Механизмы незащитной адаптации

Вкратце рассмотрим несколько индивидуально-психологических и социально-психологических явлений, которые, на наш взгляд, играют роль механизмов незащитной адаптации личности.

А. Уход из ситуации и адаптация. - Хотя очень часто говорят, что личность адаптируется в определенных ситуациях или к каким-либо условиям, однако всегда следует иметь в виду следующее обстоятельство: если у личности имеются такие цели, осуществление которых возможно в различных ситуациях, в различной степени благоприятствующих его целенаправленной активности, тогда, встречаясь с препятствиями в одной ситуации, она может просто уйти из этой неблагоприятной ситуации. Она может найти такую, в которой сможет успешно реализовать свои намерения. Это разумный, конструктивный уход без защитных процессов, тем более - патологизированных или персеверативных. Говоря проще, если в одной ситуации дела идут плохо, то вряд ли разумно остаться в ней и упорно продолжать свои бесперспективные попытки ее преодоления: если имеется другой выбор, им надо воспользоваться.

В проблемных ситуациях, скорее всего, можно говорить о внутренней адаптации личности, чем об адаптации к внешней реальности: поиск удобной внешней среды для конструктивной деятельности, адаптация среды к своим целям - это конструктивные способы адаптации, очень часто используемые как индивидами, так и социальными группами.

В свете этих замечаний можно лучше понять, например, механизм перемещения целых народов и более мелких субэтнических групп, например - русской колонизации без указаний правительства, которая привела к созданию Российской империи503.

О важности этой разновидности адаптации в психоаналитических понятиях писал также Г. Гартманн504.

Б. Ролевая незащитная адаптация. - Поскольку социальные проблемные ситуации обычно весьма сложны, одна и та же ситуация может вызвать как защитные, так и незащитные реакции и адаптивные действия. Для превращения защитной адаптации в незащитную (конструктивную) одним из эффективных средств является обучение человека таким ролям, которые снимают фрустрацию и способствуют сотрудничеству с другими людьми. Этот путь адаптации можно назвать ролевой адаптацией, и она играет значительную роль в обществе, поскольку предотвращает патологические и антисоциальные пути адаптации (и дезадаптации), предотвращает опасную психологическую регрессию и другие неблагоприятные линии изменения личности.

Не вызывает сомнения то, что выбор человеком механизмов защитной адаптации часто обусловлен не столько глубиной его фрустрированности, сколько незнанием способов ролевой незащитной адаптации. Обучение способам конструктивной адаптации - один из важнейших путей оздоровления личности и межличностных отношений. Научение и обучение социально адекватному поведению является средством адаптивного изменения поведения, хотя научение может привести также к неадаптивным изменениям поведения (когда человека обучают дезадаптивным формам поведения).

В. Изменение самооценки как адаптивный процесс. - Изменения самосознания - один из результатов успеха или неудачи в деле адаптации. Одни из этих изменений могут быть защитными, другие - противоположного характера. Для того, чтобы убедиться в этом, можно представить себе следующую (очень часто наблюдаемую) ситуацию: человек добился своей цели, т. е. успеха или большого успеха, к чему стремился давно. Это состояние диаметрально противоположно состоянию фрустрированности. Происходят ли у него адаптивные процессы в ответ на возникшую новую ситуацию жизни?

Ответ, безусловно, должен быть утвердительным. Ведь он должен привести свою самооценку в соответствие со своим новым статусом, приспособить к нему. И это есть типичный незащитный адаптивный процесс. Правда, при большом успехе человек переживает эвстресс, но вследствие этого у него должна активизироваться адаптивная реакция биологического характера (общий адаптационный синдром, ОАС), он, как правило, не нуждается в психологической самозащите (например, в рационализации, регрессии и т. п.), которая является ответом на лишения и блокаду деятельности. Правда, иногда возникает необходимость или потребность объяснения и даже оправдания большого успеха, и в таких случаях могут использоваться рационализации.

Г. Когнитивные незащитные адаптивные механизмы. - Хотя в уже описанных адаптивных процессах участвуют познавательные механизмы человека, все же целесообразно выделить ряд собственно когнитивных незащитных адаптивных механизмов. Многие из них описаны в трудах авторов, которые исследуют психический стресс и его последствия.

В трудах таких авторов, как Р. Лазарус, С. Коулмен и другие они описываются под названием механизмов овладения или преодоления (coping mechanisms). Обычно имеются в виду следующие механизмы:

1) Логический и объективный анализ ситуации. - Ситуация подробно анализируется для ее объяснения или разрешения. Проявляется объективность и «холодный» расчет. Примером может служить случай, когда человек на своей машине едет на важное собрание, которое должен открыть сам, но попадает в «пробку», нервничает и т. п. Но он принимает верное решение: оставляет машину около дороги с запиской на ветровом стекле, что вернется через два часа, затем пешком идет некоторое расстояние, берет такси и вовремя успевает на свое мероприятие.

