человека. Все большее место экономические проблемы занимают в деятельности международных организаций, дипломатических представительств, в договорном праве, в морском и воздушном праве и др.

Роль МЭП привлекает к нему внимание растущего числа ученых. Компьютер библиотеки ООН в Женеве выдал список соответствующей литературы, изданной за последние пять лет в разных странах, который образовал солидную брошюру. Все это побуждает уделить МЭП дополнительное внимание, несмотря на ограниченность объема учебника. Это оправдывается также тем, что как ученые, так и юристы-практики подчеркивают, что незнание МЭП чревато отрицательными последствиями для деятельности юристов, обслуживающих не только бизнес, но и иные международные связи.

Объект МЭП отличается исключительной сложностью. Он охватывает многообразные виды отношений с существенной спецификой, а именно: торговые, финансовые, инвестиционные, транспортные и др. Соответственно МЭП представляет собой исключительно крупную и многоплановую отрасль, охватывая такие подотрасли, как международное торговое, финансовое, инвестиционное, транспортное право.

Глобализация экономики обусловила рост ее роли как в мировой политике, так и в жизни любого государства. Глобализация представляет собой объективную закономерность и имеет большое значение для развития экономики, хотя в то же время порождает немало сложных проблем. На первое место выдвигается проблема управляемости мировым хозяйством. Недостаточный уровень управления порождает серьезные отрицательные последствия для всех стран. Финансово-экономический кризис 1998 г. не обошел стороной ни одно государство, а некоторые из них лишились плодов, добытых трудом целого поколения. В особенно тяжелом положении находятся развивающиеся страны, а также страны с экономикой переходного периода.

Сказанное относится и к России. Рассечение государственными границами единого хозяйственного комплекса бывшего СССР поставило проблему налаживания связей с его бывшими частями на основе международного права. К сожалению, отсутствие необходимого опыта у новых независимых государств ведет к тому, что их рынки осваиваются капиталом из «дальнего зарубежья».

Особо отметим, что существенные трудности в развитии как национальной экономики, так и внешних связей создает постоянный дефицит и противоречивость правовой основы регулирования экономических отношений. Довольно многочисленные экономические соглашения между странами СНГ пока не отличаются эффективностью.

От решения отмеченных проблем зависят жизненно важные интересы России, включая интересы безопасности. Показательна в этом плане утвержденная Указом Президента РФ от 29 января 1996 г. №608 «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации»1. Стратегия обоснованно исходит из необходимости «эффективной реализации преимущества международного разделения труда, устойчивости развития страны в условиях ее равноправной интеграции в мирохозяйственные связи». Поставлена задача активно влиять на происходящие в мире процессы, затрагивающие национальные интересы России. Указывается, что «без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутреннем, так и в международном плане». Подчеркивается значение права в решении поставленных задач.

Нынешнее состояние мировой экономики порождает серьезную опасность и для мировой политической системы. Наблюдается, с одной стороны, беспрецедентное повышение жизненного уровня, научно-технический прогресс в ряде стран, а с другой — нищета, голод, болезни большей части человечества. Подобное состояние мировой экономики создает угрозу политической стабильности.

Глобализация экономики привела к тому, что управление ею возможно только совместными усилиями государств. Попытки решать проблемы с учетом интересов лишь некоторых государств дают отрицательные результаты.

Совместные усилия государств должны опираться на право. МЭП выполняет важные функции поддержания общеприемлемого режима функционирования мировой экономики, защиты долговременных общих интересов, противодействия попыткам отдельных государств добиться временных преимуществ за счет других; служит инструментом смягчения противоречий между политическими целями отдельных государств и интересами мировой экономики.

МЭП содействует предсказуемости в деятельности многочисленных участников международных экономических связей и тем самым способствует развитию этих связей, прогрессу мировой экономики. Существенное значение для развития МЭП обрели такие концепции, как новый экономический порядок и право устойчивого развития.

Источник: 
Международное право. Особенная часть : учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И.И. Лукашук; Рос. акад. наук, Ин-т государства и права, Академ. правовой ун-т. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М. : Волтерс Клувер, 2005. — 544 с. — (Серия «Библиотека студента»). — ISBN 5-466-00104-X (в пер.).