Методики психодиагностики межличностных отношений

Межличностные отношения пронизывают всю жизнь человека, начиная от его отношения к родителям (семья), друзьям (малая группа) и противоположному полу (собственная семья) и заканчивая участием в больших социальных группах (профессиональный слой, землячество, нация).

В диагностике используют опросные методы (например, тест межличностных отношений Т. Лири, опросник «Q-сортировка» В. Стефансона), проективные методы (например, тест Г. Роршаха) и методы наблюдений (например, референтометрия, регистрация субъективных предпочтений).

Тест межличностных отношений Т. Лири предназначен для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. В межличностных отношениях наиболее значимыми считаются два фактора: доминирование — подчинение и дружелюбие — агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Поведение члена группы оценивается по двум переменным, которые анализируют по трем осям: доминирование — подчинение, дружелюбность — недружелюбность, эмоциональность — аналитичность.

Для представления социальной ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование — подчинение, дружелюбие — враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на 8 ориентаций соответственно частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты для описания 8 типов отношений.

Считается, чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных факторов. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, по 16 пунктов на каждый из 8 типов отношений. Методика позволяет определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, идеальное «я», реальное «я», социальное «я», «мои партнеры» и т.д. По результатам теста выявляют преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

Опросник «Q-сортировка» В. Стефансона. Опросник посвящен диагностике представления о себе и поведения в реальной группе, содержит 60 утверждений. Достоинством методики является то, что при работе с ней испытуемый проявляет свою индивидуальность, реальное «я», а не соответствие — несоответствие статистическим нормам и результатам других людей. Возможна и повторная сортировка того же набора утверждений, но в других отношениях:

  • социальное «я» (каким меня видят другие?);
  • идеальное «я» (каким бы я хотел быть?);
  • актуальное «я» (какой я в разных ситуациях?);
  • значимые другие (каким я вижу своего партнера?);
  • идеальный партнер (каким бы я хотел видеть своего партнера?).

Методика позволяет определить 6 основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие борьбы и избегание борьбы.

Тест коммуникативных умений Михельсона. Опросник содержит описание 27 коммуникативных ситуаций, где к каждой предлагается 5 возможных вариантов необходимого поведения:

  • нужна реакция на положительные высказывания партнера;
  • нужна реакция на отрицательные высказывания партнера;
  • нужен отклик на просьбу партнера;
  • нужна беседа с партнером;
  • нужно проявление эмпатии (понимание чувств и состояний партнера).

Выбирается один, наиболее близкий обследуемому способ поведения в данной ситуации.

Весьма распространенной методикой, используемой в психодиагностике межличностных отношений, является методика диагностики конфликтов К. Томаса. Она содержит 30 вопросов-утверждений, результаты интерпретированы в соответствии с теорией конфликтов (см. раздел «Конфликты»).

Тест Г. Роршаха может быть использован для диагностики нарушений семейного общения. Инструментарий сочетает в себе возможности традиционной версии (направленность на выявление интрапсихического содержания личности) с перспективой исследования структуры и динамики межличностного взаимодействия в семье (либо иной малой группе). Фактически это группа методических приемов, одни из которых преимущественно нацелены на диагностику процессов взаимодействия, а другие — на анализ продукта взаимодействия. По условиям теста все «решения» партнеров равноправны, и, следовательно, расхождение точек зрения почти неизбежно. Количество и качество совместных ответов могут служить мерой сплоченности и совместимости группы, а сам процесс нахождения совместных решений продемонстрирует стили межличностного взаимодействия.

Процедура тестирования. Таблицы Роршаха «рубашками книзу» кладут на стол перед испытуемыми, точное местоположение которых регламентируется экспериментатором. Инструкция. «Попробуйте прийти к согласию по поводу ваших толкований таблиц. Запишите ваши совместные ответы на каждую таблицу на листках бумаги».

Анализ поведения партнеров проводится по схеме:

  1. Обладание таблицей (держание таблицы): оценивается порядок и последовательность, в которой таблица переходит от партнера к партнеру.
  2. Продуцирование идей: количество предложений новых идей, развиваемых в ходе совместного решения. Сравнение индивидуальной и совместной трактовок позволяет увидеть, сколько новых идей, отсутствующих у каждого в отдельности, появилось при совместной процедуре, и кто выступает их инициатором. В определенной степени это указывает и на неформальное лидерство в диаде, во всяком случае, в сфере творчества.
  3. Воплощение идеи (осуществление предложения или «проникаемость»): характеризует умение партнера довести до принятия собственное предложение. Отражает как потребности в достижении, лидерские качества и агрессивность каждого, так и способности партнеров находить компромиссные решения.
  4. Фиксация того, как часто участник принимает окончательное решение о совместном ответе.

Стиль отношений формально выражается в способе, которым партнеры реагируют на предложения друг другу: поддерживают, отклоняют, игнорируют или реагируют амбивалентно. Преимущественная поддержка указывает, что партнер занимает в общении более высокий ранг. Наличие оценок (в том числе и негативных) свидетельствует о значимости партнеров друг для друга. Отсутствие оценок (игнорирование) нередко указывает на скрытое отвержение и пренебрежение. Полное отсутствие негативных оценок — показатель не столько полного приятия партнера, сколько показатель подавленности партнером и, как следствие, накопления сдерживаемой агрессии по отношению к нему. В здоровом партнерстве соотношение поддержек и отклонений примерно равно 2 : 1.

Референтометрия. Традиционный представитель группы методик, регистрирующих субъективные предпочтения, — социометрический тест Дж. Морено. Суть теста — в фиксации субъективных межличностных предпочтений (выборов) членов группы по отношению к каждому индивиду этой группы в процессе определенной деятельности, например, работы, отдыха и т.п. Количество полученных членом группы субъективных выборов определяет индивидуальный социометрический статус индивида (лидер, отверженный, изолированный), структура межличностных отношений, сплоченность группы и т.д.

Разработан вариант теста Морено для школьников — методика аутосоциаматрицы. Ученикам раздаются таблицы-матрицы, в которых для каждого из них отведено по горизонтали два ряда клеток, а вертикальные столбики имеют порядковые обозначения каждого члена группы. Испытуемого просят сделать три выбора за себя (обозначая их на верхнем ряду клеток), а потом — по три выбора за каждого члена группы (обозначая их на нижнем ряду клеток). Методика позволяет в количественном ракурсе рассмотреть и оценить степень осознания и переживания взаимоотношений со сверстниками.

Темы: Методики, Отношения
Источник: Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное. - Х.: Полиграф-М. 2016.
Материалы по теме
Нейропсихологическое исследование состояния мнестических процессов
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Опросник родительской любви и симпатии (Р. В.Овчарова)
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Методика «Мотивация аффилиации» в модификации М. Ш. Магомед-Эминова.
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири
Шапарь В.Б., Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми...
Понятие и виды супружеских измен
Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2004
Методика "Эффективность лидерства" (Р.С. Немов)
Урбанович А. А. Психология управления
Причины неудовлетворенности любовными отношениями
Ильин Е. П., Психология любви. — СПб.: Питер, 2013. — 336 с.: ил.
Групповой интеллектуальный тест (ГИТ)
Акимова М.К., Диагностика умственного развития детей
Оставить комментарий