2)    Временное откладывание (putting aside) беспокоящих мыслей и чувств и сосредоточение внимания на самой задаче.

3)    Исследование проблемы для нахождения или создания альтернативной ситуации. -Иногда первое решение, принимаемое под впечатлением эмоций, бывает не самым лучшим. В таких случаях следует подавить свои эмоции и найти новое решение, создать новую ситуацию.

В целом принятие рационального решения без переживания фрустрации можно считать механизмом незащитной адаптации. Решения принимаются в проблемных ситуациях. Принятие решения, как адаптивный процесс, может быть двух видов: а) незащитное решение, рациональное, направленное на преобразование и снятие реальной проблемной ситуации без использования защитных механизмов; б) защитное (вернее - самозащитное) решение, направленное на сохранение ситуации, но с одновременным изменением ее восприятия, а также своего «Я». Фактически выбор одного из трех основных видов или стратегий адаптации есть процесс принятия решения.

4)    Обращение за помощью к другим. - В необходимых случаях, когда решать возникшие проблемы только собственными силами невозможно, можно обращаться к помощи других людей: за советом; ради того, чтобы внимательно слушали и сочувствовали; с просьбой оказать помощь при решении определенной части задач, или оказать помощь в составлении плана действий. Поиск социальной поддержки - так можно назвать данный «механизм».

5)    Выражение собственных эмоций и осознание эмоций других. - Нередко для адаптации целесообразно осознать собственные переживания и позволить другим, чтобы и они поняли их подлинный характер. Полезно сообщить другим, что мы переживаем из-за их действий. Полезно также сказать другим о том, как мы понимаем их чувства.

6)    Вера в то, что мы контролируем как свое поведение, так и наше окружение. - Если у человека нет такой уверенности, он становится чувствительным к стрессу, тревоге и фрустрациям (т. е. порог толерантности снижается). Такая уверенность и предпринимаемые действия, направленные на реализацию своих целей, смягчает силу стресса и тревоги.

Очень помогает человеку в незащитной адаптации развитие и усиление внутреннего локуса контроля. То обстоятельство, что это помогает, можно проиллюстрировать следующим примером: те беременные женщины, которые обладают точными медицинскими сведениями о рождении ребенка, менее тревожны, чем незнающие и предубежденные женщины.

Авторы, исследующие описанные выше способы адаптации, отмечают следующее важное обстоятельство: в реальных жизненных ситуациях механизмы преодоления и защиты выступают совместно; это особенно заметно в сложных ситуациях: во время острых дискуссий, природных катастроф и т. п. Они отмечают также, что во многих случаях, говоря о механизмах регрессии, отрицании, поиска альтернатив, логическом анализе ситуации и т. п., мы только даем названия весьма сложным явлениям, без их объяснения. Поэтому мы не получаем возможности предвидеть будущее поведение людей. Использование названий - штампов нередко препятствует подлинному пониманию волнующих людей проблем.

О когнитивных аспектах незащитной адаптации людей можно найти полезные сведения в трудах по когнитивной психологии, хотя их авторы обычно адаптивный аспект познавательных процессов не рассматривают.

Другие способы незащитной адаптации

Перечисленные в предыдущем параграфе способы и механизмы незащитной адаптации вовсе не исчерпывают все богатство тех средств, которыми люди пользуются в реальной жизни, при преодолении проблемных ситуаций без переживания фрустрации.

Известно, что фрустрация имеет не только отрицательное, но и положительное влияние на психическую активность человека. Фрустрация и психическое напряжение приводят к тому, что внимание человек все больше и больше сосредоточивается на своем психическом состоянии, на своей мотивации. В результате этого фрустрированный мотив становится для человека еще более заметным и осознанным, в то время как остальные (конкурирующие) мотивы теряют свою силу. Второстепенные отвлекающие особенности ситуации отходят на периферию сферы сознания. В результате всех этих процессов привлекательность фрустрируемой цели усиливается. Появляется феномен, который образно выражают в изречении: «Трава зеленее по ту сторону забора».

Это общее следствие фрустрации является, по нашему мнению, в целом адаптивным, хотя все сказанное верно для случаев умеренной фрустрации. Но оно выражается в ряде специфических форм, которые являются незащитными адаптивными механизмами личности. Эти специфические формы поведения описаны в указанной литературе и ниже мы приводим их краткие описания. Но вначале напомним об общих когнитивных процессах, которые обеспечивают незащитную адаптацию личности.

