Культура маркетинговой деятельности

Следует отметить еще один аспект. Значительное место в маркетинговой деятельности предприятия занимает культура маркетинговой деятельности. Под культурой маркетинговой деятельности следует понимать систему формальных и неформальных правил и норм ее функционирования, а также обычаев и традиций, особенностей поведения работников маркетинговой службы и стиля руководства ею.

Проведенные исследования показывают, что успешно работающие маркетингово-ориентированные предприятия отличаются высоким урон нем культуры маркетинговой деятельности, который формируется в результате продуманных усилий руководства и персонала маркетинговой службы. Следует отметить, что управленческая культура маркетинговой деятельности складывается в определенный период времени. Она сама в значительной степени определяет стиль управления маркетингом, характерный только для данной компании. В современной экономической литературе выделяют три уровня экономической культуры, в частности: верхний, промежуточный и низший.

Можно сформулировать некоторые основные принципы, на которых базируется культура маркетинговой деятельности:
1) предоставление услуг потребителю, отвечающих его требованиям. С этой целью предприятие осуществляет исследование нужд и запросов потребителей продукции фирмы, их прогнозирование на перспективу, а также содействие потребителям в наиболее эффективной эксплуатации своей продукции и использовании предоставляемых услуг;
2) поскольку высокое качество является основным условием деятельности предприятий и фирм в рыночных условиях хозяйствования, то компания должна постоянно стремиться поддерживать высокое качество предоставляемых на рынок товаров и услуг и тем самым эффективным способом использовать маркетинговые факторы повышения качества продукции и услуг с использованием имеющегося потенциала. Для реализации этого принципа фирма должна стремиться
• занимать ведущие позиции в новых разработках:
• знать о достижениях других компаний, улучшать их, насколько это возможно, или использовать, если они отвечают требованиям фирмы;
• производить качественную продукцию на базе самых совершенных технологий и проектов при наиболее низких затратах;

3) эффективность организации службы маркетинга. Этот принцип означает, что каждый руководитель подразделений маркетинга на предприятии должен уметь вовлечь в общий процесс каждого сотрудника компании. Для этого руководителю необходимо:
т обеспечить организацию производства, которая стимулирует сотрудников на выполнение стоящих перед ними задач на высоком профессиональном уровне;
• часто встречаться со своими сотрудниками и обсуждать текущие проблемы компании;
• подвергать сомнению принятые ранее решения и политику компании, проводимую на данный период;
• четко представлять себе потребности фирмы, а также каждого рабочего участка и подразделения;
• планировать свою работу на перспективу, с готовностью вое принимать новые идеи;

4) честные взаимоотношения с поставщиками продукции и уеду!. В связи с этим компании необходимо осуществлять следующие действия:
• выбирать поставщиков с учетом качества их продукции и предоставляемых услуг, а также надежности и ценовой конкурентоспособности;
• признавать законные интересы поставщика при заключении контрактов, а также добросовестно исполнять контрактные обязательства;
• не допускать излишней зависимости поставщиков от предприятия.

Следует также отметить, что важным аспектом управленческой культуры маркетинговой деятельности является ее разделение внутри предприятия на ряд частных культур. При этом степень дифференциации культуры определяется различиями решаемых задач и особенностью функциональной направленности заводских подразделений. Главная задача руководства маркетинговой службы — согласование субкультур с общей культурой всей службы во избежание дисфункционального влияния на развитие маркетинга.

Источник: 
Под ред. Короткова А.В., Синяевой И.М. - Управление маркетингом - 2005