Организация эффективной индивидуальной работы студентов в вузе

Отечественные и зарубежные специалисты, изучавшие проблемы индивидуальной работы студентов, отмечают, что при ее проведении обучающиеся сталкиваются с рядом трудностей, которые условно можно разделить на пять групп.

Первая группа — трудности поиска необходимой информации для самостоятельного изучения отдельных учебных вопросов. Студентам, особенно первого курса, достаточно сложно определить, что конкретно надо изучить или прочитать, чтобы глубоко и обстоятельно разобраться в той или иной проблеме; какие учебные пособия, учебники из множества книг, продающихся в магазинах и имеющихся в библиотеке, выбрать для изучения; как быстро найти рекомендованную преподавателем книгу, статью в библиотеке и т.п.
Вторая группа — трудности ориентирования в содержании книг, учебных пособий. Студенты часто затрудняются в том, как выделить собственно научный аспект какого-либо вопроса, как определить главные проблемы изучаемого вопроса. Трудности возникают и в связи со слабым знанием особенностей взглядов, идей, различных школ, направлений и их представителей, упоминаемых событий, фактов, если они подробно не описываются. Сложности бывают и тогда, когда в тексте имеются иносказания, скрытый смысл отдельных положений, что особенно характерно для переводной литературы.

Третья группа — трудности лингвистического характера. Они связаны с тем, что студенты недостаточно глубоко знают научное содержание отдельных понятий, определений, не могут правильно раскрыть смысл имеющихся в литературе терминов.

Четвертая группа — трудности, возникающие при попытке обобщения изложенных в различных учебниках теоретических положений, определения их взаимосвязи, взаимодействия и взаимозависимости. Студентам не всегда удается соотнести между собой имеющиеся в литературе и нередко противоречащие друг другу отдельные теоретические положения, выявить и понять логику рассуждений автора, обоснование и аргументацию сделанных выводов и обобщений.

Пятая группа — трудности, связанные с применением полученных знаний на практике. Студентам бывает сложно правильно оценить возникшую в повседневной жизни ситуацию, чтобы применить к ее анализу и разрешению полученные профессиональные знания, выделить в практической ситуации основное звено, которое требует применения соответствующего теоретического подхода и обоснования и др.

Таким образом, трудности, возникающие в индивидуальной работе, носят комплексный характер. Их преодоление во многом зависит от того, насколько студентам удается овладеть техникой, методикой и организацией самостоятельной работы.

В Пензенском филиале Московского открытого социального университета в 2005—2007 гг. было проведено исследование социологического портрета студентов 1—4 курсов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации». В результате анализа было выявлено, что время, затрачиваемое на ежедневную самостоятельную подготовку к учебным занятиям, составляет до 1 ч у 18,0% респондентов, 1—2 ч у 39,6%, 2—3 ч у 33,3% и более 3 ч у 5,4% студентов. При этом самой распространенной формой осуществления ежедневной самостоятельной подготовки к учебным занятиям является, по результатам опроса, проработка конспектов лекций и чтение специальной литературы (соответственно 72,1 и 59,5% респондентов). Также 32,4% опрошенных указали на чтение научно-публицистической литературы и 4,5% считают наиболее эффективной формой самостоятельной подготовки посещение тренингов и семинаров.

Изучение опыта самостоятельной работы студентов в ряде высших учебных заведений, специальные исследования данной проблемы позволяют выделить основные пути преодоления трудностей при самостоятельном изучении учебной программы:

  1. научная организация и планирование;
  2. рационализация режима дня, санитарно-гигиенических и эстетических условий;
  3. совершенствование индивидуальной техники в различных видах учебных занятий;
  4. активизация работы студентов по самосовершенствованию [105, с. 9].

Успех в ведении самостоятельной работы во многом зависит от ее организации. Правильная организация, умелое планирование позволяют существенно повысить качество и эффективность самостоятельной учебной деятельности студентов, выполнить значительно больший объем работы.

Основным условием организации эффективной самостоятельной работы является ее планирование. При планировании самостоятельной познавательной деятельности важно учитывать следующее.