1)    Выдвижение гипотез, принятие решений и адаптация . - В теории адаптации следует развивать также следующий аспект: когда человек оказывается в проблемной ситуации, у него возникают гипотезы о возможных путях ее преодоления. Вычленение задач сочетается с выдвижением гипотез и, наряду с ними, с антиципацией возможных результатов. Протекает процесс принятия решений, включающий все упомянутые частные процессы: выявление и концептуализация проблемных ситуаций и задач, выдвижение альтернативных гипотез, их оценка и выбор наиболее оптимальной из них. (Я считаю, что оптимальность может иметь уровни). Т. о., в теории адаптации следует шире использовать достижения когнитивной психологии и психологии творчества.

2)    Усиление стремления. - В определенных пределах усиление фрустрации (в виде блокады или конфликта) усиливает мотивацию и стремление человека к достижению своей цели. При этом мобилизуются резервы личности. Когда же нет блокады и фрустрации, деятельность выполняется индивидом спокойно, ее мотивация носит «периферический» характер. Усиление стремления к цели может носить характер компенсации. Это интересная проблема. Дело в том, что как только активность личности принимает компенсаторный характер, она начинает приобретать также защитный характер. Происходит переход от незащитной адаптации к защитной.

Усиление стремления и интенсификация активности человека нередко позволяют ему преодолеть блокаду или конфликты, силу фрустраторов вообще. Но если барьер слишком сильный и компенсаторные действия не приводят к успеху, должны задействоваться другие адаптивные способы и действия, что и наблюдается в реальной жизни.

3)    Изменение средств достижения цели. - Если цель не достигается даже при условии описанного выше феномена усиления мотивации, то индивид может призадуматься над тем, были ли его прежние действия самыми целесообразными с точки зрения задачи достижения именно этой цели. При усилении мотивации и поиска новых путей достижения цели он может заметить такие особенности ситуации, которые не были им замечены в условиях умеренной мотивации. Исследования показали, что умеренное усиление напряжения всегда позволяет найти новые пути, ведущие к цели. Но уровень напряжения не должен быть очень высоким. Именно в связи с этим можно говорить об оптимальной фрустрированности личности.

4) Замена целей. - Если даже усиленная мотивация не позволяет достигнуть поставленной цели и человек фрустрирован (одновременно переживая стресс), тогда у него остается другой выход: отказаться от прежней цели и заменить ее новой. В создавшейся ситуации это один из вероятных выходов, поскольку, как отмечается Д. Кречом и соавторами, усиленная мотивация делает для человека привлекательными даже такие объекты, с помощью которых он мог бы удовлетворить свою потребность, хотя при слабой мотивации они для него не обладают привлекательностью.

Примером может служить сексуальная мотивация. Если человек влюблен и стремится к обладанию очень привлекательной особи противоположного пола, то другие объекты для него могут стать неинтересными и непривлекательными. Однако фрустрация и усиление сексуальной мотивации приводят к тому, что для него объективно менее красивые представители противоположного пола могут стать привлекательными. Усиление мотивации создает условия для замены (субституции) цели.

Однако новая цель никогда не может быть идентичной прежней по своим качествам и уровню привлекательности. Поэтому полной замены никогда не бывает и всегда сохраняется некоторое напряжение. (Это, как понимает читатель, уже область когнитивного диссонанса и его последствий).

Явление субституции экспериментально исследовано Куртом Левиным и его последователями, а позднее - и представителями других психологических направлений. Проблема ставилась следующим образом: если определенная активность личности блокируется, то какая другая деятельность может стать лучшей заменой? В школе Левина экспериментально показано, что когда определенная деятельность, например процесс решения задачи, остается незавершенным, у человека появляется тенденция ее завершения, как только возникают благоприятные для этого условия. Речь идет об известном эффекте Зейгарник.

Заменяющую ценность новой активности (the substitude value of a task) экспериментально проверила Мария Хенле (Mary Henle) с помощью простых опытов. Она предлагала испытуемым для решения четыре задачи по прохождению через лабиринт. При решении четвертой задачи она прервала испытуемого, после чего предлагала ему пятую задачу, которую испытуемый решал беспрепятственно. После этого она наблюдала: возвращается ли испытуемый к прерванной задаче с целью завершения ее решения. После проведения подобных опытов со многими людьми Хенле пришла к некоторым выводам. Вот они: 

  1. тенденция возврата наблюдается;
  2. к прерванной задаче после решения пятой (дополнителной) задачи возвращалось тем больше испытуемых, чем менее сходными были прерванная и дополнительная (заменяющая) задачи (около 64 % испытуемых). При большом сходстве прерванной и дополнительной задач значительно меньше испытуемых высказало желание вернуться к прерванной задаче и завершить ее решение (около 25 % испытуемых); таким образом, «субституирующая» сила различных задач неодинакова;
  3. субституирующая сила задачи тем больше, чем меньше временной интервал между моментом приостановки процесса решения задачи и моментом предъявления заменяющей задачи. Запаздываемая субституция очень мало влияет на силу тенденции возвращения к незавершенной задаче с целью завершения ее решения.

Эти исследования позволяют расширить представления о видах незащитных адаптивных механизмов и о тех пределах (рамках), в которых они применимы для эффективной адаптации.

5)    Новое определение ситуации. - Когда усиленная мотивация, изменение средств или замена целей не приводят к успешному разрешению конфликта и преодолению фрустрации, тогда в ситуации могут произойти более серьезные изменения. А именно: личность может дать ситуации новое определение, новую интерпретацию. Это новое определение может привести к тому, что те явления и факторы, которые, в данной ситуации были разрозненными или противоположными, теперь уже представляются совместимыми. Д. Креч и соавторы иллюстрируют это положение следующим примером: такие отдельные и конфликтующие желания человека, как самоутверждение и желание сохранить любовь к себе других людей, могут быть соединены в его усилии стать лидером группы, что приведет к удовлетворению обеих желаний.

При таких переопределениях в ситуацию привносятся новые элементы, или же контекст воспринимаемой ситуации расширяется. Переинтерпретация может произойти либо очень быстро, в результате инсайта, либо постепенно, под воздействием повторяющихся фрустраций. Создаются альтернативные определения ситуации, и человек получает возможность выбора. Осуществление выбора в фрустрирующей ситуации является адаптивным действием.

Когда все эти конструктивные или, как мы считаем более правильным назвать, незащитные адаптивные механизмы, не устраняют фрустрацию, тогда напряжение усиливается. В такой ситуации применение таких механизмов уже приводит к обратным результатам: они еще больше нарушают целенаправленную деятельность личности. Например, еще большее усиление мотивации может привести к сосредоточению таких количеств энергии, которые не нужны для достижения данной цели, излишни. Чрезмерная мотивация и сверхсильные усилия нарушают координированность действий, из которых складывается деятельность. Эти факторы могут привести также к такому явлению, которое называют «когнитивной узостью». Оно состоит в том, что человек полностью сосредоточивает свое внимание на заблокированный путь или на недостижимую цель, поэтому теряет способность видеть другие пути или другие, заменяющие цели. Сверхсильная мотивация создает также интенсивные эмоции, которые нарушают рациональные психические процессы и разумный выбор, личность теряет контроль над собой и над ситуацией.

6)    Труд и творческая незащитная адаптация личности. - По-видимому, следует считать, что наилучшим «механизмом» незащитной, здоровой и конструктивной адаптации личности в социальной среде является свободный, внутренне мотивированный труд. Это не новая идея, она встречается у многих мыслителей.

Из современных психологов касательно этой проблемы интересные мысли высказал Абраам Маслоу, один из видных представителей гуманистической психологии. Он писал о том, что только труд может быть средством полной актуализации личности, однако не всякий труд. «Индивид должен не только понимать необходимость дела, которому он служит, - избранное занятие должно личностью приниматься как способ приобщения к определенным ценностям и переживаться как часть своего «Я». Лишь сливаясь со своим трудом и в то же время забывая себя в нем, индивид развивает все свои потенциальные возможности, обретает умение противостоять неудачам и начинает функционировать на высшем уровне человеческого существования».

Здесь следует особо отметить мысль о том, что такой внутренне мотивированный труд помогает личности «противостоять неудачам», иначе говоря - усиливает ее толерантность к фрустрациям.

Источник: 
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание и характер / А. А. Налчаджян - 2013
Материалы по теме
Кибернетическая модель адаптации человека
...
Методы и приемы адаптации персонала
Викулина О.В., Теория и практика психологии управления
Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации (F43)
Справочник по психиатрии / Н.М. Жариков, Д.Ф. Хритинин, М.А. Лебедев. — М.: ООО «...
Адаптивная роль поведения
...
Адаптация персонала
Федосеев В.Н., Управление персоналом организации
Адаптивная активизация воображения и других познавательных процессов
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Адаптационный синдром
...
Нарушения школьной адаптации как междисциплинарная проблема
Н. Г Аусканова, И. А. Коробейников: ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У...
Оставить комментарий