Вербальная коммуникация. Передача информации в процессе общения обеспечивается при помощи языка — главного, специфически человеческого орудия общения, а также неречевыми способами.
Язык как способ общения возник и сформировался исторически, в ходе развития человеческого общества, из его потребностей.
Природа языка является знаковой. Каждое слово — это знак, который имеет определенную соотнесенность с предметами внешнего мира. За каждым словом как знаком исторически закрепилось определенное значение, понятное людям, пользующимся этим языком.
С развитием социального и технического прогресса человечества постоянно расширяется круг потребностей человека, что способствовало развитию и усовершенствованию языка как способа общения. Словарный запас и совершенное грамматическое строение языка современного цивилизованного общества позволяют передавать какую-либо информацию и множество оттенков и деталей объекта информации.
Речь является способом накопления и передачи общественного опыта. Благодаря общению при помощи языка, отражение действительности в сознании одного человека дополняется тем, что было в сознании других людей, вследствие чего вырастают возможности для обмена информацией.
Вербальная коммуникация осуществляется при помощи слова — основной и наиболее совершенной формы человеческого общения. Уровень владения языком, богатство и культура языкового высказывания определяют возможности и эффективность общения каждой конкретной личности.
Параллельно с языком как способом общения при помощи слова широко используются неречевые способы — жесты, мимика, интонация, паузы, манеры, внешность. Общение как живой процесс непосредственной коммуникации субъектов закономерно проявляет эмоции тех, кто общается, создавая невербальный аспект обмена информацией.
Невербальная коммуникация. Это особый язык — "язык чувств". Он — продукт общественного развития людей, который значительно усиливает смысловой эффект коммуникации, но может и заменять слова. Известно, например, что молчание иногда бывает красноречивее множества слов. Обмениваясь взглядами, люди могут глубоко постигнуть содержание информации, которая не укладывается в адекватные категории вербального высказывания.
Большое значение для установления содержательных и эмоциональных контактов в общении имеет внешний облик человека. На его основании возникает первое впечатление о человеке, которое нередко определяет развитие дальнейших отношений. Внешний облик человека состоит из телесного облика, одежды, манеры держать себя, привычек, В какой-то степени он может сознательно изменяться, но в своей суш остается консервативным.
Телесный облик. Это — неисчерпаемый источник и средство коммуникации. Огромную информацию несут выражения лица, возникающие под влиянием переживаний, мыслей, чувств, отношений. Существенные детали облика — прическа, одежда, аксессуары. Это — предметы оценочных суждений о человеке, его принадлежности к определенной группе, сословию, профессии и т.п.
По манерам человека можно судить о его воспитанности, самооценке, отношению к другим.
Наиболее динамично внешняя сторона невербального общения проявляется в жестах, мимике.
Жест — это социально сформированное и устойчивое движение, передающее психическое состояние. Мимика и жесты имеют биологическую природу, содержат элементы врожденного характера и в тоже время социальны по происхождению.
Например, мимика страха, жесты угроз происходят от биологически целесообразных защитных движений, имеющих место в поведении животных. Мимика и жесты в процессе вербального общения дают возможность усиливать смысловые акценты на элементах передаваемой информации, что усиливает ее эмоциональный эффект от осознания ее значения.
Надо иметь в виду: гипертрофированная мимика и жестикуляция, движения рук, лишенные содержания, могут затруднить восприятие информации, и даже дезориентировать реципиента. Как особенная разновидность невербального общения выделяется тактильно-мышечная чувствительность.
Тактильно-мышечная чувствительность генетически является одним из мощнейших каналов получения жизненно важной информации. Тактильно-мышечной чувствительностью можно познать довольно много свойств другого человека: его физическую силу, особенности личностного плана, отношения, психическое состояние и т.п.
Держа, например, в руке ладонь другого человека, в зависимости от обстоятельств, можно судить в какой-то степени о его психическом состоянии, взаимопонимании и контакте, отношении к ситуации, намерении.
Важную роль в эффективности общения, как свидетельствуют данные специальных исследований зарубежных психологов, играет пространственное расположение собеседников друг относительно друга, дистанция и коммуникативная направленность. Общеизвестно, что важные политические акции — переговоры руководителей, некоторые встречи — проводятся за "круглым столом".
При общении "лицом к лицу" стороны имеют возможность получать исчерпывающую информацию о предмете разговора, определять субъективную позицию и отношение к ней другой стороны.
Как пренебрежение может быть расценена реплика, сделанная другим лицом "сквозь зубы", или отсутствие приглашения сесть, когда к этому побуждают объективные условия.
"Праксемика". Это система знаний об особом коммуникативном общении, о значении дистанции — расстояния между людьми — в общении. Праксемика выделяет в общении четыре дистанции:
- интимную;
- личную, которая подтверждает: общающиеся — близкие друзья;
- социальную (характеризует официальные контакты, имеющие место между сторонами, которые входят в отношения);
- публичную — общение между незнакомыми людьми (эпизодические, ситуативные контакты).
Неречевые способы общения, сопровождающие вербальное сообщение, создают подтекст, который облегчает, обогащает и углубляет восприятие передаваемой информации. Соответствие невербальных способов общения целям и задачам, содержание словесной коммуникации — важный элемент культуры общения.
Чувство соответствия чрезвычайно важно в работе педагога и всех тех, для кого способы вербальной и невербальной коммуникации являются инструментом их профессиональной деятельности.