А. Справедлив ли мир? - Исходя из повседневных наблюдений и данных некоторых экспериментальных исследований, американский психолог М. Лернер выдвинул концепцию о том, что у людей существует «вера в справедливый мир». Значительное число людей, если не большинство, верит в то, что мир в целом, причем даже в своих физических проявлениях, справедлив и, следовательно, добро и зло вознаграждаются по заслугам. У многих такая концепция о мире носит неосознанный или полуосознанный характер, тем не менее такая вера оказывает влияние на их поведение. Они во многих случаях действуют исходя из такого представления.
Подобная неявная (имплицитная) теория о предполагаемой справедливости мира, которая, на наш взгляд, в значительной мере иррациональна (в смысле несоответствия фактам жизни), приводит к парадоксальным результатам. Одним из них является то, что люди склонны оправдывать победителей и осуждать побежденных, а это очень часто не что иное, как вопиющая несправедливость. Более того, победителей, тех, кто добивался успехов (по их критериям) не только оправдывают: усиливается симпатия по отношению к ним. Вообще удачливые люди становятся вследствие этого (а также атрибуций, о которых пойдет речь ниже) более привлекательными, в первую очередь для представителей противоположного пола.
Можно предполагать, например, что многие верили в мудрость и доброту Сталина и оправдывают его преступления именно потому, что на их образ мышления оказывает влияние имплицитная теория справедливого мира, которую они несут в себе, иногда не совсем осознавая ее. Действительно, трудно вообразить, что невинного человека просто так возьмут да накажут или уничтожат. Предполагается, что он в чем-то виноват, хотя никто толком не может сказать, в чем. Палачи сочиняют такие грехи для своих жертв, а многие, не имея возможности проверять сказанное, верят им в слово.
Б. Теория атрибуции и концепция Лернера. - Предложенная Лернером концепция о существовании веры в справедливый мир получает мощную поддержку со стороны другой социально психологической теории - теории атрибуции. Создатели этой теории заметили, что когда кто-то терпит поражение, страдает, оказывается в бедственном положении, тогда многие внешние наблюдатели, особенно те, кто находится в более благополучном положении, ищут причину такого положения вещей в самих этих людях, считая, что за свои неудачи и страдания виноваты сами. У наблюдателей происходит атрибуция (приписывание) этим людям отрицательных черт, мотивов и поступков. Это явление обвинения жертвы.
Такое явление наблюдается и при оценке неудач, поражений социальных групп и даже этносов в соперничестве с другими. Например, немало людей обвиняют евреев за то, что их преследовали и организовали их этноцид в XX веке; такого рода обвинения звучат и в адрес армян. Обвинение жертв за их страдания - очень распространенное явление, и оно в значительной степени опирается на веру в справедливый мир и осуществляется с помощью механизма атрибуции. Вот к каким последствиям может привести такая иррациональная вера.
Почему клевета приводит к желательным для клеветника результатам? По той причине, что многие думают так: если про Р такие странные вещи рассказывают, значит он действительно что-то сделал. Ведь мир справедлив! Иначе говоря, многие рационализируют в пользу клеветников, палачей и других преступников, тем самым создавая благоприятную ситуацию для их дальнейшей разрушительной деятельности.
В. Оправдание несправедливости. - Обвинение жертвы - широко распространенное явление. Оно наблюдается даже в экспериментальной ситуации. М. Лернер провел эксперимент о доказал, что даже в таких условиях вера в справедливый мир порождает обвинение жертвы, т. е. несправедливость. В одном из экспериментов испытуемым предлагали проанализировать дорожно-транспортное происшествие. Анализ всех данных о происшествии, в котором был ранен пешеход, показал, что пешеход (жертва) был невиновен в случившемся, виновен был шофер. Когда испытуемым говорили, что пешеход получил легкое ранение, испытуемые выносили правильное решение: виноват водитель. Когда же им сообщили, что пешеход получил тяжелые ранения и находится в тяжелом положении или умер, испытуемые начинали обвинять не только водителя, но и жертву; они перераспределяли ответственность между двумя сторонами. Имел место атрибуция ответственности как водителю (настоящему виновнику), так и жертве. Это несправедливость, но люди редко осознают, как у них вера в справедливость и ее окончательную победу приводит к несправедливости.
Имплицитная теория о справедливости мира приводит к оправданию целого ряда других несправедливостей. В другом эксперименте Лернера четверо испытуемых играли в такую игру, в которой каждый внес равный вклад. Однако экспериментатор вознаградил только одного из них (случайно избранного участника). Затем просили испытуемых сказать, кто из игроков внес наибольший вклад в общий успех. Большинство утверждало, что такой вклад внес тот, кто получил награду.
Это означает, что люди склонны оправдывать несправедливые решения, тем самым способствуя подкреплению и укоренению социальной несправедливости. В основе такой склонности лежит, в частности, неявная теория (вера) о том, что мир, в котором мы живем, справедлив. Точно так же верующие считают, что не надо бороться против несправедливости, поскольку Бог сам накажет виновных и несправедливых людей, т. е. мир построен на справедливых началах. Согласно верующим, справедливость победит если не на земле, то в потустороннем мире.
Парадоксальность выводов, к которым приходят люди, имплицитно или сознательно руководствующиеся теорией справедливого мира, подтверждается также тем, как испытуемые оценивают «учеников» - участников известных экспериментов Стэнли Милгрэма. Оказалось, что чем сильнее страдает жертва от сильных электрических ударов, тем большую антипатию она вызывает у испытуемых. Испытуемые Лернера наблюдали видеозапись экспериментов Милгрэма. Любопытно, что когда у испытуемых не было возможности прекратить эксперимент, антипатия наблюдателей к жертве была интенсивнее. Симпатия же к «ученикам» усиливалась, когда у них была свобода действий.
Г. Влияние на личность. - Какое влияние на другие аспекты личности и ее активности оказывает иррациональная вера в то, будто мир справедлив? Одно из них - это часто наблюдаемая пассивность тех людей, у которых такая вера сильна. Такие люди, считая, что справедливость рано или поздно восторжествует, пассивно ждут, чтобы эта справедливость наступила, чтобы его проблемы решались как бы сами по себе. Но кто, кроме самого человека, может решать его проблемы, кто больше него заинтересован в их решении? Никто. Поэтому у многих жизненно важные проблемы остаются нерешенными.
О структуре веры в справедливый мир
Приведенные фаты и суждения показывают, что теория о справедливом мире есть не что иное, как организованная система рационализаций. Она используется для психологической адаптации индивидов и групп в таких ситуациях, в которых совершается или совершилась несправедливость, но они бессильны что-либо сделать. Люди, исходя из теории справедливого мира, наивно верят в то, что их успехи и достоинства не могут, в конце концов, не вознаграждаться. И если в жизни действительно бывают случаи, когда справедливость торжествует (такое тоже бывает), то люди активно пользуются подобными фактами для подкрепления своей веры в справедливость мира. Но в тех многочисленных случаях, когда торжествует несправедливость, люди, исходящие из своей имплицитной теории, проецируют окончательное справедливое решение на неопределенное будущее, иногда даже «в мир иной». Мы считаем, что именно здесь следует искать один из психологических истоков веры в загробный мир, в справедливый суд божьи и тому подобные утешительные представления. В этом случае, если опять вернуться к структуре этой теории справедливости, можно сказать, что в ней значительное место занимают вероятностные суждения, предположения о том, что произойдет в будущем. Правда, если имплицитная теория справедливости принимает характер веры, то в ней должны преобладать категорические суждения.
Это показывает, что мы в дальнейшем, пытаясь развивать теорию Лернера, мы должны раскрыть различные варианты имплицитной теории справедливого мира, например, по критерию силы веры (подобная теория может иметь уровни и по уровню рациональности - иррациональности).
Другая важная проблема - выяснение того, каким образом в психике человека в процессе его социализации формируется такая вера, подобная имплицитная теория.