Мировоззрение и его исторические типы (миф, религия, философия)

Миросозерцание, мироощущение, мировосприятие, миропонимание, мировоззрение. Эти понятия являются краеугольными, системообразующими. Именно они фиксируют процессы и явления, которые присущи человеку и обществу, тем самым обособляя социум в качестве относительно самостоятельной и высокоорганизованной подсистемы живой природы.

Обратимся к Новой философской энциклопедии, где приведены иностранные аналоги термина «мировоззрение» (нем. Weltanschauung, англ. worldoutlook, фр. Vision du monde), и дано следующее определение: «Система человеческих знаний о мире и о месте человека в мире, выраженная в аксиологических установках личности и социальной группы, в убеждениях относительно сущности природного и социального мира». Похожую, но более детальную формулировку содержит и Философский энциклопедический словарь: «Система представлений о мире и о месте в нём человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации». И далее: «Мировоззрение — способ духовно-практического освоения в единстве его теоретического и практического освоения действительности».

Анализируя мировоззрение как духовный феномен в содержательном плане, можно выделить 4 компонента: познавательный, ценностно-нормативный, морально-волевой и практический (преобразующий). По степени глубины познания субъектом окружающего мира различают два уровня: обыденный и научнотеоретический. Кроме того, особое значение для понимания генезиса и исторической эволюции мировоззрения имеет классификация его типов, к числу которых относят мифологию, религию и собственно философию.

Мифология — форма общественного сознания и способ понимания природной и социальной действительности в их неразрывном единстве, слитности (синкретизме) бытия, тождестве субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени. В сознании древнего человека мироздание представлялось космическим единством природных стихий (неба, земли, воды, огня) и всех поколений людей.

Сюжеты мифов разнообразны. Значительная их часть посвящена происхождению Вселенной (космогонические), человека (антропогонические), Солнца (солярные), Луны (лунарные), звёзд (астральные); существенная роль в жизни древних людей отводилась и мифам о появлении культурных благ (получение огня, изобретение земледелия и ремёсел), установлении социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов. У более развитых народов существовали эсхатологические мифы, описывающие грядущую гибель космоса, за которой последует или не последует его возрождение.

Семейная космическая община царствует на небесах и в преисподней, правит живыми и мёртвыми, покровительствует людям или губит их, но при этом является всемогущественной и бессмертной, что обеспечивает жёсткая иерархическая структура. Так, например, древние греки представляли мир возникшим из вечного, безграничного и тёмного Хаоса, породившего богиню Земли — Гею, которая сама произвела на свет Урана (Небо) и Понта (Море). От «плотского» брака Геи и Урана родилось шесть сыновей-титанов и шесть дочерей-титанид, в том числе Кронос и Рея, которые стали «родителями» Зевса, этого верховного бога-правителя Древней Греции, могучего и полновластного хозяина Олимпа, отца людей и остальных богов, которым было предписано управлять различными сферами природы-общества. Среди них: брат Зевса Посейдон — бог морей; брат Зевса Аид — владыка подземного мира и царства мёртвых; сестра Зевса Гестия — богиня семейного очага и жертвенного огня; сестра и жена Зевса Гера — покровительница брака; сестра и супруга Зевса Деметра — богиня плодородия и земледелия.

«Параллельное» существование божеств-аналогов у античных греков и римлян (Зевс — Юпитер, Посейдон — Нептун, Гестия — Веста, Гера — Юнона, Деметра — Церера, Персефона — Прозерпина), а также похожих картин мироздания и общественных систем у других народов свидетельствует о гигантской роли мифа и мифотворчества на заре человеческой истории.

Содержание мифа представлялось первобытному сознанию реальным, так как воплощало коллективный и потому «надёжный» интеллектуальный опыт всех поколений. Такой опыт был символом веры и идеологией: мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определённые нормы поведения.

Оценивая роль и значение мифологии в культурно-историческом процессе, следует указать, что постмифологические формы общественного сознания (политика, право, мораль, религия, искусство, философия и наука) уже после их обособления впитали язык мифа, а некоторые особенности мифологического мышления живы и сегодня. В определённых условиях массовое сознание может стать питательной средой для мифологизации, то есть вливания в него политических, социальных, этнических мифов-доктрин. Так, например, германский фашизм в XX в. возрождал и использовал древние языческие мифы и массово тиражировал новые, призванные укрепить дух немцев путём осознания исключительности немецкой нации и вытекающей из этого идеи доминирования по отношению к остальным народам. Яркие примеры мифотворчества и мифологизации общественного сознания в наши дни исходят от государств, образовавшихся в 1990-е гг. на постсоветском пространстве. Их курс на молниеносное избавление от идеологии социализма-коммунизма и возрождение альтернативных героев наций оказался не только тернистым и противоречивым, но и спустя три десятилетия остаётся невнятным и непредсказуемым20.

Религия — это особое мировосприятие, свод моральных норм и тип поведения, которые обусловлены верой в существование сверхъестественного мира и существ — духов, богов или Бога, разумно сотворивших и творящих все материальные и духовные формы бытия. Наряду с верованиями или религиозным сознанием (определёнными постулатами, догматами) в состав религиозного комплекса включают совокупность ритуалов и магических действий (религиозный культ), обеспечивающих связь человека с потусторонними силами, и соответствующие (церковные) организации и объединения верующих. Последняя характеристика выступает ключевой в следующем определении:

«Религия может быть ... определена как организованное поклонение высшим силам. Такое поклонение — будь то поклонение чувственное, материальное или же служение в духе и истине — предполагает несомненную для верующего сознания реальность тех высших сил, которым оказывается почитание».

Подчеркнём, что религиями в широком смысле можно рассматривать не только конкретные верования в Бога или богов. Ими вполне могут быть и нетеистические социальные доктрины (нацизм, социализм и коммунизм — яркие примеры таких религий, в разное время возведённых в ранг государственных идеологий). К разряду религиозных «заклинаний» могут быть причислены и неоднократные громкие, знакомые большинству россиян по кризисным (2014-2016) годам, сверхоптимистичные заверения чиновников, которые на деле оказались фикцией.

Темы: Мировозрение
Источник: Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие (курс лекций, проблемно-тематическийкурс, консультационный курс, тесты) / Э. А. Понуждаев, В. Н. Иванов, Л. Н. Мирошниченко. — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с.
Материалы по теме
Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Формирование мировоззрения
Кон И.С. - Психология ранней юности
Мировоззренческие вопросы
Балашов, Л. Е. - Практическая философия (М., 2007)
Что такое добро?
Балашов, Л. Е. - Практическая философия (М., 2007)
Мировоззрение и идеалы личности
Поликарпов В.А., Психология личности
Философско-мировоззренческая подготовка школьников
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Формирование зрелости личности
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Особенности философского знания
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Оставить комментарий