  1. Правильно определить главное и второстепенное в работе. Для этого необходимо проанализировать тематические планы и учебные программы, списки литературы по всем учебным дисциплинам, которые изучаются в учебном году или семестре. Проконсультироваться у преподавателя по вопросу о том, каким видам самостоятельной работы необходимо уделить особое внимание на данном этапе. Важно учесть весь объем учебного материала, его детали и особенности, аудиторные занятия, участие в научной работе и др. При этом главное в самостоятельной работе следует планировать ежедневно, а второстепенное — по мере необходимости и наличия времени. На изучение основных профессиональных дисциплин и дисциплин специализации необходимо выделять не менее 80% всего времени самостоятельной работы.
  2. Некоторым студентам на период обучения в вузе предстоит изменить уклад своей обычной жизни, посвятить учебной деятельности все свое внимание, физические и духовные силы. Не учеба в вузе должна вписываться в сложившиеся привычки и образ жизни, а самостоятельная работа и аудиторные занятия должны определять распорядок дня и распределение времени для труда и отдыха.
  3. Необходимо приучить себя целеустремленно и рационально выполнять установленный распорядок дня и отводить самостоятельной работе не менее 6 ч в дни, когда нет аудиторных занятий, и не менее 3 ч в дни, когда они проводятся. Ежедневно не менее 1—2 ч предоставлять для спорта и отдыха. Следует постараться устранить все помехи, которые могли бы помешать выполнению запланированной самостоятельной работы. Существенно снижают результативность самостоятельной познавательной деятельности посторонние дела, телефонные или иные разговоры.

План индивидуальной работы лучше всего составлять на месяц, а затем детализировать его на неделю и на каждый день. Некоторые студенты для составления плана приобретают ежедневники, еженедельники, имеющиеся в продаже. Однако, как показывает опыт, в них не всегда удачно можно спланировать работу на месяц. Для составления месячных планов лучше всего использовать лист плотной бумаги. На нем расчерчиваются клетки, соответствующие числам и дням недели данного месяца. В месячный план записываются только основные, наиболее важные и требующие большой затраты времени учебные задания, например написание контрольных работ, докладов, рефератов, подготовка к зачетам и экзаменам [105, с. 11].

В недельном плане самостоятельной работы, который состоит из планов каждого дня, подробно расписываются все виды и формы самостоятельной работы, которую предстоит выполнить в течение данной недели. Образец плана самостоятельной работы на день представлен в табл. 4.2. В план работы на день прежде всего включаются:

  • доработка лекций, прочитанных накануне;
  • изучение рекомендованной учебной литературы;
  • подготовка к семинарским и практическим занятиям и др.


Практика показывает, что студентам следует избегать неконкретных формулировок типа: «подготовиться к занятиям по управлению персоналом и иностранному языку» и т.п. Лучше, если форма плана предусматривает число, вид работы, планируемые затраты времени, отметку о выполнении и фактические затраты времени.

Самостоятельная работа студентов любого вуза — преимущественно умственная. Поэтому при ее планировании и проведении студентам важно учитывать динамику умственной работоспособности человека. Специалисты выделяют в ней три основных этапа.

Первый этап — предрабочий, когда происходит предварительная настройка организма к работе. Студент еще только готовится приступить к выполнению сложной познавательной деятельности, но уже становится более сосредоточенным, энергичным. Чем сложнее предстоящая работа, тем сильнее эмоциональная реакция на нее. Если человек хорошо подготовлен к выполнению подобной работы, то предрабочий этап длится недолго — несколько минут. Если же студент подготовлен слабее и сомневается в том, способен ли он справиться с учебным заданием, то у него возникает состояние тревожности, апатия. В таких случаях предрабочий этап (подготовка к работе) может занимать несколько дней.

Второй этап — рабочий. Он включает три фазы:

  1. фаза врабатывания, когда происходит постепенное достижение оптимального рабочего ритма учебной познавательной деятельности. В зависимости от сложности и новизны выполняемой умственной работы период врабатывания может занимать от 10 до 60 мин.;
  2. фаза оптимальной работоспособности, когда производительность умственного труда наивысшая. Она продолжается, как правило, 3,5—4 ч;
  3. фаза утомления, когда в результате усталости снижается работоспособность человека [105, с. 13].

Различают три степени утомления. Первая степень характеризуется безразличной реакцией человека на окружающие его как малозначительные, так и значительные события и факты. Вторая степень отличается слабой реакцией на значительные события в личной жизни и сильной на малозначительные. Человек становится раздражительным, с трудом засыпает, возникают головные боли, слабеет иммунитет. Третья степень — переутомление и хроническое утомление. Человек реагирует парадоксально на многие события в его жизни. События и факты, к которым раньше он относился отрицательно, могут вызывать у него положительную реакцию, и наоборот.

Третий этап — восстановительный, когда происходит восстановление организма. Продолжительность восстановления после напряженной умственной работы зависит от ее характера, степени утомления, условий труда и отдыха. Отрицательно влияют на работоспособность стрессы, монотомия (выполнение однообразного вида деятельности) и гиподинамия (малоподвижность).

