Модели ограничения ресурсов внимания

Эксперименты по изучению внимания при автоматических и произвольных процессах переработки информации показали, что выполнение одних действий требует привлечения большего внимания, чем выполнение других действий. Когда выполнение различных действий не требует внимания или требует его в незначительной степени, человек может выполнять эти действия одновременно (например, вести машину и разговаривать с собеседником). Однако есть ситуации, когда возможности внимания полностью ограничены. Наверное, найдется мало людей, которые бы одновременно смогли бы читать книгу, пришивать пуговицу и отстукивать ногой такт музыкальной мелодии.

Теория возможности Д. Канемана

Исходя из модели ограничения ресурсов, Д. Канеман предположил, что существует своего рода ограничивающий возможности центральный процессор, который координирует и распределяет ресурсы внимания. Идея делить относящиеся к вниманию ресурсы между выполнением различных задач привела к понятию «распределение ресурса». Д. Канеман считал, что вместо простого процессора восприятия и обработки информации, справляющегося с одним каналом единовременно, существует центральный процессор, способный управлять обработкой множества ресурсов, причем достаточно гибко. Этот подход иногда называют теорией размазывания масла, т. е. внимание может быть распределено между различными действиями как масло по хлебу.

Управление ресурсами определяется степенью умственного усилия, количества внимания, которое необходимо для обработки информации. Это непосредственно не связано с количеством информации, которая должна быть обработана. Выполнение автоматических действий может потребовать обработки большого количества информации, но небольшого умственного усилия. В свою очередь, сила умственного усилия определяет степень вовлеченности в процесс выполнения действий процессора, лимитирующего возможности. Задачи, требующие значительных умственных усилий, предъявляют больше требований к работе процессора. Поэтому умственное усилие, которое равнозначно акту внимания, определяется не столько желаниями или сознательными интенциями человека, сколько сложностью задачи.

Д. Канеман предполагал, что существует полный предел возможностей человека выполнять умственную работу. Кроме того, его теория гласит, что человек полностью контролирует распределение ресурсов между решаемыми задачами.

Графически модель возможностей внимания Д. Канемана выглядит следующим образом (рис. 53).


Основные идеи Д. Канемана состоят в следующем:

  • некоторые действия требуют большего количества умственного усилия, чем другие;
  • активация, которая определяет физиологическое состояние и степень умственной активности, контролирует общую сумму доступных возможностей. Большая емкость ресурсов становится доступной при умеренно высокой активации, а не при низкой;
  • несколько действий могут быть выполнены одновременно, если общее необходимое усилие не превышает доступную возможность. Когда задачи становятся автоматическими, они требуют меньше умственных усилий и, следовательно, предъявляют меньше требований к ресурсной базе возможностей;
  • центральный процессор постоянно оценивает уровень требований к возможностям. Если уровень умственного усилия становится чрезмерным, стратегия распределения должна решить, необходимо ли сконцентрировать больше внимания на этих специфических задачах;
  • стратегия распределения, принятая центральным процессором, возможна под влиянием устойчивых диспозиций, ситуативных намерений и общего уровня требований умственного усилия к возможностям. Когда множество одновременных требований делает процесс привлечения ресурсов ограниченным, решение, как лучше всего распределить внимание, определяется под влиянием ситуативных намерений. Поэтому центральный процессор, вероятно, уделит больше внимания действиям, непосредственно связанным с текущими целями и потребностями человека. Состояние окружающей среды, предметы и объекты, которые могут удовлетворить потребности человека или помочь достичь определенной цели, также привлекают внимание. Эти факторы рассматривались как устойчивые диспозиции.

По мере усложнения задач происходит некоторый рост активации, а также увеличение количества ресурсов внимания, выделяемых на решение задачи. Но количество выделяемых ресурсов постепенно отстает от растущей сложности задачи, что приводит к возникновению ошибок. Степень изменения ресурсоемкое™ основной задачи можно тестировать с помощью простой двигательной реакции на неожиданный сигнал другой модальности. Экспериментальное обоснование теории внимания как умственного усилия Д. Канеман проводил на материале исследований одновременного выполнения двух деятельностей. Подавляющее большинство полученных результатов свидетельствует о значительной трудности решения двух задач. Оценку результатов деятельностей в ситуации совместного выполнения сравнивают с продуктивностью, которая достигается в ходе раздельного решения. Было выявлено, что степень интерференции (отрицательного влияния решения одной задачи на другую) тем больше, чем сложнее задачи и чем они более сходны друг с другом. Д. Канеман полагает, что существует единый ресурс внимания для любых задач, и интерферирует не только задачи, заданные в одной модальности или аналогичные по сути, но и такие совершенно различные деятельности, как ходьба и счет в уме.

Теории специфичности ресурсов

Представления о внимании как об ограниченных ресурсах умственного усилия продолжают активно развиваться. Так, Д. Навон и Д. Гофер предложили модель составных ресурсов переработки информации. В отличие от Д. Канемана они считают, что существует несколько разных энергетических ресурсов для решения разноплановых задач.

А. Фридман со своей стороны полагает, что существует не множество ресурсов, а всего два: правого и левого полушарий. Их ресурсы недифференцированы в том смысле, что используются любыми (сенсорными, когнитивными, моторными) процессами, происходящими в данном полушарии. Специализация полушарий выражается в более легком выполнении одного вида задач, чем другого (например, заданных в вербальной форме или, наоборот, в образной). Каждое полушарие может, затрачивая собственные ресурсы, выполнять автономно большинство задач, но на решение неспецифических задач оно тратит больше усилий.

Ключевые слова: Внимание
Источник: Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем, шк., 2009.
Материалы по теме
Развитие внимания у детей
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Восприятие и внимание младшего школьника
Аверин В. А., Психология детей и подростков
Гиперкинетические расстройства (F90) по МКБ-10
Справочник по психиатрии / Н.М. Жариков, Д.Ф. Хритинин, М.А. Лебедев. — М.: ООО «...
Теоретические модели внимания
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Развитие внимания в детском возрасте
Дубровина И.В., Младший школьник
Гиперкинетический синдром у детей (F90.0—F90.9)
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Характеристики внимания
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Развитие концентрации внимания у младших школьников
Дубровина И.В., Младший школьник
Оставить комментарий