Этот вид психического расстройства проявляется систематизированным интерпретативным бредом.
Паранойяльный интерпретативный бред (бред толкования) имеет в своей основе нарушение способности к абстрактному познанию действительности. Система бреда строится на цепи доказательств, имеющих субъективную логику, а факты, приводимые больными в доказательство своей бредовой системы, трактуются крайне односторонне. Факты, находящиеся в противоречии с излагаемой концепцией, игнорируются.
Возникновению бреда предшествует состояние так называемого бредового настроения с неопределенной тревогой, напряженным чувством надвигающейся угрозы, настороженным восприятием происходящего вокруг. Появление бреда сопровождается субъективным ощущением облегчения, чувством, что ситуация стала понятной, а неопределенные ожидания и смутное предположение оформились в четкую систему.
Возможно иное, постепенное развитие паранойяльного синдрома через этапы сверхценных идей и сверхценного бреда. В этих случаях развитие сверхценной концепции, возникающей у больного в качестве первого признака болезни, сопровождается появлением интерпретативного бреда, нередко недостаточно систематизированного, но тесно связанного по фабуле с содержанием сверхценных идей (сверхценный бред - по K. Birnbaum, 1915). О возможности расширения сверхценного бреда вследствие других психопатологических расстройств писал C. Wernike. Концепция перехода сверхценных образований в сверхценные представления бредового содержания и сверхценный бред была убедительно доказана исследованиями K. Birnbaum (1915, 1928) и подтверждена в работах В.М. Морозова (1934), А.Б. Смулевича и М.Г. Щириной (1972). Иногда паранойяльный бред развивается внезапно, остро, по типу «озарения», «внезапной мысли». Паранойяльный бред крайне разнообразен по содержанию:
- бред ревности, при котором отдельные подозрения и индифферентные факты связывают в систему доказательств измены партнера;
- любовный бред с убежденностью в чувствах со стороны какого-либо лица, нередко занимающего высокое положение;
- бред преследования, выражающийся в твердом убеждении, что то или иное лицо или группа лиц следят за больным и преследуют его с определенной целью;
- ипохондрический бред, проявляющийся убежденностью больных в том, что они страдают неизлечимым заболеванием и приводят систему доказательств этого. Нередко наблюдаются бред реформаторства, бред дисморфофобии и др.
В одних случаях паранойяльный бред ограничен содержанием ревности, или преследования, или реформаторства (многотематический бред), в других - бред разного содержания возникает у одного и того же больного последовательно или, что бывает значительно реже, почти одновременно (политематический бред). Различное содержание бреда больные могут объединять в единую систему или воспринимать изолированно.
Степень систематизации бреда имеет важное прогностическое значение: высокая степень обычно свидетельствует о достаточной стабилизации состояния, в то время как отсутствие взаимосвязи между отдельными фабулами бреда в картине паранойяльного синдрома говорит о нестойкости синдрома и возможной трансформации его в другие, более тяжелые и сложные состояния.
Больные с паранойяльным бредом обычно отличаются высокой активностью:
- одни борются с преследователями, считая себя «преследуемыми преследователями», или, напротив, мигрируют, спасаясь от преследователей;
- другие следят за партнером по браку с целью обнаружения мнимого соперника;
- третьи добиваются всестороннего медицинского обследования, чтобы подтвердить диагноз, и др.
Таким больным свойственна обстоятельность мышления, ограничивающаяся пределами бредового содержания или распространяющаяся на мышление в целом.
Паранойяльный синдром в одних случаях сохраняется как хроническое состояние, в других - развивается и исчезает остро.
Хроническая форма синдрома отличается прогредиентным развитием бреда, постепенным расширением и систематизацией патологического содержания, отсутствием выраженных аффективных расстройств, нарушением мышления, монотонностью, нарастанием изменений личности.
Для острой формы характерны внезапное и быстрое формирование бредовой системы, эпизоды острого чувственного бреда, яркость аффекта и очерченность состояния с последующим исчезновением всех перечисленных расстройств.