Конфликтогенное, нейтральное и синтонное поведение в общении

Конфликтогенное поведение - поведение, порождающее конфликты.

Но что такое конфликт? Есть разные определения.

  1. Конфликт (лат. conflictus - столкновение) - столкновение, серьёзное разногласие, спор, - пишет С. И. Ожегов.
  2. Конфликт - столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; распря, разногласие, спор, грозящий осложнениями, - так написано в словаре иностранных слов.

По С. И. Ожегову распря - это ссора, раздоры. А ссора - это 1) состояние взаимной вражды, серьёзная размолвка; 2) взаимная перебранка. Именно так на уровне здравого смысла и понимается конфликт. Поэтому будем считать, что конфликт - это ссора.

Начинается он с отсутствия согласия, а что будет потом - зависит от поведения сторон. Люди могут быть, и часто бывают не согласны друг с другом в чём-то, но при этом находятся в прекрасных отношениях.

Ссора всегда открыта, она или есть, или её нет. Но есть такие конфликты, в которых нет ссоры как таковой, т. е. нет взаимной вражды или неприязни. Например, может ли подчинённый, т. е. зависящий от начальника сотрудник, вступать в ссору с ним, в открытый конфликт? Может, если есть куда уйти. А если некуда - то не может, и тогда конфликт, начавшись как столкновение мнений и небольшой спор, не доходит до стадии ссоры, а приобретает скрытый и пассивный характер.

Конфликты возникают, когда одна сторона (партнёр) мешает другой стороне (партнёру) удовлетворить её какие-либо потребности (физиологические, в безопасности, в уважении, в принадлежности и любви, самоактуализации, в ресурсах, территории, карьере, правоте и т. д.).

А вот если одна сторона помогает другой стороне удовлетворить её потребности, тогда возникают симпатия и дружба, и хорошие отношения. Такое поведение называется синтонным.

Синтонное поведение - поведение, созвучное потребностям партнёра и поэтому порождающее хорошие отношения, симпатии и дружбу. Так определил это поведение Н. И. Козлов. В переводе с греческого syn означает вместе, а ton - звук.

Фразы, поступки и поведение, в том числе невербальные сигналы, вызывающие отрицательные эмоции и приводящие к конфликту, называются конфликтогенами, а вызывающие положительные эмоции и приводящие к симпатии и дружбе - синтонами. Те, которые никаких эмоций не вызывают и ни к каким отношениям не приводят, - нейтралами.

Нейтральное поведение - поведение, в котором нет ни конфликтогенов, ни синтонов.

Конфликтогены опасны для любых отношений. Поэтому поведение, в том числе при общении, должно быть так сконструировано, чтобы конфликтогены не только не культивировались, но даже отфильтровывались уже на бессознательном уровне. Как этого добиться? Получением психологического образования и самообразованием, воспитанием и самовоспитанием, работой над собой, постоянным самоконтролем, оттормаживани-ем реакций. Нужно культивировать в себе и проявлять качества, поступки и поведение, которые приятны окружающим (но не в ущерб себе, конечно).

Конфликтогены, синтоны и нейтралы нужно «знать в лицо». Синто-ны - заучить и применять. Если просто исключить конфликтогены из своего поведения, то мы добьёмся улучшения психологического климата, но он будет «холодным». Чтобы он стал «тёплым», психологически комфортным, нужно использовать синтоны. «Дело за малым» - знать все потребности партнёра, в том числе и скрываемые, и даже неосознаваемые им самим.

Так каковы же потребности, удовлетворения которых человек ищет и ждёт при общении? Сразу скажем, что полный список потребностей человека пока не составлен, соответственно, никто не подсчитал и их количество.

Свобода, равенство, братство - лозунги французской революции. Они и поныне актуальны. Хотя полная свобода человека в обществе невозможна. Свобода относительна. «Свобода твоего кулака кончается там, где начинается кончик носа другого» - авторство этой фразы точно не установлено...

Проявляется потребность в свободе в потребности самодетерминации - желании самому определять своё поведение - самому решать, что, как, когда делать или не делать. Поэтому люди не любят приказов, указаний и поучений; лучше обратиться с просьбой, чем приказывать или требовать.

Одной из наиболее острых потребностей является потребность в равенстве. Но это - минимум, на который согласен человек. На самом деле у него, как установил А. Адлер, существует потребность в превосходстве. Но в то же время превосходство - конфликтоген номер один. Поэтому равенство - компромисс. И стратегия умного поведения.

Часто возникают конфликты и рушатся отношения из-за того, что у человека что-то отбирают, отнимают - выгодную работу, должность (пришёл специалист с профильным образованием) и т. д., и отдают другому, и человек несёт потери - финансовые, статусные, моральные, материальные. Причём отнимают иногда несправедливо, даже не поговорив, не обосновав необходимость передачи (работы, кабинета, должности), не спросив его согласия. Неприязнь, гнев или обида на того, кто отобрал (к начальнику) и на того, кто получил отобранное, - возникнет и сохранится надолго. Отбирать - очень сильный конфликтоген. Хотите мира - не отбирайте, а попросите, обосновав свою просьбу, и пусть сам человек решит, что да, так нужно, и скажет, что согласен с таким решением.

Другой сильный конфликтоген - критика. Нельзя критиковать:

  • личность, внешность;
  • профессиональные качества, навыки, знания;
  • вкусы, взгляды;
  • привязанности, реликвии;
  • значимые группы: родственников, друзей, профессиональную общность, национальность, поколение, организацию;
  • ценности;
  • гендерные качества.

В таблице 6.6 приведены примеры рассмотренных типов поведения.



Ключевые слова: Общение
Источник: Психология: учебное пособие: в 2 т. Т. 2 / автор-составитель А. Р. Трощий. - Ульяновск : УлГТУ, 2015. - 217 с.
Материалы по теме
Круг общения (социальная сеть) у женщин и мужчин
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Общение подростка со взрослыми
Александрова Ю.В., Возрастная психология
Функции и структура общения
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Неимперативные прямые формы воздействия в общении
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Общение в группе
Максименко С.Д., Общая психология
Стили общения
...
Межличностные отношения и их виды
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Условия эффективного педагогического общения
Фоминова А.Н., Педагогическая психология
Оставить комментарий