В интересах повышения умственной работоспособности во время самостоятельной работы студентам необходимо учитывать определенные условия.

1.    Выбирать соответствующие дни недели для выполнения различной по сложности самостоятельной работы. Известно, что для большинства людей вторник, среда, четверг являются днями повышенной работоспособности, а понедельник, пятница и суббота — днями наименьшей работоспособности. Следовательно, наиболее сложную и ответственную самостоятельную работу лучше планировать на середину недели.

2.    Учитывать суточный цикл работоспособности человека, наибольшая производительность которой наблюдается утром (8.00 до 12.00). От 16 до 20 ч происходит повторное, но менее значительное повышение работоспособности. Наименьшая работоспособность отмечается в период между 14 и 16 ч и от 20 до 22 ч. Учитывая закономерности биологической суточной ритмичности, наиболее напряженную познавательную деятельность целесообразно осуществлять в утренние часы.

3.    При длительной самостоятельной работе лучше чередовать различные виды труда, через каждые 2 ч работы делать 15-минутный перерыв. Подмечено, что студенты больше устают не оттого, что много занимаются, а оттого, что не умеют сочетать труд и отдых, умственный и физический труд. Для молодых людей лучшим отдыхом является перемена видов деятельности.

4.    Необходимо правильно спланировать и оборудовать рабочее место для самостоятельной работы. Лучше всего его оборудовать в наиболее светлой и удобной комнате, удаленной от уличных и других шумов. Специалистами подсчитано, что для рабочего места необходима полезная площадь около 4,5 м2. Высота рабочего стола в зависимости от роста человека должна быть в пределах 70—75 см от пола. Высота стула для мужчин и женщин среднего роста — не ниже 43 см. Студентам невысокого роста (для юношей менее 163 см, девушек — 152 см) необходимо иметь подставку для ног. Расстояние текста до глаз должно быть 30—40 см. Оптимальной температурой воздуха в комнате принято считать в холодное время — 19—20 °С, а в теплый период — 22—25 °С. Свет должен падать слева, не раздражать глаза ни своей яркостью, ни недостаточностью. На поверхности стола не должно быть бликов и теней. Некоторые студенты, занимаясь самостоятельной работой, одновременно слушают магнитофон или смотрят телевизор и забывают о том, что шум является одним из существенных факторов, способствующих утомлению. Оптимальной для умственной работы считается тишина, где есть шумы до 20 дБ. Для сравнения: шум нормального дыхания — 10 дБ, шелест листьев на ветру — 20, стук пишущей машинки — 60 дБ.

5.    Нужно строго соблюдать режим сна и отдыха. Полноценный отдых способствует полному восстановлению работоспособности. Лучше, если такой отдых будет активным и на свежем воздухе. Особое внимание следует уделить сну. Сколько должен спать человек зависит от его индивидуальных особенностей, однако специалисты утверждают, что мерой сна является ощущение полного отдыха. Продолжительность сна для 18—20-летних людей обычно составляет 7—8 ч. Для того чтобы сон был глубоким и полноценным, надо соблюдать определенные правила:

  • прекращать работу за 2—3 ч до сна;
  • принимать пищу не позднее чем за 2 ч до сна;
  • совершать перед сном 20—30-минутные прогулки на свежем воздухе, принимать ванну, душ или обтираться влажным полотенцем;
  • ложиться спать и просыпаться в одно и то же время;
  • спать лучше в хорошо проветриваемой комнате, желательно головой к северу.

Соблюдение рассмотренных условий является важным резервом повышения эффективности самостоятельной деятельности студентов. Другой, не менее значимый резерв — освоение техники и методики самостоятельной учебной познавательной деятельности.

Темы: Обучение
Источник: Менеджмент. Введение в профессию : учебное пособие / В.В. Бондаренко, В.А. Юдина. — М. : КНОРУС, 2015. — 284 с. — (Бакалавриат).
Материалы по теме
Педагогика межличностных отношений
Психология и педагогика: учебник для студентов вузов / П.С. Гуревич. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012...
Основные понятия дидактики. Процесс обучения
Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов
Понятие о технологии конструирования педагогического процесса
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Структура решения педагогических задач
Быков А.К., Психолого-педагогический практикум
Обучение как начальный этап формирования профессиональных знаний
Менеджмент. Введение в профессию : учебное пособие / В.В. Бондаренко, В.А. Юдина. — М. :...
С какого возраста необходимо учить ребенка иностранному языку?
...
Тестовое ЕГЭ по математике в онлайн-режиме: оптимизация подготовки выпускника
...
Особенности учебной деятельности
Новиков А.М., Методология образования
Оставить комментарий