Общение как социальный акт

Общение как вид деятельности всегда носит социальный характер. Даже в том случае, когда люди (двое) общаются без третьего лица, они выступают как представители неких групп, социальных слоев. Уровень социальности может быть различным. Социальность определяется указанным количеством людей, принимающих участие в общении, или посвященных в его цели и содержание. В одних случаях в контакты вовлечено большое количество людей, в этом случае социальная ситуация общения довольно широкая. В том случае, когда количество людей небольшое, социальная ситуация общения узкая.

Уровень социальности ситуации общения обусловливает все его части: содержание, средства, виды. Личность, вступающая в общение, испытывает на себе «груз социальности». В психологии установлено, что если содержание, результаты, средства и формы общения известны или могут стать известны другим людям, оно происходит по другому в сравнении с общением, о котором знают только контактирующие люди. Неодинаково совершается общение и в том случае, когда контактируют люди в присутствии других или наедине. Так, например, в классах часто бывают подростки, выполняющие роль шутов. Эту роль они играют обычно в присутствии одноклассников, которые поддерживают их смехом, улыбками, репликами. Но стоит такому подростку остаться наедине с педагогом, лишиться поддержки товарищей, манера общение его резко меняется.

На определенную социальную ситуацию общения различно реагируют люди в зависимости от их личностных свойств и качеств, от практики общения. Психологами было установлено, что манеру общения определяет темперамент, что выражается в общительности или необщительности как определенном свойстве характера. Люди общительные в любой ситуации находят адекватную манеру общения. Они быстро ориентируются в ситуации, находят тему, способы контактирования. Люди необщительные чувствуют себя скованно, особенно в непривычной для себя ситуации.

В том случае когда социальная ситуация общения (оказывается широкой, если контакты данной личности оказываются в поле зрения большого числа людей; то для людей необщительных она может стать подавляющей, а иногда и дезорганизующей. Человек в этой ситуации может начать говорить и делать не то, что заранее было намечено с учетом требований данной ситуации. С другой стороны, социальная ситуация общения служит условием и фактором развития и формирования общительности как одного из свойств личности. Последовательно включаясь в узкую, а затем и в широкую ситуацию общения, человек получает навык, который, постепенно превращается в привычку, становится достоянием личности.

Ключевые слова: Общение
Источник: И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Материалы по теме
Вербальные и невербальные средства выражения ласки
Ильин Е. П., Психология любви. — СПб.: Питер, 2013. — 336 с.: ил.
Убеждение в деловом общении
Горанчук В.В., Психология делового общения и управленческих воздействий
Сущность и содержание общения
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Экстраверсия — интроверсия и эффективность общения
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Типы общения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник. Под редакцией д-ра психол. наук, проф., акад. БПА М. К....
Виды и уровни общения. Понятие о языке и речи
...
Возрастные особенности коммуникативных свойств личности
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Общение и психическое развитие
Лисина М.И., Общение, личность и психика ребенка
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий