Конфликтогенное, нейтральное и синтонное поведение в общении

Конфликтогенное поведение - поведение, порождающее конфликты.

Но что такое конфликт? Есть разные определения.

  1. Конфликт (лат. conflictus - столкновение) - столкновение, серьёзное разногласие, спор, - пишет С. И. Ожегов.
  2. Конфликт - столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; распря, разногласие, спор, грозящий осложнениями, - так написано в словаре иностранных слов.

По С. И. Ожегову распря - это ссора, раздоры. А ссора - это 1) состояние взаимной вражды, серьёзная размолвка; 2) взаимная перебранка. Именно так на уровне здравого смысла и понимается конфликт. Поэтому будем считать, что конфликт - это ссора.

Начинается он с отсутствия согласия, а что будет потом - зависит от поведения сторон. Люди могут быть, и часто бывают не согласны друг с другом в чём-то, но при этом находятся в прекрасных отношениях.

Ссора всегда открыта, она или есть, или её нет. Но есть такие конфликты, в которых нет ссоры как таковой, т. е. нет взаимной вражды или неприязни. Например, может ли подчинённый, т. е. зависящий от начальника сотрудник, вступать в ссору с ним, в открытый конфликт? Может, если есть куда уйти. А если некуда - то не может, и тогда конфликт, начавшись как столкновение мнений и небольшой спор, не доходит до стадии ссоры, а приобретает скрытый и пассивный характер.

Конфликты возникают, когда одна сторона (партнёр) мешает другой стороне (партнёру) удовлетворить её какие-либо потребности (физиологические, в безопасности, в уважении, в принадлежности и любви, самоактуализации, в ресурсах, территории, карьере, правоте и т. д.).

А вот если одна сторона помогает другой стороне удовлетворить её потребности, тогда возникают симпатия и дружба, и хорошие отношения. Такое поведение называется синтонным.

Синтонное поведение - поведение, созвучное потребностям партнёра и поэтому порождающее хорошие отношения, симпатии и дружбу. Так определил это поведение Н. И. Козлов. В переводе с греческого syn означает вместе, а ton - звук.

Фразы, поступки и поведение, в том числе невербальные сигналы, вызывающие отрицательные эмоции и приводящие к конфликту, называются конфликтогенами, а вызывающие положительные эмоции и приводящие к симпатии и дружбе - синтонами. Те, которые никаких эмоций не вызывают и ни к каким отношениям не приводят, - нейтралами.

Нейтральное поведение - поведение, в котором нет ни конфликтогенов, ни синтонов.

Конфликтогены опасны для любых отношений. Поэтому поведение, в том числе при общении, должно быть так сконструировано, чтобы конфликтогены не только не культивировались, но даже отфильтровывались уже на бессознательном уровне. Как этого добиться? Получением психологического образования и самообразованием, воспитанием и самовоспитанием, работой над собой, постоянным самоконтролем, оттормаживани-ем реакций. Нужно культивировать в себе и проявлять качества, поступки и поведение, которые приятны окружающим (но не в ущерб себе, конечно).

Конфликтогены, синтоны и нейтралы нужно «знать в лицо». Синто-ны - заучить и применять. Если просто исключить конфликтогены из своего поведения, то мы добьёмся улучшения психологического климата, но он будет «холодным». Чтобы он стал «тёплым», психологически комфортным, нужно использовать синтоны. «Дело за малым» - знать все потребности партнёра, в том числе и скрываемые, и даже неосознаваемые им самим.

Так каковы же потребности, удовлетворения которых человек ищет и ждёт при общении? Сразу скажем, что полный список потребностей человека пока не составлен, соответственно, никто не подсчитал и их количество.

Свобода, равенство, братство - лозунги французской революции. Они и поныне актуальны. Хотя полная свобода человека в обществе невозможна. Свобода относительна. «Свобода твоего кулака кончается там, где начинается кончик носа другого» - авторство этой фразы точно не установлено...

Проявляется потребность в свободе в потребности самодетерминации - желании самому определять своё поведение - самому решать, что, как, когда делать или не делать. Поэтому люди не любят приказов, указаний и поучений; лучше обратиться с просьбой, чем приказывать или требовать.

Одной из наиболее острых потребностей является потребность в равенстве. Но это - минимум, на который согласен человек. На самом деле у него, как установил А. Адлер, существует потребность в превосходстве. Но в то же время превосходство - конфликтоген номер один. Поэтому равенство - компромисс. И стратегия умного поведения.

Часто возникают конфликты и рушатся отношения из-за того, что у человека что-то отбирают, отнимают - выгодную работу, должность (пришёл специалист с профильным образованием) и т. д., и отдают другому, и человек несёт потери - финансовые, статусные, моральные, материальные. Причём отнимают иногда несправедливо, даже не поговорив, не обосновав необходимость передачи (работы, кабинета, должности), не спросив его согласия. Неприязнь, гнев или обида на того, кто отобрал (к начальнику) и на того, кто получил отобранное, - возникнет и сохранится надолго. Отбирать - очень сильный конфликтоген. Хотите мира - не отбирайте, а попросите, обосновав свою просьбу, и пусть сам человек решит, что да, так нужно, и скажет, что согласен с таким решением.

Другой сильный конфликтоген - критика. Нельзя критиковать:

  • личность, внешность;
  • профессиональные качества, навыки, знания;
  • вкусы, взгляды;
  • привязанности, реликвии;
  • значимые группы: родственников, друзей, профессиональную общность, национальность, поколение, организацию;
  • ценности;
  • гендерные качества.

В таблице 6.6 приведены примеры рассмотренных типов поведения.



Ключевые слова: Общение
Источник: Психология: учебное пособие: в 2 т. Т. 2 / автор-составитель А. Р. Трощий. - Ульяновск : УлГТУ, 2015. - 217 с.
Материалы по теме
Виды общения
Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Гнев, его сущность и роль в общении
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Общение как деятельность
Лисина М.И., Общение, личность и психика ребенка
Перцептивная функция общения
Занковский А.Н., Психология деловых отношений
Взаимоотношения учителей с учащимися и их родителями
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Дефицитное общение (одиночество)
Слотина Т.В., Психология общения
Коммуникативная сторона общения
Андреева И.В., Социальная психология
Искусство договариваться
Стасенко В.Г., Психология общения
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий